г. Пермь |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А50-14656/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н. В.
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю..
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы" (ОГРН 1065905049198, ИНН 5905242950): Мусийко М.Н. по доверенности от 23.07.2013;
от заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (ОГРН 1031624000320, ИНН 1655029010): представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 сентября 2013 года по делу N А50-14656/2013,
принятое судьей Самаркиным В.В.
по заявлению закрытого акционерного общества "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Закрытое акционерное общество "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 73) о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - заинтересованное лицо, административный орган) N 11-13-2911/пн от 12.07.2013 о назначении административного наказания по ст. 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.09.2013 оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено; суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, однако на основании ст. 2.9 КоАП РФ признал правонарушение малозначительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указывает на то, что событие правонарушения, а также вина Общества в его совершении доказаны и подтверждаются материалами дела. Кроме того, полагает, что судом первой инстанции необоснованно применена ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным не имеется.
На основании п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации", п. 6 ст. 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе обратилось с ходатайством о замене Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе его правопреемником - Межрегиональным управлением Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе.
На основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает возможным произвести замену Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе на его правопреемника - Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направило, что на основании ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заявителем отзыв на апелляционную жалобу заинтересованного лица не представлен. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, пояснив, что правонарушение обоснованно признано судом первой инстанции малозначительным, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в части представления отчетности за 2012 год, предусмотренной Приказом ФСФР России от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" (далее - Приказ N 09-33/пз-н), административным органом установлено, что ЗАО "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы" не представило в срок до 15.02.2013 предусмотренную Приказом N 09-33/пз-н отчетность за 2012 год (отчетность за 2012 год направлена по почте 14.03.2013 и поступила в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе 12.03.2013).
По данному факту уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении ЗАО "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы" составлен протокол об административном правонарушении от 01.07.2013, и вынесено постановление от 12.07.2013 N 11-13-291/пн о назначении административного наказания по ст.19.7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Согласно ст. 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и(или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
В ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра.
В ч. 26 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг определяются порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
На основании п. 3 Приказа N 09-33/пз-н акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается, ЗАО "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы", самостоятельно осуществляющим ведение реестра владельцев ценных бумаг, предусмотренная Приказом N 09-33/пз-н отчетность за 2012 год направлена по почте 14.03.2013 и поступила в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе 21.03.2013, то есть с нарушением срока, установленного п. 3 Приказа N 09-33/пз-н. При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что обстоятельства, свидетельствующие о направлении заявителем в административный орган установленной отчетности за 2012 год первоначально 26.02.2013 факсимильной связью (л.д.60, листы 36-39 файл "Материалы дела.pdf."), также не опровергают факт нарушения Обществом при представлении отчетности установленного п. 3 Приказа N 09-33/пз-н срока.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении вина Общества исследована и установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При наличии возможности для соблюдения требований нормативных актов заявителем не принято надлежащих мер, направленных своевременное направление отчета в административный орган. Доказательств объективной невозможности принятия Обществом всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения.
Таким образом, в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ЗАО "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы" извещено надлежащим образом, протокол об административном правонарушении от 01.07.2013 составлен в присутствии представителя Общества - Ивановой Н.Ю., действующей на основании доверенности от 01.07.2013. Постановление о назначении административного наказания от 12.07.2013 вынесено в отсутствие представителя ЗАО "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы", при этом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом.
ЗАО "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы" привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу п. 18.1 указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Судом первой инстанции установлено и при признании правонарушения малозначительным обоснованно учтено, что акции ЗАО "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы" не обращаются на рынке ценных бумаг; сделок с акциями Общества с 23.06.2008 по 11.03.2013 и в 2012 году не совершалось; в состав акционеров ЗАО "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы" входит один акционер, нарушения прав которого не последовало; предусмотренная нормативными актами отчетность направлена заявителем в административный орган с незначительной просрочкой (менее одного месяца). Доказательств того, что допущенная просрочка в предоставлении отчетности повлекла нарушение прав акционеров Общества либо причинила вред общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля за деятельностью на рынке ценных бумаг, в материалах дела не имеется.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае взыскание суммы наложенного штрафа не будет отвечать конституционным принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене в связи с малозначительностью правонарушения. Оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Соответствующие доводы, приведенные административным органом в апелляционной жалобе, отклоняются по вышеизложенным основаниям.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство, заменив Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе на Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 сентября 2013 года по делу N А50-14656/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14656/2013
Истец: ЗАО "Пермэнергокомплект-Плунжерные насосы"
Ответчик: Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе