город Омск |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А70-4767/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 ноября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8528/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.08.2013 по делу N А70-4767/2013 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению Муниципального казенного учреждения "Муниципальные закупки города Тюмени" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области об оспаривании в части решения по делу N 64 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов,
при участии в деле в качестве третьего лица: Департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Муниципальное казенное учреждение "Муниципальные закупки города Тюмени" (далее - заявитель, Учреждение, МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - ответчик, Управление, УФАС России по Тюменской области) о признании недействительным решения от 15.03.2013 по делу N 64 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов в части признания МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" нарушившим часть 4 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ, Закон о размещении заказов), а также выводов о наличии признаков правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.08.2013 по делу N А70-4767/2013 заявленные требования удовлетворены: признано недействительным и несоответствующим Закону о размещении заказов решение от 15.03.2013 по делу N 64 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов Управления в части признания Учреждения нарушившим часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов, а также выводов о наличии признаков правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным судебным актом, УФАС по Тюменской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неполным выяснением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и ненадлежащей оценкой судом сложившихся правоотношений сторон при размещении муниципального заказа.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то, что наличие у организации, оказывающей услуги в области транспортной безопасности, лицензии на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, может быть обусловлено только необходимостью проведения работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, относящихся к сфере деятельности исключительно федеральных органов исполнительной власти.
Оспаривая доводы подателя жалобы, МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" и Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Учреждения поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Уполномоченным органом извещением от 30.01.2013 на официальном сайте РФ размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gоv.ru объявлен открытый конкурс N 6/13-ок с реестровым номером заказа на официальном сайте 0167300000513000045 с максимальной начальной ценой контракта 1 233 222 рублей.
Предметом контракта является оказание услуг по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Тюмени.
На участие в указанном открытом конкурсе поступили заявки от шести участников размещения заказа, в том числе от общества с ограниченной ответственностью "БИПРАСКО" (далее - ООО "БИПРАСКО"), что следует из протокола заседания конкурсной комиссии N 1/6/13-ок от 04.03.2013.
Согласно решения конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе 1/6/13-ок от 06.03.2013, ООО "БИПРОАСКО" было отказано в допуске в участии в открытом конкурсе на том основании, что в нарушение п.3.4.2 и п. 6.4 раздела 1, п. 9 раздела 2, раздела 3 конкурсной документации заявка данного участника размещения заказа содержала неверный расчет цены контракта.
В связи с чем, ООО "БИПРАСКО" в УФАС по Тюменской области с жалобой.
По результатам рассмотрения жалобы, Управлением 15.03.2013 было вынесено оспариваемое в части решение N 64 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов, в тексте которого, в том числе, содержится вывод о нарушении Учреждением части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов, а также вывод о наличии в действиях Учреждения признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Данные выводы сделаны Управлением на основании того, что в пункте 13 раздела II конкурсной документации установлено требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки копии лицензии на право проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Полагая, что в указанной части решение N 64 от 15.03.2013 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
05.08.2013 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц требуется одновременно наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд регулируются Законом N 94-ФЗ.
В соответствии со статьей 5 Закона N 94-ФЗ, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 указанного закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 указанного закона, размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
В рассматриваемом случае размещение заказа осуществлялось Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города в форме открытого конкурса.
В силу части 1 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (ч. 2 названной статьи).
Также конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 данного Закона (пункт 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов).
Заявка на участие в конкурсе, в свою очередь, должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в пункте 1 части 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ, в случае, если законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией (пункт 3 части 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в статье 11 настоящего Закона.
В пункте 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в частности, соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов не допускает требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 данной статьи документов и сведений.
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 указанной статьи копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
Как усматривается из материалов дела, предметом контракта по открытому конкурсу N 6/13-ок является оказание услуг по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Тюмени.
Признавая требование, изложенное в пункте 13 раздела II конкурсной документации открытого конкурса не соответствующим части 4 статьи 25 Закона N 94-ФЗ, и содержащим признаки правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, антимонопольный орган исходил из отсутствия у участника размещении заказа обязанности представить копию лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, поскольку предметом контракта является уязвимость объектов транспортной структуры, расположенных на автомобильных дорогах местного назначения, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется органами местного самоуправления.
Не соглашаясь с позицией Управления, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
Из части 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" следует, что информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Также в части 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" сказано, что обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
При этом пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определено, что объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В пункте 6 рассматриваемой статьи закреплено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закона от 21.07.1993 N 5485-1) государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Статьей 6 Закона от 21.07.1993 N 5485-1 предусмотрено, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - это введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
Следовательно, сведения, составляющие государственную тайну, по своей природе являются информацией ограниченного доступа.
Частью 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" предусмотрено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ) сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. Сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, указанных в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
В части 2 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ содержится указание на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Из указанного выше следует, что к сведениям, составляющим государственную тайну, в обязательном порядке относятся сведения о результатах оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Вместе с тем закон не исключает возможности отнесения к государственной тайне и иных сведений, касающихся оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Так, в силу статьи 5 Закона от 21.07.1993 N 5485-1 государственную тайну составляют, в том числе, сведения о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов.
На основании пункта 116 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203, к сведениям, составляющим государственную тайну, отнесены сведения, раскрывающие меры по обеспечению антитеррористической защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации, результаты оценки их уязвимости.
Пунктом 5 Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 27.08.2005 N 1314-р, определено, что под критически важными объектами понимаются объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени.
Из главы VII Устава Тюменской области, Закона Тюменской области от 05.07.2001 N 357 "Об административном центре Тюменской области" следует, что город Тюмень является административно-территориальной единицей.
Следовательно, нарушение или прекращение функционирования дорог местного значения город Тюмень может привести к потере управления экономикой города, Тюменской области, а также к необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
Таким образом, сведения о результатах оценки их уязвимости являются сведениями, составляющими государственную тайну, и, в силу статьи 27 Закона от 21.07.1993 N 5485-1, проведение работ, связанных с их использованием, требует соответствующей лицензии.
При данных обстоятельствах оспариваемое решение антимонопольного органа от 15.03.2013 по делу N 64 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов в части признания МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" нарушившим часть 4 статьи 25 Закона N94-ФЗ, а также выводов о наличии признаков правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, ввиду отсутствия в действиях заявителя отсутствуют признаки состава указанного административного правонарушения, обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Удовлетворив заявленные Учреждением требования в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, расходы, понесенные при рассмотрении жалобы, подлежат отнесению на ее заявителя.
В силу пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, государственные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, от уплаты государственной пошлины освобождены, и УФАС по Тюменской области пошлина не уплачивалась.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.08.2013 по делу N А70-4767/2013-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4767/2013
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Муниципальные закупки города Тюмени"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Тюменской области
Третье лицо: Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени