г. Пермь |
|
07 ноября 2013 г. |
Дело N А71-7819/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Полевщиковой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя ООО "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) - не явился, извещен
от заинтересованного лица Административной комиссии при Администрации города Ижевска - не явился, извещен
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заинтересованного лица Административной комиссии при Администрации города Ижевска и заявителя ООО "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12 сентября 2013 года
по делу N А71-7819/2013,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к Административной комиссии при Администрации города Ижевска
об отмене постановления от 17.07.2013 N 217 по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
ООО "Удмуртские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации г.Ижевска от 17.07.2013 N 217 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.09.2013 заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным и изменено постановление административной комиссии в части назначения наказания ООО "УКС" в виде штрафа, превышающего 15 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель и административный орган обратились с апелляционными жалобами.
ООО "УКС" в апелляционной жалобе решение суда просит отменить, так как оспариваемое постановление имеет неправильную квалификацию правонарушения и требования по производству земляных работ относятся к санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Административный орган в своей апелляционной жалобе не согласен с уменьшением судом административного штрафа ввиду недоказанности наличия отягчающего ответственность обстоятельства - повторности правонарушения.
Общество на жалобу Административной комиссии представило письменный отзыв, в котором просит в ее удовлетворении отказать.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 09.07.2013 членом Административной комиссией при Администрации города Ижевска при проведении осмотра территории установлено, что с северно-восточной стороны жилого многоквартирного дома N 13 по ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ижевска и юго-западной стороны многоквартирного дома N 11 по ул. 50 лет ВЛКСМ нарушен порядок проведения земляных работ, установленный Правилами благоустройства города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г. Ижевска УР от 28 июня 2012 г. N 308 (далее - Правила благоустройства), а именно, нарушено благоустройство территории при проведении земляных работ, связанное со вскрытием грунта: грунтом завалена детская площадка, ограждения не сплошные, не устойчивые и не надежные, не предотвращают попадание посторонних на место проведения земляных работ, отсутствует информационная табличка с указанием наименования заказчика, лиц, ответственных за производство работ, их контактных телефонов, сроков начала и окончания земляных работ, не обеспечены безопасные подходы к жилым многоквартирным домам NN 11 и 13 по ул. 50 лет ВЛКСМ г. Ижевска.
Земляные работы по вышеуказанному адресу проводились ООО "УКС" согласно разрешениям на производство земляных работ на территории г. Ижевска N 887 от 28.05.2013, N 1198 от 19.06.2013, N 1446 от 10.07.2013
Тем самым ООО "УКС" нарушены требования пункта 7.3.9 Правил благоустройства.
В ходе осмотра составлен акт осмотра территории (объекта) от 09.07.2013 и произведена фотосъемка.
По факту нарушения Административной комиссией составлен протокол об административном правонарушении N 53 от 15.07.2013 и вынесено постановление N 217 от 17.07.2013 о назначении административного наказания, согласно которому ООО "УКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.3 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений". За указанное нарушение ООО "УКС" назначено наказание в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что состав административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление имеет неправильную квалификацию правонарушения. Кроме того, общество указало, что требования по производству земляных работ относятся к санитарно-эпидемиологическим требованиям и квалифицировать указанные нарушения необходимо по ст. 6.3 КоАП РФ.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска. Правила устанавливают обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске и распространяются на всех физических и юридических лиц независимо от форм собственности.
Согласно п. 7.1 Правил благоустройства на территории города Ижевска земляные работы (за исключением работ, проводимых в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ), производятся при условии получения разрешения на земляные работы.
При аварийных работах юридическим и физическим лицам разрешается приступать к проведению земляных работ после извещения диспетчерской службы Администрации города Ижевска по телефону 072, землепользователя и вызова на место аварии представителей организаций, эксплуатирующих прилегающие инженерные сооружения, сети. Оформление разрешения юридическими и физическими лицами осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента начала аварийных работ.
Порядок выдачи, закрытия разрешений на проведение земляных работ на территории города Ижевска устанавливается Администрацией города Ижевска (п. 7.2 Правил благоустройства).
Пунктом 7.3.9 Правил благоустройства установлено, что до начала производства земляных работ Заказчик обязан:
1) установить дорожные знаки в соответствии с согласованной с органами ГИБДД схемой;
2) обеспечить ограждение места производства работ защитными ограждениями с учетом требований ГОСТ 23407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия". Ограждение работ должно обеспечивать видимость для водителей и пешеходов, на ограждении должны быть установлены предупредительные надписи и знаки. В темное время суток ограждение обозначается красными сигнальными фонарями. Ограждение выполняется сплошным и надежным, предотвращающим попадание посторонних на место проведения земляных работ;
3) оборудовать светильниками места производства земляных работ в зоне движения пешеходов при отсутствии наружного освещения;
4) устроить переходные мостки через траншеи по направлениям массовых пешеходных потоков не более 200 метров друг от друга;
5) установить на ограждении информационные щиты (таблички) с указанием наименования Заказчика, лиц, ответственных за производство работ, их контактных телефонов, сроков начала и окончания земляных работ;
6) вызвать на место производства земляных работ представителей эксплуатационных служб, которые обязаны уточнить на месте положение своих коммуникаций и зафиксировать в письменной форме особенности производства работ. Особенности производства работ подлежат соблюдению организацией, производящей земляные работы. В случае неявки представителя или его отказа указать точное расположение коммуникаций составляется акт о неявке представителя или акт об отказе об уточнении положения коммуникаций). В случае неявки представителя и (или) отказе указать точное месторасположение коммуникаций Заказчик руководствуется положением коммуникаций, указанных на топооснове.
