г. Томск |
|
7 ноября 2013 г. |
Дело N А45-12860/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Усаниной Н. А., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю. А.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Завод "Новосибирский инструмент" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.09.2013 по делу N А45-12860/2013 (судья Чернова О. В.) по заявлению открытого акционерного общества Завод "Новосибирский инструмент" (ИНН 5409113884, ОГРН 1025403871140), г. Новосибирск, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области о признании незаконным и отмене постановления от 20.06.2013 N 50-13/162,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Завод "Новосибирский инструмент" (далее - ОАО Завод "Новосибирский инструмент", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от 20.06.2013 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее - Управление, административный орган) по делу об административном правонарушении N 50-13/162 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ОАО Завод "Новосибирский инструмент" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт - признать незаконным постановление административного органа от 20.06.2013 N 50-13/162.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на отправку 16.11.2012 на имя управляющего дополнительного офиса "Центральный" Новосибирского филиала "НОМОС-БАНК" (ОАО) Токаревой О.Л. пакета документов, содержащих сведения о смене адреса заявителя с письмом, полученным Морозовой О.В. 16.11.2012.
Кроме того, апеллянт ссылается на малозначительность совершенного правонарушения, поскольку какие-либо вредные последствия не наступили, вред охраняемым законом интересам не причинен, пропуск срока является незначительным.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, поясняя, что исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, совершенное обществом правонарушение нельзя признать малозначительным.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 24.11.2009 между ОАО Завод "Новосибирский инструмент" (заказчик) и нерезидентом-компанией Name Balwindra Tools PVT Ltd. (Китай, подрядчик) заключен контракт N 37/70, согласно которому подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика: ключи торцевые двухсторонние (прямые и изогнутые), ключи односторонние, ключи для винтов с внутренним шестигранником, лопатки монтажные и стяжки пружинные, сдать (поставить) товар заказчику, а заказчик обязуется принять товар и оплатить его. Общая сумма контракта составляет 1 000 000,00 долларов США. Срок действия контракта до 31.12.2014.
19.02.2010 ОАО Завод "Новосибирский инструмент" на основании контракта в уполномоченном банке - Новосибирском филиале ОАО "НОМОС-Банк" оформлен паспорт сделки N 10020005/2209/0001/2/0.
28.09.2012 согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, внесены изменения в ЕГРЮЛ в связи с изменением адреса юридического лица.
11.10.2012 ОАО Завод "Новосибирский инструмент" во исполнение контракта, согласно платежному ордеру N 1198 от 11.10.2012, осуществлен платеж в пользу нерезидента в размере 15000,00 долларов США.
25.12.2012 ОАО Завод "Новосибирский инструмент" в связи с пролонгацией контракта переоформлен паспорт сделки N 10020005/2209/0001/2/0.
Кроме того, обществом внесены изменения в пункт 1.2 раздела 1 паспорта сделки N 10020005/2209/0001/2/0: прежний адрес место нахождения юридического лица "районный поселок Кольцово, 20" изменен на "улицу Фрунзе,57/1 город Новосибирск".
Административный орган, установив данный факт, посчитал, что ОАО Завод "Новосибирский инструмент" обязано было представить в Банк паспорта сделки документы для переоформления паспорта сделки, а именно: заявление о переоформлении паспорта сделки и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 28.09.2012, являющееся основанием для переоформления паспорта сделки N 10020005/2209/0001/2/0 в срок до 12.11.2012 включительно, фактически обществом документы представлены 24.12.2012.
По данному факту и.о. заместителя начальника отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области Ведерниковым А.Ю. составлен протокол N 50-13/162 от 22.05.2013 об административном правонарушении.
20.06.2013 заместителем руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области Парфеновой В.А. вынесено постановление N 50-13/162 о назначении административного наказания за административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая, что указанное постановление Управления является незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства правонарушения, указанные в оспариваемом постановлении, нашли свое подтверждение материалами проверки, основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Пунктом 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Объектом административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в контроле над внешнеэкономической деятельностью юридических и физических лиц в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии, проявленном в несоблюдении обществом установленного срока переоформления паспорта сделки по внешнеэкономическому контракту.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять по проводимым ими валютным операциям отчетность, а также представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Закона.
В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям Центральным Банком РФ установлены единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (часть 1 статьи 20 Закона N 173-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 5 и части 3 статьи 23 Закона 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления резидентами уполномоченным банкам, устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки установлен Инструкцией Центрального Банка России N 117-И от 15.06.2004 "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
В соответствии с пунктом 3.15.1 Инструкции N 117-И в случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент обязан представить в уполномоченный банк документы, необходимые для переоформления паспорта сделки по контракту, в том числе документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт, либо иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Закона 3 173-ФЗ, необходимые для переоформления паспорта сделки.
Переоформление паспорта сделки производилось с учетом особенностей заполнения отдельных граф в соответствии с приложением 4 к Инструкции N 117-И.
В то же время, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ОАО Завод "Новосибирский Инструмент" в нарушение пункта 3.15.1 N 117-И должно было представить в Банк паспорта сделки документы для переоформления паспорта сделки, а именно: два экземпляра переоформленного паспорта сделки и свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 28.09.2012, являющееся основанием для переоформления паспорта сделки N 10020005/2209/0001/2/0 в срок до 11.10.2012 включительно.
Между тем, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении действовал правовой акт, улучшающий положение общества: с 01.10.2012 вступила в силу Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
Инструкция N 138-И устанавливает новый порядок представления резидентами н нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операции и контроля за их проведением.
Согласно пункту 8.4 Инструкции N 138-И при изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
В силу статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями Инструкции N 138-И, ОАО Завод "Новосибирский инструмент" обязано было представить в Банк паспорта сделки документы для переоформления паспорта сделки, а именно: заявление о переоформлении паспорта сделки и свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 28.09.2012, являющегося основанием для переоформления паспорта сделки N 10020005/2209/0001/2/0 в срок до 12.11.2012 включительно, а представило Банк паспорта сделки только 24.12.2012 (42 дня просрочки) и паспорт сделки переоформлен позже установленного срока.
Таким образом, указанные действия ОАО Завод "Новосибирский инструмент" образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств невозможности выполнения обществом обязанности по представлению документов для переоформления паспорта сделки в установленный срок, не представлено.
Обществом не приведено объективных препятствий для соблюдения правил и норм в области валютного регулирования.
Доказательств того, что обществом предпринимались какие-либо действия по представлению документов для соблюдения правил и норм в области валютного регулирования, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах следует признать, что действия общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В обоснование того, что просрочка представления документов составила меньший период времени, чем установлено административным органом, общество ссылается на то, что 06.11.2012 на имя управляющего дополнительного офиса "Центральный" Новосибирского филиала ОАО "НОМОС-Банк" было направлено письмо, содержащее сведения о смене обществом адреса и подтверждающие документы, которое получено Морозовой О. В. 16.11.2012.
Между тем, согласно представленной ОАО "НОМОС-Банк" информации по запросу ТУ Росфиннадзора в Новосибирской области 13.08.2013, Банк паспорта сделки не подтверждает факт обращения ОАО Завод "Новосибирский инструмент" с заявлением на переоформление паспорта сделки N 10020005/2209/0001/2/0, в связи с внесением 28.09.2012 изменений в ЕГРЮЛ в части изменения юридического адреса общества; обществом был представлен пакет документов (без заявления), связанных с внесением изменений в ЕГРЮЛ относительно изменения юридического адреса общества, принятый банком 16.11.2012.
К тому же, указанное письмо не было представлено при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также оно не является заявлением о переоформлении паспорта сделки, форма и содержание которого установлены п.п. 8.1, 8.2 Инструкции Банка России N 138-И.
Согласно представленному в материалы дела заявлению о переоформлении паспорта сделки N 8 от 24.12.2012 с прилагаемыми документами, в том числе с дополнительным соглашением N 4 к контракту об изменении адреса общества оно представлено в банк ПС 24.12.2012 (л.д. 80- 102).
Данные обстоятельства обществом не опровергнуты, в связи с чем, довод апеллянта о безосновательном отклонении судом письма от 16.11.2012 судом апелляционной инстанции отклоняется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает ОАО Завод "Новосибирский инструмент" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
При назначении наказания Управлением применен минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что у суда имелись основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований Кодекса.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния с учетом отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 17 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и об его отмене.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для квалификации допущенного обществом правонарушения в качестве малозначительного, при этом исходит из следующего.
Нарушение сроков представления отчетности блокирует нормальную деятельность уполномоченного банка как агента валютного контроля, препятствует осуществлению им контрольных полномочий, предусмотренных валютным законодательством.
Допущенное обществом правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, и не может считаться малозначительным.
Предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ правонарушения имеют формальный состав, то есть не предполагают наступления фактического ущерба охраняемым общественным отношениям, административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Поэтому отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации и, соответственно, по своему характеру охраняемые интересы исключают возможность характеристики правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, как малозначительного.
С учетом изложенного, оснований для переоценки выводов суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, аналогичным доводам, приводимым в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка в решении суда, у суда апелляционной инстанции не имеется; судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства по делу, применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда отмене - не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.09.2013 по делу N А45-12860/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Н. А. Усанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12860/2013
Истец: ОАО "Завод "Новосибирский инструмент"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области