г. Хабаровск |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А04-4141/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области: Павонской Н.И., по доверенности от 17.07.2013 N 2;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области на определение от 12 сентября 2013 года по делу N А04-4141/2013 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Басос М.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Премиум Класс"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Амурской области) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Премиум Класс" (далее - общество, изготовитель) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществу вменяется нарушение обязательных требований п.2 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и требований СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов", а именно, несоответствие технологических процессов производства и этапов производственного процесса кисломолочной продукции требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при производстве кисломолочной продукции.
Определением арбитражного суда от 12 сентября 2013 года производство по делу о привлечении ООО "Премиум Класс" к административной ответственности прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области решено возвратить протокол об административном правонарушении от 14.06.2013 N 51С и прилагаемые к нему документы.
Суд счел, что вменяемое юридическому лицу правонарушение следует квалифицировать по ст. 6.3 КоАП РФ.
Не согласившись с определением суда, Управление Роспотребнадзора по Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить судебный акт и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В апелляционной жалобе оспаривает выводы суда о неправильной квалификации вмененного юридическому лицу административного правонарушения. Считает, что суд не применил норму материального права, подлежащую применению, а именно, п. 7 ст. 15 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Нарушение изготовителем технического регламента на молоко и молочную продукцию образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель административного органа настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Представитель юридического лица участие в рассмотрении апелляционной жалобы не принимал.
Проверив в порядке и пределах ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период внеплановой выездной проверки фактов нарушений ООО "Премиум Класс" санитарного законодательства при производстве пищевых продуктов Управлением Роспотребнадзора по Амурской области в ходе осмотра цеха по производству кисломолочных напитков, принадлежащего обществу, расположенного по адресу: город Благовещенск, улица Набережная р.Зея, 32, установлены следующие нарушения:
- на стене коридора у входа в производственный цех, а также на стене цеха (на участке, где установлена емкость (танк) для тана) имеются дефекты поверхности, участки с отсыревшей, загрязненной штукатуркой, участки отслоившейся штукатурки, т.е. стены по мере загрязнения не очищены и не окрашены красками, что является нарушением требований п. 5.11 СанПиН 2.3.4.551-96;
- на участке розлива готовой продукции, имеются щели в месте сочленения пола со стеной, на полу имеются дефекты кафельного покрытия (выбоины), в связи с чем, имеются лужи сточной воды на полу цеха, при этом уборка полов по мере необходимости в цехе не проводится, полы не освобождены от воды и не содержатся в сухом состоянии, что является нарушением п.п. 5.13, 5.22 СанПиН 2.3.4.551-96;
- внутренняя сторона оконного остекления и рамы в аппаратном цехе не промыты, покрыты пылью, грязные, что является нарушением п. 5.21 СанПиН 2.3.4.551-96;
- в производственном помещении цеха во время производственного цикла (розлив готовой продукции - "Тан классический") осуществляется хранение ремонтных инструментов, а также инвентаря и оборудования, не используемого в технологическом процессе, что является нарушением п.п. 12.30, 5.16 СанПиН 2.3.4.551-96;
- в качестве крышки для ванны восстановления молока используется полимерная мелкоячеистая сетка в белой раме, крышки, оборудованные на ваннах, для пастеризации восстановленного молока и водносолевого раствора имеют круглые отверстия 10-15 см. в диаметре, что является нарушением п. 10.8 СанПиН 2.3.4.551-96;
- в имеющейся холодильной камере, предназначенной для хранения готовой продукции, отсутствует освещение, температура в камере +8 град.С (согласно показаниям термометра, размещенного в ней), в камере имеются подтоварники, но хранение готовой продукции в камере не осуществляется. На момент проверки не представлен "Журнал Камеры", в котором регистрируется температура камеры и сроки реализации готовой продукции, хранящейся в ней. В ходе осмотра установлено, что хранение готовой продукции ("Тан с укропом", дата выработки 22.05.2013 в количестве 12 бутылок, "Тан классический" дата выработки 22.05.2013 в количестве 12 бутылок, "Тан классический" дата выработки 23.05.2013 в количестве 400 бутылок, "Айран негазированный" дата выработки 23.05.2013 в количестве 492 бутылок), осуществляется в коридоре около входной двери, в цехе на подтоварниках вплотную со стенами при комнатной температуре, при этом на маркировочных ярлыках данных пищевых продуктов имеется маркировка: хранить при температуре от +2 до +6 град.С, что является нарушением п.п. 12.34, 12.33СанПиН 2.3.4.551-96;
- отсутствует специальный уборочный инвентарь для уборки и дезинфекции санузлов (тряпки, щетки, имеющие специальную красную метку), что является нарушением п. 6.19 СанПиН 2.3.4.551-96;
- спуск воды от оборудования на пол цеха осуществляется посредством шланга лежащего на полу к канализационному трапу, что является нарушением п.10.9 СанПиН 2.3.4.551-96;
- измерение температуры пастеризации молока осуществляется специальным регистрирующим прибором, данные по температурной обработке молока выводятся непосредственно на экран прибора; устройства для фиксации на бумажном носителе температурного режима процесса пастеризации (термографа) нет, при этом аппаратчиком не осуществляется контроль температуры пастеризации с записью этих данных в журнале, журнал контроля пастеризации не представлен, что является нарушением п. 12.14, СанПиН 2.3.4.551-96;
- на момент проверки документы, подтверждающие проведение контроля эффективности пастеризации молока микробиологическим и химическим методами, не представлены, что является нарушением п. 12.15, СанПиН 2.3.4.551-96.
В ходе осмотра согласно протоколу изъятия продуктов, вещей, товаров от 23.05.2013 были изъяты сливы на сальмонеллу, сливы на яйца гельминтов, сливы на стафилококк, отбор воздуха (5 проб), вода (холодная и горячая), продукты ("Тан классический" дата выработки 23.05.2013 - 3 упаковки, "Айран негазированный" дата выработки 23.05.2013 - 3 упаковки).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" от 06.06.2013 N 1563 по результатам лабораторных исследований проба воздуха производственного помещения ООО "Премиум Класс" по содержанию плесени не соответствует требованиям таблицы 18, п. 7.2. MP 2.3.2.2327-08 "Методические рекомендации по организации производственного микробиологического контроля на предприятиях молочной промышленности", по содержанию плесени. (Согласно протоколу лабораторных исследований от 28.05.2013 N 2662 КОЕ плесени в воздухе рабочей зоны цеха составляет - 38 при нормативном показателе - до 5), что является нарушением п. 12.41 СанПиН 2.3.4.551-96.
Кроме того, согласно объяснительной генерального директора ООО "Премиум Класс" Иванян А.В., в цехе работает 2 человека. Фактически на момент проверки, в цехе работало 3 человека (Дьяков А.И., Ильин А.А., Дьяков К.А.). Согласно приказу о приеме на работу от 23.05.2013 N 12 Ильин А.А. принят на работу в качестве оператора с 23.05.2013, согласно приказу о приеме на работу от 23.05.2013 N 13 Дьячков К.А. принят на работу в качестве оператора с 23.05.2013, при этом на момент проверки медицинские книжки выше названных работников представлены не были, что является нарушением требований пункта 17.4 СанПиН 2.3.4.551-96 (генеральным директором ООО "Премиум Класс" 03.06.2013 представлены медицинские книжки Дьякова К.А. и Ильина А.А., выданные ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" 23.05.2013 с отметками о допуске к работе по результатам медицинского освидетельствования - 30.05.2013).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 14.06.2013 N 530, на основании которого в отношении общества составлен протокол от 14.06.2013 N 51С об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В порядке ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела направлены административным органом в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Премиум Класс" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст.ст. 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса.
В примечании к ст. 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и ст. 14.47 этого Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п.п. 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Пунктом 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно п. 7 ст. 15 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Обязательные требования к молоку и молочной продукции установлены Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ объектами технического регулирования являются не только молоко и молочная продукция, но и процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции.
В ст.7 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ установлены требования к продуктам переработки молока.