Нарушение настоящих Правил благоустройства влечет ответственность в соответствии со ст. 11 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений".
Однако Законом Удмуртской Республики от 06.05.2013 N 22-РЗ статья 11 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ признана утратившей силу.
Вышеуказанным законом внесены изменения в Закон Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", который дополнен в частности статьей 11.3, диспозиция которой предусматривает административную ответственность за нарушение требований муниципальных правовых актов, касающихся порядка проведения земляных работ.
Согласно ч.1 ст. 11.3 Закон Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", нарушение порядка проведения земляных работ, установленного муниципальными правовыми актами, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно: производство земляных работ, связанных со вскрытием грунта и нарушением благоустройства (первичного вида) территории, без разрешения или с нарушением сроков, установленных в разрешении на земляные работы, проводимые на участках территорий общего пользования; несоблюдение требований к виду, форме либо размерам ограждений места производства земляных работ; необеспечение свободных и безопасных подходов и подъездов к жилым домам и другим объектам, заваливание грунтом пешеходных проходов и проезжей части с твердым покрытием, детских площадок при производстве земляных работ; невосстановление благоустройства территории после проведения земляных работ в установленные сроки; нарушение порядка закрытия разрешения на земляные работы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как было установлено судом первой инстанции и из материалов дела следует, что ООО "УКС" привлечено за нарушение порядка производства земляных работ, установленного Правилами благоустройства города Ижевска, утвержденными решением Городской думы г. Ижевска УР от 28 июня 2012 г. N 308 (т.е. установленного муниципальным правовым актом).
Материалами дела, в том числе актом осмотра от 09.07.2013, протоколом об административном правонарушении N 53 от 15.07.2013, фотоснимками подтверждается факт несоблюдения заявителем Правил благоустройства (п. 7.3.9).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что событие административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела.
Вина общества состоит в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении, судами первой и апелляционной инстанции не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в действиях ООО "УКС" содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.3 Закона УР N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений" и, следовательно, действия административного органа по привлечению ООО "УКС" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.3 Закона УР N 57-РЗ от 13.10.2011 "Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений", являются правомерными.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неверной квалификации административного правонарушения, не принимается судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Статья 11 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57 утратила силу в соответствии с изменениями, внесенными Законом Удмуртской Республики N 22-РЗ от 06.05.2013 "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", который вступил в законную силу с 18.05.2013. В связи с этим административная комиссия признала заявителя виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.3 Закона Удмуртской Республики N 57-РЗ. Диспозиция указанной нормы предусматривает ответственность за нарушение требований муниципальных правовых актов.
Как следует из материалов дела, ООО "УКС" привлечено за нарушение требования пункта 7.3.9. Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных решением Городской думы г. Ижевска УР от 28 июня 2012 г. N 308, то есть за нарушение требований муниципального акта. Следовательно, квалификация правонарушения дана судом первой инстанции верно.
Довод заявителя жалобы о необоснованном уменьшении судом размера штрафа ввиду исключения обстоятельства, отягчающего ответственность, как повторность, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как предусмотрено в ст. 4.3 КоАП РФ, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно обращал внимание законодателя, судей и иных правоприменителей на обязательный учет принципа индивидуализации юридической ответственности.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В мотивировочной части оспариваемого постановления имеется указание на отягчающее ответственность правонарушителя обстоятельство (повторность совершения однородных правонарушений) со ссылкой на справку от 15.07.2013.
Оценивая указанное обстоятельство, суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление не содержит ссылку на конкретное постановление, которым общество привлечено за однородное правонарушение.
Помимо этого, исходя из принципов ответственности, которыми являются справедливость и индивидуализация наказания, соразмерность наказания конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, суд первой инстанции небезосновательно посчитал назначенный административной комиссией размер штрафа не соответствующим характеру совершенного правонарушения, в связи с чем, снизил его до 15 000 руб.
Довод заявителя жалобы о том, что требования к производству земляных работ относятся к санитарно-эпидемиологическим требованиям и квалифицировать указанные нарушения необходимо по ст. 6.3 КоАП РФ, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонен в связи с тем, что оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за нарушение порядка проведения земляных работ, установленного Правилами благоустройства г. Ижевска, а не за нарушение санитарно-эпидемиологических требований.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 12 сентября 2013 года по делу N А71-7819/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
С.Н. Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7819/2013
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации города Ижевска