г. Вологда |
|
05 ноября 2013 г. |
Дело N А05-8815/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 ноября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Абшерон" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 сентября 2013 года по делу N А05-8815/2013 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689; далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Абшерон" (ОГРН 1082901014041; далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 сентября 2013 года по делу N А05-8815/2013 заявленные требования удовлетворены.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что в действиях общества отсутствует состав вмененного ему в вину правонарушения.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу доводы, изложенные в ней, отклонило, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Как следует из материалов дела, по факту обращения потребителя от 14.06.2013 о случае пищевого отравления продуктами питания управлением 19.06.2013 на основании распоряжения от 17.06.2013 N 331 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности.
В ходе проверки установлено осуществление в принадлежащем обществу кафе "Хазри", расположенном по адресу: город Архангельск, ул. Попова, д. 30, розничной продажи алкогольной продукции, при этом распоряжением Министерства промышленности и торговли Архангельской области от 03.04.2013 N 426-р действие выданной обществу лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 11.12.2009 серии 29 МЕ N 001210, регистрационный номер 207алк, приостановлено.
По результатам проверки административным органом составлен акт от 27.06.2013 N 331/2013, выдано предписание N 331/пр об устранении выявленных нарушений и 10.07.2013 составлен протокол N 214/2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Считая факт совершения обществом административного правонарушения установленным, административный орган в порядке статьи 23.1 КоАП РФ обратился в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 названного Кодекса.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной названной нормой КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Апелляционная инстанция находит данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб. с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Закона лицензированию подлежат виды деятельности, связанные в том числе с розничной продажей спиртосодержащей продукции.
Абзацем седьмым пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - это закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Таким образом, розничная продажа алкогольной продукции должна осуществляться при наличии лицензии на данный вид деятельности.
При этом в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, распоряжением Министерства промышленности и торговли Архангельской области от 03.04.2013 N 426-р действие выданной обществу лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 11.12.2009 серии 29 МЕ N 001210, регистрационный номер 207алк, приостановлено.
Согласно распоряжению Министерства промышленности и торговли Архангельской области от 03.04.2013 N 426-р срок приостановления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции определен с момента получения обществом этого распоряжения до дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 мая 2013 года по делу N А05-3899/2013, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении требования об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 11.12.2009 серии 29 МЕ N 001210, регистрационный номер 207алк, отказано. Судебный акт вступил в законную силу 08.08.2013.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, общество не вправе было до 08.08.2013 осуществлять розничную продажу алкогольной продукции.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, управлением в ходе проверки 19.06.2013 выявлен факт реализации (предложения к продаже) обществом в помещении кафе "Хазри" алкогольной продукции.
В апелляционной жалобе ее податель в обоснование довода об отсутствии в действиях ответчика состава вмененного ему в вину правонарушения ссылается на то, что административным органом не доказан факт принадлежности алкогольной продукции обществу и ее розничная продажа (предложение к продаже) ответчиком.
Данные доводы подателя апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются ввиду следующего.
Продажа товаров населению осуществляется в форме розничной купли-продажи.
Согласно статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор розничной купли-продажи является публичным договором.
Согласно статье 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Таким образом, имеет значение сам факт нахождения товара в месте продажи как товара, предлагаемого к покупке.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 26.2 названного Кодекса предусмотрено, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела (акта проверки от 27.06.2013, фотоматериала от 19.06.2013, протокола об административном правонарушении от 10.07.2013 N 214/2013; листы дела 3, 45-49, 25-29) и не оспаривается обществом, в момент проведения проверки в помещении кафе "Хазри", за барной стойкой в витрине, была выставлена алкогольная продукция. Также алкоголь предлагался посетителям кафе в меню.
С учетом изложенных выше норм ГК РФ суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом алкогольная продукция фактически была предложена к продаже и могла быть реализована потенциальным покупателям (посетителям кафе).
Ввиду этого и вышеприведенных норм ГК РФ в данном случае не имеет принципиального значения то, что в течение проверки не состоялось сделки розничной купли-продажи алкогольной продукции.
В обоснование довода о том, что заявителем алкогольная продукция 19.06.2013 не реализовывалась, общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что у него отсутствует зарегистрированная в установленном порядке контрольно-кассовая техника, применение которой необходимо при продаже алкогольной продукции.
Вместе с тем данное обстоятельство не имеет значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку обществу вменяется осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), при этом факт реализации (предложения к продаже) обществом алкогольной продукции в помещении кафе "Хазри" в период приостановления действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 11.12.2009 серии 29 МЕ N 001210, регистрационный номер 207алк, судом установлен и подтверждается материалами дела.
Доводу общества о том, что алкогольная продукция не принадлежит заявителю, судом первой инстанции дана надлежащая оценка и суд апелляционной инстанции с ней согласен.
В момент проверки, 19.06.2013, присутствовал представитель общества Меджидов А.А., который подписал фотоматериалы, акт проверки без замечаний и возражений. При этом ни при проверке, ни при составлении протокола об административном правонарушении представитель общества не заявлял о том, что предложенная в кафе алкогольная продукция обществу не принадлежит.
А кроме того, материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что на момент проверки спорная алкогольная продукция находилась за барной стойкой в витрине в помещении кафе "Хазри", принадлежащем обществу, и предлагалась посетителям кафе в меню.
Доказательств принадлежности алкогольной продукции иному лицу, а не обществу заявителем в материалы дела не предъявлено.
Следовательно, представленные административным органом документы в совокупности (акт проверки от 27.06.2013, фотоматериал от 19.06.2013, протокол об административном правонарушении от 10.07.2013 N 214/2013) подтверждают факт реализации (предложения к продаже) обществом алкогольной продукции 19.06.2013 через принадлежащее ему кафе "Хазри".
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Учитывая приведенные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции в рассматриваемом случае не усматривает.
Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (40 000 руб.), основания считать наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению в рассматриваемом случае у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При таких обстоятельствах следует признать, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества в рассматриваемом случае не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления о привлечении к административной ответственности по аналогии с заявлениями об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, госпошлина в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 сентября 2013 года по делу N А05-8815/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Абшерон" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8815/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области
Ответчик: ООО "Абшерон"