г. Тула |
|
7 ноября 2013 г. |
Дело N А23-2156/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.11.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии от заявителя - государственного предприятия Калужской области "Калугаоблводоканал" (г. Калуга, ИНН 4027001552, ОГРН 1024001186461) - Матвеевой М.А. (доверенность от 29.07.2013), заинтересованного лица - Главного управления МЧС России по Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027066486, ОГРН 1044004424727) - Самойленко Д.В. (доверенность от 08.10.2013 N 10389-3), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия Калужской области "Калугаоблводоканал" на решение Арбитражного суда Калужской области от 22.07.2013 по делу N А23-2156/2013 (судья Храпченков Ю.В.), установил следующее.
Государственное предприятие Калужской области "Калугаоблводоканал" (далее - заявитель, предприятие, ГП КО "Калугаоблводоканал") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Калужской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 19.03.2013 N 2.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 22.07.2013 в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил их того, что предписание не может быть признано незаконным в связи с невозможностью его исполнения и отсутствием вины в непринятии заявителем необходимых мер, направленных на реализацию требований законодательства в области чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, суд указал, что обнаруженные в результате проверки предприятия нарушения не требовали каких-либо финансовых затрат для их устранения, поскольку предписание предусматривало принятие заявителем организационных мер (бесплатное обучение, составление табеля).
Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области от 22.07.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что у предприятия отсутствует возможность для исполнения требований оспариваемого предписания, в частности, обеспечения средствами индивидуальной защиты до 24.09.2013, поскольку заявитель осуществляет регулируемый вид деятельности и в тариф на услуги общества органом регулирования не были включены расходы на реализацию мероприятий по организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме того, заявитель отмечает, что руководство предприятия предпринимало действия, направленные на исполнение требований, изложенных в оспариваемом предписании.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что отсутствие финансирования не является основанием для признания предписания незаконным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения от 11.02.2013 N 2 в период с 18.02.2013 по 18.03.2013 управление провело плановую выездную проверку ГП КО "Калугаоблводоканал" по соблюдению требований законодательства готовности предприятия к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий.
В ходе проверки заинтересованное лицо установило нарушение предприятием требований Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах" (далее - Закон N 151-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 23.12.2005 N 999 (далее - Порядок N 999), Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 03.03.2005 N 125 (далее - Инструкция N 125), Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993), постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Постановление N 547), Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 (далее - Положение N 841), Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687), а именно:
- отсутствует табель оснащения НАСФ специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (нарушены статья 8 Закона N 151-ФЗ, пункты 4, 6, 10 Порядка N 999, пункт 2.4.2 Инструкции N 125);
- личный состав НАСФ не обеспечен средствами индивидуальной защиты. Номенклатура и табель оснащения отсутствуют (нарушены пункты 4, 8 Положения N 993, пункт 4 Порядка N 999, пункт 2.7.2 Инструкции N 125);
- руководителем, членами КЧС, начальниками НАСФ не пройдено обучение в УМЦ по ГОЧС (нарушены пункт "в" статьи 14 Закона N 68-ФЗ, пункты 10, 19 Порядка N 999, пункта 9 Положения N 547, пункта 2.4.2 Инструкции N 125);
- учебно-материальная база для проведения занятий с формированиями ГО, НАСФ и работниками отсутствует (нарушены пункт "г" статьи 5 Положения N 841, подпункт 16.1 пункта 16 Положения N 687).
Указанные нарушения зафиксированы в акте от 19.03.2013 N 2.
По результатам проверки ГП КО "Калугаоблводоканал" выдано предписание от 19.03.2013 N 2 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым предприятию предписано устранить указанные нарушения в срок до 24.09.2013.
Считая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регулируются Законом N 68-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, содержащими требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Действие этого Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 1 Закона N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержден Приказом МЧС России от 23.12.2005 N 999 (далее - Порядок N 999).
Согласно пункту 4 Порядка N 999 нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников.
