г. Ессентуки |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А20-1475/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей Марченко О.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Физиковой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу N А20-1475/2013 (судья Выборнов А.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Перевозчик" (г. Нальчик, ОГРН 1090721001337)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,
к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик,
третье лицо Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик,
о взыскании 3 394 169 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике Борчаева Л.Х. по доверенности N 07АА0115715 от 16.01.2013;
от Общества с ограниченной ответственностью "Перевозчик" Пшуков Т.Х. по доверенности N 8 от 25.05.2013;
от Министерства Финансов Кабардино-Балкарской Республики после перерыва Лигидов А.К. по доверенности N 13/5028-1 от 16.11.2012,
в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Перевозчик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики о взыскании 3 394 169 рублей убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по проезду в транспорте общества в период с 01.06.2010 по 30.09.2011.
Определением Арбитражного суда КБР от 05.06.2012 по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство труда и социального развития КБР (том 1, л.д. 74-75).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу N А20-1475/20131 исковые требования удовлетворены. Взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Перевозчик", г. Нальчик 3 394 169 (три миллиона триста девяносто четыре тысячи сто шестьдесят девять) рублей убытков. В иске к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики отказано. Судебный акт мотивирован тем, что _.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 19.07.2013 по делу N А20-1475/2013, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что финансирование предоставленных льгот относится к расходным обязательствам Кабардино-Балкарской Республики.
Определением от 27.08.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению на 14.10.2013, в котором объявлен перерыв до 21.10.2013.
В судебное заседание представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике доводы апелляционной жалобы поддержал, с отзывами общества и Министерств КБР не согласен, просит решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Министерства Финансов Кабардино-Балкарской Республики с апелляционной жалобой не согласен, поддержал отзыв на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, о причинах неявки суд не известил, направил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу N А20-1475/2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полном объеме, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2006 N 79-ПП "О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике" в целях реализации прав отдельных категорий граждан, на меры социальной поддержки по обеспечению доступности транспорта общего пользования, в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиационных отходов в реку "Теча", от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", Законами Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Законами Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельных категорий граждан в Кабардино-Балкарской Республике" и от 17.08.1996 N 21-РЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" установлен порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования соответствующим категориям граждан. Министерству труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики предписано заключить с транспортными организациями договоры по возмещению расходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан; ежемесячно осуществлять сверку отчетов транспортных предприятий с базой данных льготной категории граждан министерства; направлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики не позднее 5-го числа каждого месяца заявку на финансирование расходов транспортных предприятий от предоставления льготного проезда; до 10-го числа каждого месяца представлять в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики отчет о количестве реализованных льготных и бесплатных проездных билетов.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2006 N 79-ПП "О порядке предоставления бесплатного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - постановление Правительства КБР N 79) на территории Кабардино-Балкарской Республики введен единый социальный проездной билет (далее - ЕСПБ) стоимостью 100 рублей в месяц на проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования, категориям граждан, получающим ежемесячную денежную выплату по федеральному и республиканскому регистрам.
Пунктом 9 Постановления Правительства КБР N 70ПП от 26.03.2009 "О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан, проживающих в КБР", Министерству финансов КБР поручено ежемесячно не позднее 20 числа каждого месяца выделять Министерству труда и социального развития КБР средства для компенсации транспортных расходов организаций, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан, на каждый реализованный проездной билет по федеральному регистру в размере 478 рублей, а за реализованные проездные билеты по республиканскому регистру в размере утвержденных ассигнований.
Реализация единых социальных проездных билетов за спорный период производилось Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской республики в лице его территориальных управлений.
Во исполнение названных нормативных актов между Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и ООО "Перевозчик" заключен договор на оказание услуг по перевозке льготных категорий граждан от 17.07.2010 N 170, где были предусмотрены условия о компенсации истцу расходов от предоставления льгот по проезду (том 1, л.д. 53-55).
Кроме того, составлены федеральный и региональный регистры льготников.
Доля общества с ограниченной ответственностью "Перевозчик" в городских перевозках определена на основании "Соглашения о распределении денежных средств по компенсации расходов между муниципальным унитарным предприятием "Троллейбусное управление", муниципальным унитарным предприятием "НальчикАвтобусТранс", обществом с ограниченной ответственностью "Перевозчик" от продажи ЕСПБ за провоз льготных категорий пассажиров" составила на указанный период 9%.
В соответствии с условиями договора общество осуществляло перевозку льготных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры.
За период с июля 2010 по сентябрь 2011 года Департаментом труда и социального развития гор. Нальчика льготным гражданам было реализовано 110717 социальных билетов, что не оспаривается сторонами.
Решением Совета местного самоуправления городского округа Нальчик от 14.05.2010 N 243 стоимость одного проездного билета для льготных категорий граждан на два вида транспорта (автобус, троллейбус) установлена в размере 722 руб.
Сумма расходов ООО "Перевозчик" за период с 01.06.2010 по 30.09.2011 составила 7 194 390 руб. (110717 х 722 руб. х 9% = 7194390 руб.).
При приобретении ЕСПБ льготными категориями граждан оплачено 996 453 руб. (110 717 х 100 руб. х 9% = 996 453 руб.).
Министерством труда и социального развития КБР приняты к возмещению в соответствии с представленными счетами расходы в сумме 2 803 768 руб.
Таким образом, общество предоставило льготы отдельным категориям граждан на сумму 3394169 руб.
