г. Санкт-Петербург |
|
07 ноября 2013 г. |
Дело N А42-2609/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Семеновой А.Б., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Иваняк С.С. - по доверенности от 03.12.2012;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19340/2013) Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова" Министерства Здравоохранения Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.07.2013 по делу N А42-2609/2013 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению ФГБУ "НМХЦ им. Н.И.Пирогова" Минздрава России
к Главному управлению МЧС России по Мурманской области
об оспаривании предписания
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (адрес: 105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская, 70т; далее - заявитель, Учреждение) в лице филиала Учреждения Мурманский клинический комплекс (адрес: г. Мурманск, ул. П.Морозова, д. 6; далее - филиал) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (адрес: 183025, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4; далее - заинтересованное лицо, Управление, ГУ МЧС России по Мурманской области) о признании недействительным пункта 1 предписания N 61/3/21-2 от 09.04.2013.
Решением суда от 23.07.2013 Учреждению в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение и принять новый судебный акт. Податель жалобы полагает, что суд не принял во внимание пункт 7 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309), согласно которому создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации ГО и ЧС и Министерством экономики Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержала доводы апелляционной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверена апелляционной инстанцией в пределах доводов апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения N 61 от 04.03.2013 в период с 12.03.2013 по 08.04.2013 Главным управлением МЧС России по Мурманской области проведена плановая проверка исполнения требований в области гражданской обороны Мурманским клиническим комплексом Учреждения.
По результатам проверки составлен акт N 61 от 08.04.2013, пунктом 1 которого установлено, что в филиале Учреждения в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 отсутствует защитное сооружение гражданской обороны для размещения (укрытия) наибольшей работающей смены медицинского, обслуживающего персонала и нетранспортабельных больных.
09.04.2013 ведущим специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера УНД ГУ МЧС России по Мурманской области выдано предписание N 61/3/21-2, в пункте 1 которого указано на отсутствие в Мурманском клиническом комплексе Учреждения защитного сооружения гражданской обороны для размещения (укрытия) наибольшей работающей смены медицинского, обслуживающего персонала и нетранспортабельных больных. Срок устранения нарушений определен в предписании Управлением до 01.04.2014.
Учреждение, посчитав предписание частично незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 1 предписания недействительным.
Отказывая Учреждению в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что Учреждение, оказывая медицинскую помощь в стационарных условиях филиала, является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время, в связи с чем заявитель обязан обеспечить укрытие нетранспортабельных больных и соответствующей части медицинского персонала. При этом каких-либо доказательств, подтверждающих, что соответствующие меры в целях соблюдения установленных требований Учреждением принимались, суду не представлено.
Выслушав представителя Учреждения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда установленным обстоятельствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), что, в свою очередь, не освобождает другую сторону от доказывания обстоятельств, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) под "гражданской обороной" понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно преамбуле действие Закона N 68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 4 Закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статьей 27 Закона N 68-ФЗ предусмотрено, что государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Пункт 4 Положения "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 712 от 01.12.2005 (далее - Положение о государственном надзоре) предусматривает, что органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены статьей 14 Закона N 68-ФЗ.
Во исполнение статьи 6 Закона N 28-ФЗ постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок), согласно пункту 2 которого к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Согласно пункту 3 Порядка для защиты работников наибольшей работающей смены организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время, а также для защиты нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и обслуживающего их медицинского персонала создаются убежища.
Пунктом 2.8 Строительных норм и правил "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны" (СНиП 2.01.51-90) предусмотрено, что защиту нетранспортабельных больных, а также медицинского и обслуживающего персонала во вновь проектируемых, строящихся и действующих учреждениях здравоохранения (больницах и клиниках), располагаемых в зонах возможных сильных разрушений, следует предусматривать в убежищах. При этом численность указанных больных следует принимать не менее 10% общей проектной вместимости лечебных учреждений в мирное время.
Защита больных, медицинского и обслуживающего персонала учреждений здравоохранения, располагающихся за зонами возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, а также лечебных учреждений, развертываемых в военное время, должна предусматриваться в противорадиационных укрытиях, которые следует проектировать на полный численный состав учреждений по условиям их функционирования в мирное время.
В защитных сооружениях учреждений здравоохранения, действующих в мирное время и имеющих в своем составе коечный фонд, и лечебных учреждений, развертываемых в военное время, кроме основных помещений для укрытия больных, медицинского и обслуживающего персонала следует предусматривать основные функциональные помещения, обеспечивающие проведение лечебного процесса.
Исследовав Положение о филиале, утвержденное Приказом Учреждения N 139 от 25.09.2012, суд пришел к правильному выводу, что Учреждение, оказывая медицинскую помощь в стационарных условиях филиала, является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время, в связи с чем заявитель обязан обеспечить укрытие нетранспортабельных больных и соответствующей части медицинского персонала.
Обязанность организаций в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, создавать объекты гражданской обороны, а также обеспечивать их сохранность, принимать меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию установлена пунктом 10 Порядка.
Пунктом 12 Порядка предусмотрена возможность создания объектов гражданской обороны как за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, так и за счет строительства этих объектов либо использования объектов, предназначенных для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Каких-либо доказательств, подтверждающих, что соответствующие меры в целях соблюдения норм перечисленного законодательства Учреждением принимались, суду не представлено.
Довод апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 7 Порядка, согласно которому создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку Управление, предписывая устранить нарушение - отсутствие защитного сооружения гражданской обороны для размещения (укрытия) наибольшей работающей смены медицинского, обслуживающего персонала и нетранспортабельных больных, не указывает способ его устранения, оставляя за Учреждением право в рамках предоставленных ему законодательством и иными актами полномочий принять меры по устранению нарушения.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Доказательств неисполнимости предписания на день рассмотрения апелляционной жалобы заявителем не представлено.
Грубых нарушений, влекущих отмену результатов проверки в силу положений статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", судом первой инстанции не установлено.
Поскольку предписание принято Управлением в пределах его компетенции, пункт 1 предписания соответствует требованиям действующего законодательства, оспариваемое предписание в проверенной части не содержит неустранимых неясностей и противоречий, не возлагает на Учреждение обязанность, не предусмотренную законодательством, и не является для заявителя неисполнимым, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания его в оспариваемой части недействительным.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, обжалуемое решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Учреждения - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23 июля 2013 года по делу N А42-2609/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медико-хирургический Центр имени Н.И. Пирогова" Министерства Здравоохранения Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
А. Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2609/2013
Истец: ФГБУ "Национальный медико-хирургический Центр им.Н.И.Пирогова" Минздрава России - Мурманский клинический комплекс, ФГБУ "НМХЦ им. Н. И.Пирогова" Минздрава России
Ответчик: Главное управление МЧС России по МО, Главное управление МЧС России по Мурманской области