В пункте 6 Порядка N 999 указано, что состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми МЧС России, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
В силу пункта 10 Порядка N 999 предусмотрено, что нештатные организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Пунктом "в" статьи 14 Закона N 68-ФЗ на организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, возложена обязанность, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России, участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф (пункт 19 Порядка N 999).
Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются - формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности - 1 раз в год (пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В целях организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны организации: разрабатывают с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных соответственно Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, рабочие программы обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочие программы обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществляют обучение личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу (подпункт "г" пункта 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841).
В силу пункта 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14.11.2008 N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по обучению населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ обучения личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществление обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны.
Приказом МЧС России от 21.12.2005 N 993 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - Положение N 993), определяющее организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно пункту 4 Положения N 993 обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
В силу пункта 8 Положения N 993 накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6, 7 названного Положения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, факт нарушения обществом требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций подтверждается актом проверки от 19.03.2013 N 2 и заявителем не оспаривается.
Отклоняя довод предприятия об отсутствии вины в неисполнении действующего законодательства со ссылками на решение Калужского районного суда Калужской области от 29.05.2013, которым предприятие освобождено от административной ответственности, установленной частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правила привлечения виновного лица к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно указал, что обстоятельства, установленные названным судебным актом характерны для оценки возможности привлечения виновного лица к административной ответственности, исходя из презумпции невиновности, установленной статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства не могут распространяться на правоотношения, которые предполагают возможность осуществления проверки органом, наделенным необходимыми полномочиями, а при установлении нарушений выдачи предписания лицу, нарушившему требования закона.
Признавая несостоятельными доводы об отсутствии финансовых средств для исполнения требований оспариваемого предписания, суд первой инстанции обоснованно отметил, что указанное обстоятельство не является доказательством незаконности данного предписания.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не требовали больших финансовых затрат для их устранения, поскольку предписание предусматривает принятие организационных мер (бесплатное обучение, составление табеля оснащения).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных предприятием требований.
Ссылка подателя жалобы на неисполнимость предписания ввиду отсутствия финансирования на указанные в оспариваемом предписании мероприятия, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу статьи 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны, в частности, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения юридического лица, являющегося коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, от исполнения обязанности по выполнению мероприятий и требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При этом довод заявителя жалобы о том, что им была разработана производственная программа предприятия по эксплуатации и содержанию объектов водоснабжения и водоотведения на 2013 год, в которой оно предусмотрело к учету в тарифе затраты на мероприятия гражданской обороны и чрезвычайных мероприятий в размере более 3 млн. рублей, но орган регулирования предложил предприятию сократить названные расходы, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку, как следует из пункта 2 оспариваемого предписания, предприятие не обеспечило личный состав нештатного аварийно-спасательного формирования средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), а также отсутствует номенклатура и табель оснащения.
Так, пунктом 27 Положения N 993 установлено, что организации ежегодно информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) направляют в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.
Из вышеперечисленных норм Положения N 993 в их совокупности с положениями статьи 14 Закона N 68-ФЗ следует обязанность организаций по принятию мер к обеспечению средств индивидуальной защиты.
Таким образом, указанные в предписании формулировки самого нарушения и обязанности предприятия по его устранению не противоречат статье 14 Закона N 68-ФЗ и не свидетельствуют о неисполнимости предписания.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ГП КО "Калугаоблводоканал" по платежному поручению от 20.08.2013 N 5909 уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей, то есть в большем, чем предусмотрено подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, то госпошлина в сумме 1000 рублей на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 22.07.2013 по делу N А23-2156/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному предприятию Калужской области "Калугаоблводоканал" (248002, г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 80, ИНН 4027001552, ОГРН 1024001186461) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 20.08.2013 N 5909.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2156/2013
Истец: ГП "Калугаоблводоканал"
Ответчик: Главное Управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России по Калужской области, Главное управление МЧС России по Калужской области