Требования к производству продуктов переработки молока распространяются на юридических и физических лиц, занятых в сфере производства и (или) реализации продуктов переработки молока на территории Российской Федерации (п.1 ст. 8 Закона N 88-ФЗ).
Технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, использованием, переработкой, утилизацией потенциально опасных продуктов переработки молока и образующихся отходов этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности (п.2 ст. 8 Закона N 88-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки административным органом установлено, что ООО "Премиум Класс" в нарушение п.2 ст. 8 Закона N 88-ФЗ не обеспечило соответствие технологических процессов производства кисломолочной продукции требованиям санитарных норм и правил СанПиН 2.3.4.551-96 2.3.4. "Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы", утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.10.1996 N 23.
Согласно п. 5.11 СанПиН 2.3.4.551-96 покраска или побелка стен и потолков производственных и подсобных помещений должна производиться по мере загрязнения, но не реже двух раз в год, красками светлых тонов. Одновременно с побелкой следует проводить дезинфекцию поверхностей ограждающих конструкций.
Пунктом 5.13 СанПиН 2.3.4.551-96 определено, что полы в производственных помещениях должны иметь покрытие из нескользких, кислото- и щелочеустойчивых, водонепроницаемых материалов (разрешенных к применению органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России), ровную поверхность без выбоин с уклоном в сторону крытых лотков и трапов.
Уборку полов в производственных помещениях следует проводить влажным способом по мере необходимости в процессе работы и по окончании смены. В цехах, где полы загрязняются жиром, их следует промывать горячими мыльно-щелочными растворами с последующей дезинфекцией. После мытья и дезинфекции полы следует освободить от воды и держать в сухом состоянии (п. 5.22 СанПиН 2.3.4.551-96).
В соответствии с п. 5.21 СанПиН 2.3.4.551-96 внутреннюю сторону оконного, фонарного остекленения и рам следует не реже одного раза в месяц протирать и промывать; наружную сторону - не реже двух раз в год, а в теплое время года - по мере загрязнения. Пространство между рамами следует очищать от пыли и промывать по мере загрязнения. Электроосветительную арматуру по мере загрязнения, но не реже одного раза в месяц, должен протирать специально обученный персонал.
Пунктом 12.30 СанПиН 2.3.4.551-96 категорически запрещается проведение ремонтных работ и дезинфекции помещений в период выработки продукции, не допускается оставлять в производственных цехах ремонтные инструменты; во время производственного цикла допускается проведение ремонта оборудования только при условии обязательного его ограждения переносными экранами. В каждом цехе должен вестись учет бьющихся предметов и иметься выписка из инструкции о предупреждении попадания посторонних предметов в молочную продукцию.
Хранение в производственных помещениях отходов, а также инвентаря и оборудования, не используемых в технологическом процессе, запрещается (п. 5.16 СанПиН 2.3.4.551-96).
Согласно п. 10.8 СанПиН 2.3.4.551-96 резервуары для изготовления и хранения молока, сливок, сметаны и др. молочных продуктов (кроме используемых для выработки творога и сыра) должны быть снабжены плотно закрывающимися крышками.
В соответствии с п. 12.33 СанПиН 2.3.4.551-96 температура и влажность в камере или складе хранения готовой продукции, а также порядок и сроки реализации готовой продукции должны контролироваться лабораторией 2 - 3 раза в смену. Результаты контроля должны быть зафиксированы в специальном журнале камеры.
Согласно п. 12.34 СанПиН 2.3.4.551-96 размещение сырья, припасов и готовой продукции в камере или складе для ее хранения должно осуществляться строго по партиям с указанием даты, смены выработки и номера партии.
Пунктом 6.19 СанПиН 2.3.4.551-96 установлено, что для уборки и дезинфекции санузлов должен быть выделен специальный инвентарь (ведра, щетки, совки и т.д.), имеющий специальную (красную) метку или окраску. После каждой уборки весь уборочный инвентарь следует на 2 часа погрузить в 0,5% раствор хлорной извести. Уборочный инвентарь для санузлов и комнаты личной гигиены женщин должен храниться отдельно от уборочного инвентаря других помещений - в специально отведенном месте. Для уборки санузлов и комнаты личной гигиены женщин должен быть выделен специальный персонал, привлечение которого для уборки других помещений категорически запрещается.
В соответствии с п.10.9 СанПиН 2.3.4.551-96 аппараты, ванны и другое оборудование, в которых изготовляются молочные продукты, подключаются к канализации с разрывом струи через воронки с сифоном. Непосредственное соединение оборудования с канализацией и спуск воды из них на пол не допускаются.
Согласно п. 12.14 СанПиН 2.3.4.551-96 при отсутствии контрольно-регистрирующих приборов контроль за температурой пастеризации должны осуществлять аппаратчики (каждый час, производя замеры температуры и делая соответствующие записи в журнале) и лаборатория (три - четыре раза в смену).
Пунктом 12.15 СанПиН 2.3.4.551-96 предусмотрено, что эффективность пастеризации должна контролироваться микробиологическим методом в соответствии с "Инструкцией по микробиологическому контролю производства на предприятиях молочной промышленности", а также химическим методом по ГОСТу 3623 "Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации". Контроль эффективности пастеризации молока на каждом пастеризаторе проводится микробиологическим методом не реже 1 раза в 10 дней вне зависимости от качества готовой продукции. Пастеризация считается эффективной при отсутствии бактерий группы кишечных палочек в 10 куб. см молока и общем количестве бактерий до 10000 в одном куб. см молока. Определение эффективности пастеризации химическим методом (ферментные пробы) должно проводиться из каждого резервуара после его наполнения пастеризованным молоком. На переработку или на разлив молоко может быть направлено только после получения отрицательной реакции на фосфатазу.
В соответствии с п. 12.41 СанПиН 2.3.4.551-96 контроль поступающего сырья, готовой продукции, технологических процессов и санитарно-гигиенических условий производства должен осуществляться лабораторией предприятия в соответствии с "Инструкцией по микробиологическому контролю производства на предприятиях молочной промышленности" и "Инструкцией по технологическому контролю на предприятиях молочной промышленности".
Пунктом 17.4 СанПиН 2.3.4.551-96 определено, что на каждого работника при поступлении на работу должна быть оформлена медицинская книжка, в которую вносят результаты всех медицинских обследований и исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, данные о прохождении обучения по программе гигиенической подготовки. Личные медицинские книжки должны храниться в здравпункте или у начальника (мастера) цеха.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных выявленных административным органом правонарушений, пришел к выводу, что зафиксированные правонарушения выражаются в нарушении санитарно-эпидемиологических требований, которые напрямую не касаются продукции и связанных с ней процессов производства.
Во всяком случае, кроме общей нормы п.2 ст. 8 Закона N 88-ФЗ ссылок на другие статьи этого закона протокол об административном правонарушении от 14.06.2013 N 51с не содержит.
Принимая во внимание, что различные нарушения санитарно-эпидемиологических требований в зависимости от конкретной ситуации могут квалифицироваться как по ст. ст. 6.3, 6.4, 6.5, 6.6 КоАП РФ (если нарушения напрямую не касаются продукции и связанных с ней процессов), так и по ст. 14.43 КоАП РФ (если нарушения напрямую касаются продукции и связанных с ней процессов), суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда относительно фактических обстоятельств дела.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении апелляционной жалобы территориального органа роспотребнадзора следует отказать.
Суд первой инстанции, обоснованно прекратил производство по делу на основании п. 1 ч. 1 ст.150 АПК РФ, полагая, что действия юридического лица следует квалифицировать по ст. 6.3 КоАП РФ, а рассмотрение данной категории дел не отнесено к подведомственности арбитражного суда.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не ставят под сомнение правильность выводов суда по данному делу, в связи с чем, подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Амурской области от 12 сентября 2013 года по делу N А04-4141/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4141/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области
Ответчик: ООО "Премиум Класс"
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-244/14
17.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-244/14
08.11.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5824/13
12.09.2013 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-4141/13