г. Челябинск |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А34-5697/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.11.2013.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,
судей Ершовой С.Д., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Энгельгардт Е.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Курганской области от 03.09.2013 по делу N А34-5697/2011 об утверждении изменения в предложения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника посредством публичного предложения (судья Носко Е.Ф.).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы - Киреева О. М. (паспорт, доверенность 74 АА 1418617 от 08.04.2013).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 06.03.2012 Муниципальное предприятие "Новопетропавловское ЖКХ" (ИНН 4506008322, ОГРН 1074506000238, далее - должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждён Умаров Байбулат Тастимирович (далее - конкурсный управляющий).
12.07.2013 конкурсный управляющий обратился в суд в рамках дела о банкротстве должника с заявлением об утверждении предложения конкурсного управляющего о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника посредством публичного предложения.
Определением суда от 03.09.2013 (резолютивная часть от 29.08.2013) заявление конкурсного управляющего удовлетворено. Утверждены изменения в Предложение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника в форме публичного предложения в редакции конкурсного управляющего.
С определением суда от 03.09.2013 не согласилась Федеральная налоговая служба (конкурсный кредитор, далее - уполномоченный орган, ФНС России), обратившись с апелляционной жалобой, просила определение отменить, производство по заявлению прекратить.
Заявитель жалобы указал, что его требования составляют 56,4 %. В ходе проведения торгов (первых, повторных, посредством публичного предложения) осталось нереализованным имущество должника на общую сумму 466 690 рублей, в связи с чем, конкурсный управляющий предложил кредиторам на собрании внести изменения в порядок продажи имущества должника. На собрании присутствовали кредиторы, обладающие 100 % голосов, собрание было правомочно принимать решения. Большинством голосов присутствующих принято решение не утверждать изменения в порядок продажи посредством публичного предложения. В ходе собрания кредиторов уполномоченным органом на основании положений статьи 26 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1" конкурсному управляющему было указано на необходимость принятия мер по актуализации отчета об оценке, поскольку с даты проведения оценки имущества должника истекло более 6 месяцев. Не утверждение изменений в порядок продажи собранием кредиторов явилось основанием для обращения конкурсного управляющего в суд с настоящим заявлением. Согласно пункту 2 утвержденных судом предложений рыночная стоимость имущества должника установлена с учетом заключения от 18.09.2012 соответствующего органа на отчет об оценке. В соответствии с предложением цена первоначального предложения последовательно снижается на 10 процентов по истечении каждых 5 рабочих дней с момента публикации информационного сообщения о продаже имущества, минимальной ценой предложения, по которой может быть продано имущество, является цена имущества в размере, составляющем 10 % от цены первоначального предложения. Голосуя против данного предложения, уполномоченный орган исходил из того, что установление минимальной цены продажи имущества в размере 10 % нарушает права и интересы уполномоченного органа в виде недополучения денежных средств, направляемых на погашение задолженности, включенной в реестр требований кредиторов. За период конкурсного производства на основной счет должника поступили денежные средства в сумме 801,784 тысячи рублей, расходы на проведение конкурсного производства по состоянию на 17.06.2013 составили 1 345,911 тысяч рублей, из которых возмещены 808,070 тысяч рублей, непогашенная сумма расходов составляет 537,841 тысяч рублей. За время проведения конкурсного производства начислено налогов на сумму 29,549 тысяч рублей, которые не погашены. По мнению ФНС России, утвержденные судом изменения не соответствуют целям и задачам конкурсного производства, нарушают права и законные интересы кредиторов, поскольку величина снижения цены имущества является несоразмерной, неразумной, не направлена на соблюдение интересов кредиторов. Продажа имущества по минимальной цене (46 669 рублей), предложенная конкурсным управляющим, приведет к недополучению денежных средств, направляемых на погашение задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, и расходов, понесенных в ходе конкурсного производства. Цель соразмерного удовлетворения требований кредиторов за счет продажи имущества не будет достигнута. Данные обстоятельства судом не исследованы, обратное конкурсным управляющим не доказано. Судом не учтено, что актуальность проведенной оценки утрачена, что свидетельствует о необходимости принятия конкурсным управляющим соответствующих мер, в противном случае, результаты торгов могут быть оспорены.
Представитель ФНС России в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили, отзывы не представили.
Дополнительно полученные от суда первой инстанции копии документов, содержащихся в материалах основного дела о банкротстве (отчеты конкурсного управляющего по состоянию на 17.06.2013, 13.09.2013, публикации о торгах и о результатах проведения торгов), приобщены к материалам обособленного спора в порядке пункта 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, их представителей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отчете конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства по состоянию на 17.06.2013 отражено, что требования кредиторов первой и второй очереди отсутствуют, требования кредиторов третьей очереди - 791 685 рублей, из которых ФНС России - 492 689 рублей и открытое акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" - 298 996 рублей. По данным отчета конкурсного управляющего по состоянию на 13.09.2013 требования второй очереди составили 75 645 рублей.
В разделе "сведения о сформированной конкурсной массе" отчета конкурсного управляющего от 17.06.2013 отражено, что 30.03.2012 проведена инвентаризация имущества должника, в ходе которой выявлено имущество должника балансовой стоимостью 9 605 879 рублей и рыночной стоимостью 983 059 рублей (из которых основные средства - 9 031 956,38 рублей и 1 579 710 рублей соответственно, запасы - 162 631 рублей и 61 359 рублей, дебиторская задолженность - 411 292 рубля, рыночная стоимость не отражена). Независимым оценщиком проведена оценка имущества должника (отчёт N 23-12 от 29.06.2012), на отчёт об оценке получено положительное заключение государственного финансового контрольного органа от 18.09.2012, в соответствии с которым рыночная стоимость имущества должника составила 921 700 рублей. В связи с передачей органам местного самоуправления, собственникам (физическим лицам) жилых помещений по актам приема-передачи от 04.06.2012, 30.08.2012 из конкурсной массы должника исключено имущество балансовой стоимостью 6 845 051,34 рублей. Должнику органом местного самоуправления передано имущество балансовой стоимостью 5 156 350,34 рублей, проинвентаризированное 25.09.2012. Из переданного должнику имущества стоимость части имущества, балансовая стоимость которого составляла менее 100 000 рублей за единицу (на общую сумму по балансовой стоимости - 281 395,78 рублей), определена собранием кредиторов самостоятельно с учетом предложений конкурсного управляющего в общей сумме 68 700 рублей. Рыночная стоимость иного имущества (из того, что передано должнику) в соответствии с отчетом об оценке от 07.12.2012 (с учетом положительного заключения финансового органа) составила 589 310 рублей.
Собранием кредиторов утверждены положения о порядке продажи движимого и недвижимого имущества, имеющегося на балансе должника на дату открытия конкурсного производства, с учетом результатов оценки, соответствующего заключения от 18.09.2012 на отчет об оценке. В соответствии с порядком продажи начальная цена продажи недвижимого имущества по лотам N N 1-4 определена в сумме 514 500 рублей, движимого имущества по лотам N N 1-16 - 407 200 рублей. Повторные торги проводятся с учетом снижения цены на 10 % от начальной продажной цены. Торги посредством публичного предложения проводятся в течение 5 календарных недель. Начальная цена продажи для торгов посредством публичного предложения устанавливается в размере 90 % от цены, определенной заключением от 18.09.2012 на отчет об оценке, которая каждую неделю проведения торгов снижается последовательно на 5 % до цены предложения 70 % от рыночной стоимости имущества.
Первые торги по продаже имущества должника (в том числе спорного) проведены 10.01.2013 (движимое) и 11.01.2013 (недвижимое) и признаны несостоявшимися. Договоры заключены с единственными участниками торгов по отдельным лотам. Имущество реализовано на сумму 308 000 рублей (публикация о результатах торгов от 26.01.2013, отчет конкурсного управляющего от 17.06.2013).
Повторные торги по продаже имущества должника (в том числе спорного) проведены 07.03.2013 и признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок (публикация о результатах торгов, отчет конкурсного управляющего от 17.06.2013).