Общество, считая, что убытки, связанные с предоставлением льгот по проезду в полном объеме не возмещены, обратилось в суд с иском о взыскании 3 394 169 руб. (7 194 390 руб. - 996 453 руб. - 2 803 768 руб.).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в полном объеме. Правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Общество является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по определенным маршрутам в городском сообщении.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 01.07.2010 по 30.09.2011 гг. общество оказывало услуги по перевозке гражданам, включенным в федеральный и региональный регистры льготников.
Факт оказания услуг на общую сумму 7 194 390 руб. ответчиком не оспаривается.
Не опровергаются материалами дела ни реестры граждан, имеющих право на льготы и включенных в федеральный и региональные регистры, ни размер выпадающих доходов общества с учетом частичной компенсации из бюджета республики и гражданами.
Следовательно, поскольку возникшие правоотношения между обществом, предоставляющими услуги получателям льгот, и производящими выплаты уполномоченными государством органами, являются бюджетно-финансовыми и относятся к публичным, в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации невозмещенные расходы в сумме 3 394 169 руб. являются реальным ущербом, которые подлежат компенсации из федерального бюджета, поскольку денежные средства на эти цели субъекту Российской Федерации в виде субвенций не выделялись.
Доказательств обратно, представителем Министерства финансов РФ не представлено.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9621/10 и N 17828/10, в которых указано, что компенсация затрат транспортным коммерческим организациям, осуществляющим льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
На необходимость компенсации из федерального бюджета непокрытых расходов предприятий, оказывающих льготные услуги в соответствии с федеральными законами, указывалось ранее в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Условием такой компенсации является недостаточность денежных средств, выделенных на эти цели субъекту Российской Федерации в виде субвенций.
В постановлениях N N 9621/10 и N 17828/10 также указано, что одновременно с отменой льгот по проезду отдельным категориям граждан Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации" обязал субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. При этом льготы по проезду, установленные федеральными законами, не были отменены, и государством на субъекты Российской Федерации возлагалась лишь обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, но не по финансированию данных услуг.
Выводы, изложенные в названных постановлениях, и толкование правовых норм являются общеобязательными и подлежат применению арбитражными судами.
Кроме того, в указанных постановлениях отмечено, что при отсутствии методики расчета затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан возможно использование расчетного метода определения данных расходов с учетом конкретных обстоятельств дела. В частности, расходы транспортной организации могут определяться исходя из числа выданных ЕСПБ, тарифа на перевозку и количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода) и доли конкретной транспортной организации, осуществляющей перевозки одним из видов общественного транспорта, если в соответствующем населенном пункте имеется несколько видов транспорта.
Как видно расчеты обществом произведены с учетом стоимости единого проездного билета, реализованных льготной категории граждан по установленной для этой категории граждан стоимости и доли общества в осуществлении пассажирских перевозках - 9 %, которые ответчиком не оспорены и подтверждаются материалами дела.
Таким образом, суд первой инстанции, установив, что поскольку Кабардино-Балкарской Республике из федерального бюджета не выделялись средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением спорных льгот, пришел к правильному выводу о том, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации обязана в полном объеме компенсировать обществу выпадающие доходы в связи с предоставлением льгот гражданам по оказанию услуг городских пассажирских перевозок, и об отказе в удовлетворении иска к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства Финансов Кабардино-Балкарской Республики.
Отклоняя доводы министерства о том, что возникшие убытки не подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, суд первой инстанции правомерно указал следующее.
Действительно, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем, закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
По смыслу названного Закона меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем названные изменения в законодательстве не привели к полному освобождению Российской Федерации от обязанности по возмещению льгот тем категориям граждан, которые имели на них право и в отношении которых в силу статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в новой редакции, а также статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (подпункт 24 пункта 2) обязанности по их социальной поддержке не перешли к субъектам Российской Федерации.
Кроме того, возложив на субъект Российской Федерации обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, указанными нормами не возложены обязанности по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Таким образом, предоставив право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан, а исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что лица, имевшие ранее право на льготы по проезду, не могут быть его лишены в связи с изменившимся законодательством (определение от 27.12.2005 N 502-О).
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, доводы Министерства Финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республики, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Расчет убытков по уровням регистров льготников (федеральный, региональный) в материалы дела представлен суду апелляционной инстанции, проверен судом апелляционной инстанции и признан арифметически правильным.
Ответчиками данный расчет не оспорен, контррасчет суду не представлен.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что ответчик не опровергал правильности составленного списка льготников по федеральному и региональному регистрам и обоснованности включения в него конкретных граждан, а отвергает в принципе обязанность Российской Федерации возмещать выпадающие доходы от предоставления льгот по проезду любым категориям граждан, тем самым возражает не по факту предоставления льгот, не по доказанности объема предоставленных льгот, а по праву компенсации выпадающих доходов за счет Российской Федерации.
Других доказательств в обоснование своих доводов Министерством Финансов РФ в суд апелляционной инстанции не представлено, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу N А20-1475/2013 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.07.2013 по делу N А20-1475/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1475/2013
Истец: ООО "Перевозчик"
Ответчик: Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по Кабардино-Балкарской Республике
Третье лицо: Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда и социального развития КБР
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2842/13
26.05.2014 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1475/13
04.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9008/13
28.10.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2842/13
19.07.2013 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1475/13