г. Красноярск |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А33-2783/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" ноября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахтеевой Э.Б.,
при участии:
от Управления судебного департамента в Красноярском крае: Казанцева А.В., представителя по доверенности N 1-08/1666 от 26.04.2013,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае: Поповой Ю.С., представителя по доверенности N 03-56/04/15007 от 07.11.2013, Михеевой И.А., представитель по доверенности N 03-52/04/10520 от 05.08.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 11 июля 2013 года по делу N А33-2783/2013, принятое судьей Калашниковой К.Г.,
установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - Истец) (ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Администрации Минусинского района Красноярского края (далее - Ответчик) (ИНН 2425000554, ОГРН 1022401539368) о признании права собственности на нежилое помещение 1, литер Б. расположенное по адресу: г. Минусинск, ул. Гоголя, д.66а, общей площадью 1144, 8 кв.м.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Судебного департамента в Красноярском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице филиала по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 июля 2013 года в иске отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании следующего. С момента передачи спорных помещений народному суду на основании решения исполнительного комитета Минусинского городского Совета народных депутатов от 01.10.1991 N 313 в спорном помещении располагается Минусинский городской суд Красноярского края. Распоряжением Краевого комитета по управлению государственным имуществом от 07.03.1996 N 07-234р административное здание передано в муниципальную собственность, распоряжением N 07-692р от 05.07.2000 3 и 4 этажи здания закреплены на праве оперативного управления за Управлением судебного департамента под размещение Минусинского городского суда. Спорные помещения являются собственностью Российской Федерации с 1991 в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.1.1991.
В отзыве на апелляционную жалобу от 13.09.2013 третье лицо - Управление Судебного департамента в Красноярском крае полностью поддержало апелляционную жалобу.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице филиала по Красноярскому краю не явились.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 22 августа 2013 года, 13 сентября 2013 года, 19 сентября 2013 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании Управлением Судебного департамента в Красноярском крае заявлено ходатайство о приобщении дополнительных документов - контракта от 25.07.2011, локального сметного расчета от 28.03.2012 в подтверждение выполнения капитального ремонта по заказу Управления Судебного департамента в Красноярском крае в спорном помещении Минусинского городского суда. Указанные документы приобщены судом на основании абзаца 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено.
Решением Исполнительного комитета Минусинских городского и районного советов народных депутатов от 06.09.1991 N 200 на баланс исполкома райсовета передано здание дома Советов по адресу: г. Минусинск, ул. Гоголя, 66 А (л.д. 14 т. 1).
Решением Исполнительного комитета Минусинского городского Совета народных депутатов от 01.10.1991 N 313 помещения 3 и 4 этажей ГК КП РСРФСР переданы народному суду (л.д. 15 т. 1).
Распоряжением Краевого комитета по управлению государственным имуществом от 07.03.1996 N 07-234р из государственной собственности в муниципальную собственность Минусинского района передано административное здание по адресу: г. Минусинск, ул. Гоголя, 66А, площадью 3669, 1 кв. м. (л.д. 16 т.1)
Указанное здание принято ответчиком по акту приема основных средств от 27.05.1996 (л.д. 18 т. 1).
28.06.1996 ответчику органами БТИ выдано свидетельство на право собственности в отношении административного здания по адресу: г. Минусинск, ул. Гоголя, 66А (л.д. 17 т. 1).
Краевым комитетом по управлению государственным имуществом 05.07.2000 издано распоряжение N 07-692р (далее - распоряжение N 07-692р от 05.07.2000), которым внесены изменения и дополнения в распоряжение Краевого комитета по управлению государственным имуществом от 07.03.1996 N 07-234р: в муниципальную собственность Минусинского района переданы 1 и 2 этажи административного здания по ул. Гоголя, 66а (бывший РК КП РСФСР), 3 и 4 этажи указанного здания, общей площадью 1834,6 кв.м., закреплены на праве оперативного управления за Управлением судебного департамента под размещение Минусинского городского суда (л.д. 19 т. 1).
14.07.1999 и 01.02.2006 между Ответчиком и Управлением судебного департамента в Красноярском крае были подписаны договоры безвозмездного пользования 3 и 4 этажами (общей площадью 1150,04 кв.м.) задания, расположенного по адресу: г. Минусинск, ул. Гоголя, 66А (л.д. 73, 87 т.1).
Согласно выписке из ЕГРП от 23.05.2013 N 01/002/2013-5904 в отношении спорного имущества, оно на праве муниципальной собственности принадлежит муниципальному образованию Минусинский район Красноярского края. Право муниципальной собственности было зарегистрировано 24.09.2010.
В материалах дела имеется копия инвентарного дела в отношении нежилого здания по адресу: г. Минусинск, ул. Гоголя, 66А.
Истцом в материалы дела предоставлены технический (л.д. 33) и кадастровый (л.д. 42) паспорта в отношении нежилого помещения N 1 литера Б (этаж 3,4) в здании, расположенном по адресу: Красноярский край, г. Минусинск, ул. Гоголя, д. 66А.
Из выписки из ЕГРП от 04.06.2013 N 01/170/2013-66 следует, что сведения о зарегистрированных правах в отношении указанного выше помещения в ЕГРП отсутствуют.
Ссылаясь на то, что в добровольном порядке распоряжение N 07-692р от 05.07.2000 Ответчиком не исполнено, Истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункт 53 указанного постановления).
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункт 59 указанного постановления).
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорное имущество в момент разграничения государственной собственности было отнесено к федеральной собственности.
Решением Исполнительного комитета Минусинского городского Совета народных депутатов от 01.10.1991 N 313 помещения 3 и 4 этажей ГК КП РСРФСР переданы народному суду (л.д. 15 т. 1).
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В указанном Приложении в пункте 2 главы II к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности отнесено имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Таким образом, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 административное здание по адресу: г. Минусинск, ул. Гоголя, 66А отнесено к федеральной собственности, в силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) является ранее возникшим.
При этом апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда о возникновении права муниципальной собственности в связи с изданием распоряжения Краевого комитета по управлению государственным имуществом N 07-234р от 07.03.1996, подписанием акта приема основных средств от 27.05.1996, в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с типовым положением о комитете по управлению государственным имуществом, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1234, Приказом Госкомимущества Российской Федерации от 30.07.1992 N 138 Краевой комитетом по управлению государственным имуществом являлся органом, уполномоченным решать вопросы, связанные с распоряжением государственным имуществом федерального уровня собственности.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства фактической передачи имущества ответчику, выбытия его из владения истца (из владения и пользования органа государственной власти, финансируемого из федерального бюджета). Как следует из материалов дела, с момента передачи спорных помещений народному суду, помещение из пользования судебного учреждения не выбывало. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителей истца, Управления судебного департамента, договорами безвозмездного пользования, документами в подтверждение капитального ремонта помещений.
Кроме того, спорные помещения и не могли быть переданы в муниципальную собственность по причине не соответствия принципу разграничения государственной собственности, установленном в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 в отношении учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета, а также Указу Президента РСФСР N 90 от 25.08.1991 "Об имуществе КПСС и коммунистической партии РСФСР", Распоряжению Президента Российской Федерации N 32-рп от 03.09.1991 "О неотложных мерах по улучшению работы судов РСФСР".
В этой связи факт издания распоряжения N 07-692р от 05.07.2000, заключения договоров безвозмездного пользования для целей отнесения спорного имущества к тому или иному уровню собственности правового значения не имеет.
С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства возникновения права собственности Российской Федерации на спорное имущество в силу закона до введения правил о государственной регистрации, факт государственной регистрации права собственности на все здание по адресу г. Минусинск, ул. Гоголя 66 А за ответчиком, у суда не имелось оснований для отказа в иске о признании права собственности за Российской Федерацией, исковые требования подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела подлежат отнесению на ответчика, который от ее уплаты освобожден на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" июля 2013 года по делу N А33-2783/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить. Признать право собственности Российской Федерации на нежилое помещение 1, литер Б. расположенное по адресу: г. Минусинск, ул. Гоголя, д.66а, общей площадью 1144, 8 кв.м.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2783/2013
Истец: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
Ответчик: Администрация Минусинского района
Третье лицо: Управление Росреестра по Красноярскому краю, Управление судебного департамента в Красноярском крае, Управление федеральной регистрационной службы по КК, ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", Федеральное БТИ Минусинское отделение