г. Москва |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А41-38022/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масаевым З.Х.,
при участии в заседании:
от Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области - извещено, представитель не явился;
от судебного пристава-исполнителя Люберецкого отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Наврузова З.Г. - извещен, не явился, явку представителя не обеспечил;
от индивидуального предпринимателя Черных А.А. - извещен, не явился, явку представителя не обеспечил,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.09.2013 по делу N А41-38022/13, принятое судьей Денисовым А.Э.,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (далее - заявитель, пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Люберецкого отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Наврузову З.Г., третье лицо - индивидуальный предприниматель Черных А.А., о признании незаконным постановления от 24.05.2013 б/н об отказе в возбуждении исполнительного производства; об обязании возбудить исполнительное производство.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
В целях принудительного взыскания с индивидуального предпринимателя Черных А.А., обусловленного образованием и непогашением недоимки и пени по страховым взносам, пенсионный фонд направил в адрес Люберецкого отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области исполнительный документ - постановление от 21.05.2013 N 06002790022280, справку об отсутствии сведений относительно открытых должнику счетов.
По результатам рассмотрения вышеуказанного постановления и приложенного к нему документа, судебным приставом-исполнителем Наврузовым З.Г. вынесено постановление от 24.05.2013 б/н об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании указанного исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) по причине несоответствия постановления пенсионного фонда от 21.05.2013 N 06002790022280 требованиям, предъявляемым к исполнительному документу.
Не согласившись с постановлением судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанного постановления судебного пристава-исполнителя, об обязании судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство.
Отказывая в удовлетворении заявленных пенсионным фондом требований, суд первой инстанции признал законным оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя, указав на то, что отсутствие документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, что является основанием для отказа в принятии постановления пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в качестве исполнительного документа, предъявляемого судебному приставу-исполнителю.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 19 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации).
Часть 14 статьи 19 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
Статья 20 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации в части 2 предусматривает, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных статьей Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 20 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
Таким образом, в силу изложенных норм Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов принудительное взыскание страховых взносов производится судебным приставом-исполнителем на основании поступившего к нему постановления органа Пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом, судебный пристав исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статья 13 Закона об исполнительном производстве определяет закрытый перечень требований, предъявляемых для всех исполнительных документов; статья 12 Закона об исполнительном производстве - виды исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
Исходя из содержания статьи 31 Закона об исполнительном производстве основанием для принятия решения об отказе в возбуждении исполнительного производства является его несоответствие требованиям статьи 13 Закона, а также требованиям статьи 12 Закона (в случае если предъявленный документ не может рассматриваться как исполнительный).
Пункт 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве относит к исполнительным документам, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Следовательно, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае приложения к ним документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. При отсутствии таких документов акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе постановление органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, не могут рассматриваться в качестве исполнительных документов и являться основанием для возбуждения исполнительного производства.
Приложенная к постановлению пенсионного фонда справка об отсутствии текущих, расчётных счетов, в которой указано, что в результате проверки сведений о плательщике страховых взносов на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), полученной из регистрирующего органа, информация о счетах плательщика в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствует, не свидетельствуют о соблюдении пенсионным фондом требований пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ.
Данный документ свидетельствует о проведении пенсионным фондом соответствующей проверки по установлению обозначенных сведений на основании выписки из ЕГРИП, которая не подтверждает отсутствие счетов, а свидетельствует лишь об отсутствии соответствующих сведений (отсутствии соответствующей строки).
Кроме того, информацию о счетах плательщика пенсионный фонд мог получить из ЕГРИП только до 01.01.2011, поскольку в соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" подпункт "р" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предусматривающий отражение в ЕГРИП сведений о банковских счетах индивидуальных предпринимателей, с 01 января 2011 года утратил силу.
Следовательно, в настоящее время выписка из ЕГРИП источником сведений о расчётных счетах предпринимателя - плательщика взносов, не является.
Приложенные пенсионным фондом к заявлению сообщения ОАО "Сбербанк России", Банка ВТБ 24 (ЗАО), Банка "Возрождение" (ОАО) об отсутствии в этих банках счетов предпринимателя не свидетельствуют о соблюдении заявителем требований пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, поскольку факт отсутствия открытых счетов должника в иных банках не подтверждают.
Выборочное обращение пенсионного фонда в отдельные банки не подтверждает установленной законом обязанности по получению информации о наличии открытых счетов предпринимателя в кредитных организациях.
В силу положений пункта 2 статьи 23, пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обладают информацией о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Однако в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства обращения в налоговый орган с запросом о наличии у должника открытых счетов в банке.
Согласно Порядку регистрации и снятия с регистрационного учёта в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.10.2008 N 296п, при постановке на учёт индивидуальный предприниматель указывает присвоенный налоговым органом ОГРНИП, а также представляет свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (приложение 7 к Порядку).
Между тем в запросе о предоставлении информации пенсионный фонд просит ОАО "Сбербанк России", Банк ВТБ 24 (ЗАО), Банк "Возрождение" (ОАО) представить информацию о наличии расчётных счетов, в том числе у предпринимателя, указывая на ИНН физического лица.
При этом ОГРНИП предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности обязанного иметь расчётный счёт не указывается.
Вместе с тем в силу положений пункта 2 статьи 23, пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы располагают информацией о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В отношении счетов физических лиц-налогоплательщиков, учитываемых под индивидуальным номером налогоплательщика (ИНН), налоговые органы информацией не располагают и не имеют возможности представить.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что пенсионный фонд предпринимал необходимые действия по получению информации о расчётных счетах страхователя из налогового органа в целях исполнения обязанности по самостоятельному взысканию задолженности как это предусмотрено статьёй 19 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьёй 19 Закона о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. В указанной статье установлен порядок обращения взыскания на денежные средства страхователя, размещенные в банке.
Следовательно, взыскание страховых взносов за счёт иного имущества плательщика страховых взносов производится лишь в случае невозможности погашения недоимки путём принудительного взыскания с должника денежных средств.
В силу названных положений органами контроля за уплатой страховых взносов принимаются надлежащие меры для реализации данной процедуры. В связи с этим заявителю надлежало получить у организаций, обладающих такими сведениями, информации о наличии или отсутствии у третьего лица банковских счетов. Лишь при исполнении данного требования и отсутствии информации о счетах могут быть произведены дальнейшие действия по принудительному взысканию со страхователя недоимки и санкций.
Такие документы заявителем в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует требованиям Закона об исполнительном производстве.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.09.2013 по делу N А41-38022/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-38022/2013
Истец: ГУ - УПФ РФ N3 по г. Москве и Московской области, ГУ ГУ
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Люберецкого отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Наврузов Загид Галимович
Третье лицо: ИП Черных А. А., ИП Черных Алексей Анатольевич, СПИ Люберецкого районного отдела УФССП по Московской области Наврузов З. Г.