г. Киров |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А31-7915/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 02.09.2013 по делу N А31-7915/2013, принятое судом в составе судьи Смирновой Т.Н.,
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
к арбитражному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Шарьинский мясокомбинат" Петросяну Артуру Петросовичу
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Петросяна Артура Петросовича (далее - ответчик, арбитражный управляющий, Петросян А.П.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 02.09.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано в связи с малозначительностью совершенного арбитражным управляющим административного правонарушения.
Управление с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 02.09.2013 по делу N А31-7915/2013 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение основано на неправильном толковании норм материального права.
Управление полагает, что в данном случае у суда первой инстанции отсутствовали основания для квалификации совершенного ответчиком правонарушения в качестве малозначительного в связи с наличием отягчающего административную ответственность обстоятельства (повторность привлечения к административной ответственности за совершение однородного правонарушения).
Административный орган находит ошибочным вывод арбитражного суда о том, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного отягчающие административную ответственность обстоятельства не имеют значение. Данный вывод суда первой инстанции, как считает Управление, противоречит положениям КоАП РФ.
Более подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.
Арбитражный управляющий в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Костромской области от 18.04.2013 по делу N А31-193/2013 общество с ограниченной ответственностью "Шарьинский мясокомбинат" (далее - ООО "Шарьинский мясокомбинат", должник) признан несостоятельным (банкротом), и в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Петросян А.П.
В ходе проведения проверки деятельности арбитражного управляющего Петросяна А.П. в соответствии с предоставленными действующим законодательством полномочиями, Управлением установлено, что арбитражным управляющим нарушены требования Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве), а именно:
- арбитражным управляющим нарушены сроки опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, установленные части 1 статьи 128 Закона N 127-ФЗ;
- в нарушение требований пункта 2 статьи 128 Закона о банкротстве публикации о введении на ООО "Шарьинский мясокомбинат" процедуры конкурсного производства в газете "Коммерсантъ" и в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве не содержат конкретной даты закрытия реестра требований кредиторов, а имеют лишь указание на то, что "кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования настоящего сообщения";
- в нарушение положений части 4 статьи 20.3 КоАП РФ арбитражный управляющий, увеличивая текущие расходы конкурсного производства, оплата которых производится за счет конкурсной массы предприятия-банкрота, уменьшая возможность погашения требований кредиторов, действовал недобросовестно и неразумно, нарушая интересы кредиторов и должника.
18.07.2013 по факту выявленных нарушений Управлением в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении N 00204413, которым деяние Петросяна А.П. квалифицировано по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
25.07.2013 в соответствии с положениями статьи 23.1, статей 202 - 204 АПК РФ Управление обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Петросяна А.П. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Установив в действиях арбитражного управляющего наличие состава вменяемого административного правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности квалификации совершенного ответчиком правонарушения в качестве малозначительного, в связи с чем отказал Управлению в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в частности порядок действий при банкротстве ООО "Шарьинский мясокомбинат".
Объективной стороной данного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Законе о банкротстве.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Как следует из материалов дела, арбитражному управляющему вменяются в вину нарушения требований части 4 статьи 20.4, частей 1, 2 статьи 128 Закона N 127-ФЗ.
Факт нарушения ответчиком указанных положений Закона о банкротстве самим арбитражным управляющим не оспаривается, установлен судом первой инстанции и подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Следовательно, в деянии Петросяна А.П. имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, определяется в форме умысла или неосторожности и должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Виновность лица в совершении административного правонарушения является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении (статья 26.1 КоАП РФ).
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что конкурсный управляющий имел возможность исполнить надлежащим образом нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ответчик является лицом, имеющим специальную подготовку в области антикризисного управления, позволяющую осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего в строгом соответствии с правилами, установленными Законом N 127-ФЗ. Поэтому он не мог не осознавать, что вышеназванные деяния по нарушению положений федерального закона о несостоятельности (банкротстве) носят противоправный характер.
Доказательств принятия конкурсным управляющим всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства о банкротстве ответчиком не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина арбитражного управляющего в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
В силу изложенного следует вывод о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, о чем судом первой инстанции правомерно указано в обжалуемом решении.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 указанного Постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Всесторонне, полно и объективно рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения (правонарушение не причинило ущерба интересам конкурсных кредиторов и иных лиц; существенная угрозы охраняемым законом общественным отношениям отсутствует), приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения правонарушения (арбитражный управляющий признает противоправность совершенных им действий), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции о возможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации, соответствует установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.
Довод административного органа о наличии отягчающих административную ответственность обстоятельств (повторность привлечения к административной ответственности за совершение однородного правонарушения) правомерно отклонен арбитражным судом со ссылкой на то, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного указанное обстоятельство правового значения не имеет. Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что отягчающие административную ответственность обстоятельства в силу положений части 2 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении наказания.
Утверждение заявителя жалобы об ошибочности названных выводов основано на ошибочном толковании норм материального права.
Следует отметить, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 02.09.2013 по делу N А31-7915/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7915/2013
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Управление Федеральной слуужбы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Ответчик: ООО "Шарьинский мясокомбинат" в лице арбитражного управляющего Петросяна А. П.
Третье лицо: ООО \ "Шарьинский мясокомбинат\" в лице арбитражного управляющего Петросяна А. П.