Торги посредством публичного предложения (в том числе спорного) проведены в период с 15.04.2013 по 20.05.2013. На торгах реализована часть имущества на сумму 31 990 рублей (отчет конкурсного управляющего от 17.06.2013).
По данным отчета конкурсного управляющего от 17.06.2013 на основной счет должника поступило 808 070 рублей, имущество реализовано на сумму 679 317 рублей, расходы на процедуру составили - 1 345 911 рублей, по данным отчета конкурсного управляющего от 13.09.2013 - 875 069 рублей, 906 397 рублей и 1 505 658 рублей соответственно.
Поскольку имущество, имевшееся на балансе должника на дату открытия конкурсного производства, на торгах реализовано не полностью, конкурсный управляющий подготовил предложения о внесении изменений в порядок продажи имущества должника (в отношении лотов N N 1, 2, 4 из первоначальной редакции порядка продажи недвижимого имущества, л.д. 28-34, и лотов N N 1, 10, 12, 14, 16 из первоначальной редакции порядка продажи движимого имущества, л.д. 35-41) посредством публичного предложения. В соответствии с предложением начальная цена продажи движимого и недвижимого имущества 8 наименований определена в размере 70 % от цены имущества, определенной заключением от 18.09.2012 на отчет об оценке (пункт 2), и составила в общей сумме 466 690 рублей. В силу пункта 8 предложения цена первоначального предложения последовательно снижается на 10 % по истечении каждых 5 рабочих дней с момента публикации информационного сообщения о продаже имущества. Минимальной ценой предложения, по которой может быть продано имущество (ценой отсечения), является цена имущества в размере, составляющем 10 % от цены первоначального предложения.
Данный порядок рассмотрен собранием кредиторов 21.06.2013. Большинством голосов уполномоченного органа решение об утверждении порядка продажи в редакции конкурсного управляющего не принято, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление конкурсного управляющего, суд первой инстанции исходил из того, что нормы Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не содержат положений, запрещающих собранию кредиторов при утверждении порядка продажи имущества должника путём публичного предложения снижать начальную цену продажи имущества должника в разумных пределах и устанавливать сроки, по истечении которых допускается снижение цены реализации. Суд посчитал, что изменения, предложенные конкурсным управляющим, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы должника и его кредиторов.
Выводы суда первой инстанции следует признать обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (статья 2 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Обязательность привлечения оценщика для определения стоимости имущества должника закреплена статьей 130 Закона о банкротстве, в соответствии с которой для должников - унитарных предприятий установлена необходимость получения заключения на отчет об оценке от соответствующего органа исполнительной власти.
Изменения в порядок продажи подготовлены на основании отчета об оценке от 29.06.2012, по которому заключение органа исполнительной власти получено 18.09.2012.
Порядок продажи имущества должника регламентирован положениями статьи 139 Закона о банкротстве.
Продажа имущества должника является важным этапом конкурсного производства, направленным на реализацию этого имущества с целью получения наибольшей выручки, и представляет собой регламентированный процесс, совершаемый по определенным правилам, которые установлены Законом о банкротстве.
Для обеспечения максимального баланса интересов участвующих в деле лиц вопросы определения порядка и условий продажи имущества должника входят в компетенцию собрания кредиторов, которые утверждают такой порядок, а также утверждают изменения в него.
Если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов предложения о продаже имущества должника собранием кредиторов не утверждено такое предложение, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении порядка, сроков и условий продажи этого имущества (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 статьи 139 Закона о банкротстве в случае возникновения в ходе конкурсного производства обстоятельств, в связи с которыми требуется изменение порядка, сроков и (или) условий продажи имущества должника, конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения соответствующие предложения относительно таких изменений.
По смыслу названных положений вмешательство суда, контролирующего ход процесса несостоятельности должника, ограничено, в том числе случаями появления неразрешимых противоречий между собранием кредиторов и управляющим.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи Закона после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
По общему правилу имущество должника должно быть реализовано посредством первых, повторных торгов и публичного предложения.
