г. Самара |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А55-7989/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.11.2013 в помещении суда апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.09.2013 по делу N А55-7989/2013 (судья Харламов А.Ю.), принятое по заявлению муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (ИНН 6315702029, ОГРН 1026300966559), г.Самара, к Управлению МВД России по городу Самаре, г.Самара, Отделу ГИБДД УМВД России по г.Самаре, г.Самара, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара, г.Самара, муниципального предприятия городского округа Самара "Благоустройство" (ИНН 6315705990, ОГРН 1066315023720), г.Самара, об оспаривании предписания,
в судебном заседании приняла участие представитель МП г.о.Самара "ТТУ" Погоняева Е.Н. (доверенность от 18.01.2013 N 06),
представители Управления МВД России по городу Самаре, Отдела ГИБДД УМВД России по г.Самаре, Департамента благоустройства и экологии администрации г.о.Самара, МП г.о.Самара "Благоустройство" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МП г.о.Самара "ТТУ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г.Самаре (далее - административный орган) от 29.03.2013.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара и муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство".
Решением от 02.09.2013 по делу N А55-7989/2013 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявления МП г.о.Самара "ТТУ" отказал.
Предприятие в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Административный орган и МП г.о.Самара "Благоустройство" апелляционную жалобу отклонили по мотивам, изложенным в отзывах на нее.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство МП г.о.Самара "Благоустройство" о рассмотрении настоящего дела в отсутствие его представителя.
На основании ст.ст.156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей административного органа, Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара и МП г.о.Самара "Благоустройство", извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель МП г.о.Самара "ТТУ" в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзывах, в выступлении представителя предприятия в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, 29.03.2013 государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД УМВД России выявил недостатки в содержании улично-дорожной сети (просадки, выбоины, ямочный ремонт), параметры которых превышают требования ГОСТ Р 50597-93, по адресу: Московское шоссе - ул.Ташкентская в г.Самаре.
По данному факту административный орган выдал МП г.о.Самара "ТТУ" предписание от 29.03.2013 о проведении ремонта межрельсового настила трамвайных путей, восстановлении сопряжения верхней головки рельс трамвайных путей с проезжей частью по указанному адресу в срок до 05.04.2013.
Не согласившись с предписанием административного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что трамвайные пути вне зависимости от их расположения (обособленные или расположенные на одном уровне с проезжей частью), не являются проезжей частью. Данный вывод суд первой инстанции обосновал п.2.42 СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии", определяющих составные части трамвайного пути, а также п.5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 N АН-103-р (далее - Правила N Ан-103-р), устанавливающим внешнюю границу трамвайного полотна. Суд пришел к выводу о том, что обязанность по ремонту межрельсового трамвайного полотна лежит на МП г.о.Самара "ТТУ", поскольку трамвайные пути принадлежат ему на праве хозяйственного ведения в силу договора.
Между тем, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) под дорогой понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя трамвайные пути, при их наличии.
Следовательно, трамвайные пути являются частью дороги вне зависимости от указанных в СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии" составных частей трамвайного пути, а также правил определения внешних границ трамвайного полотна, установленных п.5.2.9 Правил N АН-103-р. Эти нормы и правила, являясь документами технического регулирования, не определяют и не могут определять лицо, ответственное за содержание как автомобильной дороги, так и трамвайного полотна как части дороги.
Вывод суда первой инстанций о том, что МП г.о.Самара "ТТУ" как лицо, в чьем хозяйственном ведении находится трамвайное полотно, несет на себе бремя его содержания, основанный на ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, не учитывает особенности правового статуса автомобильных дорог как объекта гражданских прав, установленный Законом N 196-ФЗ и Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В соответствии со ст.13 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения входит в полномочия органов местного самоуправления.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа п.5 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе и на объектах улично-дорожной сети, в силу ст.6 Закона N 196-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из изложенного следует, что вопросы ремонта автомобильных дорог местного значения регулируются нормативными актами муниципальных образований.
Как обоснованно указывает МП г.о.Самара "ТТУ", п.13 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 N 404, обязанность по содержанию и уборке трамвайных путей, совмещенных с проезжей частью дорог, возлагается на специализированные организации.
Из устава МП г.о.Самара "ТТУ" не следует, что его деятельность связана с содержанием дорог в безопасном для движения состоянии. Указание в уставе на то, что предприятие выполняет производственные работы (ремонтно-строительные работы), не позволяет сделать вывод о том, что ремонт трамвайного полотна в месте сопряжения с автомобильной дорогой является уставной деятельностью предприятия.
Доказательства возложения на МП г.о.Самара "ТТУ" обязанности по ремонту проезжей части по указанному адресу в силу заключенного им контракта, равно как и доказательства того, что повреждения дорожного полотна возникли по вине предприятия, суду не представлены.
Таким образом, определение административным органом в оспариваемом предписании МП г.о.Самара "ТТУ" в качестве лица, ответственного за содержание и ремонт дорожного полотна в месте пересечения дороги с трамвайными путями, с возложением на него обязанности по восстановлению дорожного покрытия за свой счет, противоречит вышеуказанным нормативно-правовым актам.
Аналогичный вывод содержится в постановлении ФАС Поволжского округа от 03.09.2013 по делу N А55-35002/2012 с участием тех же лиц.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ) и принимает новый судебный акт о признании недействительным предписания ОГИБДД УМВД России по г.Самара от 29.03.2013.
На основании ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб., понесенные МП г.о.Самара "ТТУ" при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции, подлежат взысканию с административного органа в пользу предприятия.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02 сентября 2013 года по делу N А55-7989/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Самаре от 29 марта 2013 года, вынесенное в отношении муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление".
Взыскать с Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Самаре в пользу муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (Три) тысячи руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7989/2013
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: ОГИБДД УМВД России по городу Самаре, УМВД России по г. Самаре
Третье лицо: Департамент благоустройства и экологии Администрации г. о. Самара, Муниципальное предприятие г. о. Самара "Благоустройство"