В данном случае спорное имущество должника выставлялось в течение 5 месяцев на торги посредством первых, повторных торгов и торгов путем публичного предложения со снижением цены до 70 %, однако не было реализовано в полном объеме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
При отсутствии в установленный срок заявки на участие в торгах, содержащей предложение о цене имущества должника, которая не ниже установленной начальной цены продажи имущества должника, снижение начальной цены продажи имущества должника осуществляется в сроки, указанные в сообщении о продаже имущества должника посредством публичного предложения.
Победителем торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения признается участник торгов, который первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу пункта 26 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
По смыслу названных положений отчет об оценке носит рекомендательный характер, а, исходя из положений статей 110, 139 Закона о банкротстве величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, не является обязательной для целей продажи имущества на торгах, поскольку начальная цена продажи имущества определяется собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Суд апелляционной инстанции полагает, что уполномоченным органом, указывающим на необходимость актуализации отчета об оценке, не учтены фактические обстоятельства настоящего дела: длительность проведения процедуры конкурсного производства (на дату утверждения положения судом - более 1,5 лет), объем выявленного имущества должника и его рыночную стоимость, размер установленных в реестр требований (867 330 рублей с учетом кредиторов второй очереди) и текущих обязательств должника (более 1,5 миллионов рублей - на 13.09.2013, из которых за счет поступивших средств погашена только часть), а также меры, принятые конкурсным управляющим, по реализации спорного имущества (первые, повторные торги и посредством публичного предложения со снижением цены до 70 %), период проведения мер по реализации имущества (5 месяцев), отсутствие спроса (не подано ни одной заявки).
Уполномоченный орган не учитывает также, что для актуализации отчета об оценке потребуются дополнительные расходы на оценку (тогда как часть уже понесенных расходов не возмещена, по данным отчета конкурсного управляющего расходы на оценку уже составили 76 000 рублей, из которых 35 000 рублей по договору от 25.06.2012) и время, необходимое для составления отчета об оценке, получения заключения на него и утверждения порядка продажи собранием кредитором, в течение которого должны будут осуществляться расходы на процедуру конкурсного производства, в том числе на выплату вознаграждения конкурсного управляющего, тогда как спорное имущество не было реализовано посредством публичного предложения и по цене предложения 70 % от рыночной стоимости имущества.
При этом, уполномоченный орган не спорит по шагу снижения цены (10 %) и периодичности снижения начальной продажной цены (каждые 5 рабочих дней). Между тем, апелляционный суд отмечает, что предложенный конкурсным управляющим порядок предусматривает последовательное снижение цены (от 70 до 10 %) в течение длительного периода (не менее 6 недель), что также не учтено уполномоченным органом.
При наличии совокупности таких обстоятельств, целесообразность актуализации отчета об оценке для целей конкурсного производства данного должника из материалов дела не усматривается и уполномоченным органом не доказана (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств того, что предложения конкурсного управляющего по порядку или условиям проведения торгов в форме публичного предложения способны негативно повлиять на возможность получения максимальной цены от продажи имущества, в том числе на доступ публики к торгам, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция полагает, что условия утвержденного порядка продажи не противоречат Закону о банкротстве, целям и задачам процедуры конкурсного производства и не нарушают прав кредиторов.
При названных обстоятельствах определение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Курганской области от 03.09.2013 по делу N А34-5697/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Забутырина |
Судьи |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-5697/2011
Должник: Муниципальное предприятие "Новопетропавловское ЖКХ"
Кредитор: Муниципальное предприятие "Новопетропавловское ЖКХ"
Третье лицо: Администрация Далматовского района, Администрация Новопетропавловского сельсовета, Администрация Уксянского сельсовета, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Далматовском районе Курганской области, ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Далматовский районный суд, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Курганской области, МП УС "Уксянское ЖКХ", НП "СРО АУ "Южный Урал", ОАО "Росгосстрах Банк", ОАО "Энергосбытовая компания "Восток", Умаров Байбулат Тастимирович, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, УФНС РФ по Курганской области, Шалабанов Виктор Никифорович, ОАО "Энергосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
08.11.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10603/13
04.12.2012 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-5697/11
13.09.2012 Определение Арбитражного суда Курганской области N А34-5697/11
29.02.2012 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-5697/11