Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 марта 2008 г. N КГ-А41/1356-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2008 г.
Министерство имущественных отношений Московской области (далее - Минимущество МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области (далее - УФРС по Московской области) по регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 193 700 кв.м. с кадастровым N 50:21:030210:0077, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона) (регистрационная запись N 50-50-98/028/2006-336 от 23.11.06 г.; обязании УФРС по Московской области погасить вышеназванную внесенную регистрационную запись.
В обоснование заявленных требований Минимущество МО ссылается на то, что действия регистрационного органа по внесению в ЕГРП записи о возникновении права собственности Российской Федерации на земельный участок неправомерны, поскольку у Российской Федерации отсутствуют основания для возникновения этого права.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области (далее - ТУ ФАУФИ по Московской области), закрытое акционерное общество "СТ Инжиниринг" (далее - ЗАО "СТ Инжиниринг").
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 июня 2007 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2007 года решение суда первой инстанции отменено по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ, рассмотрение дела назначено по правилам суда первой инстанции.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз имени XXI съезда КПСС" (далее ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС").
Постановлением от 26 ноября 2007 года Десятый арбитражный апелляционный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд сделал вывод о том, что УФРС по Московской области правомерно осуществило действия по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
При этом, правовым основанием принадлежности спорного земельного участка к объектам федеральной собственности являются нормы ч. 1 ст. 3.1. Федерального закона от 17.04.06 г. N 53-Ф3 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 года N 576 "О порядке распоряжения земельными участниками, находящимися в государственной собственности; до разграничения государственной собственности на землю".
Законность вынесенного постановления проверяется в порядке статей 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Минимущества Московской области, которое считает, что при принятии постановления апелляционным судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неполно исследованы обстоятельства дела, просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в апелляционный суд.
По мнению заявителя кассационной жалобы, на момент внесения регистрационной записи земельный участок уже не был предоставлен ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС", поскольку предприятие продало свое право владеть и пользоваться земельным участком ЗАО "СТ Инжиниринг" по договору переуступки прав от 20.02.06 г. N 62002/1. Заявитель полагает несостоятельной ссылку апелляционного суда на нормы Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17.04.06 г. N 53-Ф3 применительно к правоотношениям, возникшим до вступления в силу названного закона. Кроме того, апелляционный суд не исследовал вопрос о том, имелись ли у Минмособлимущества полномочия распоряжаться земельными участками от имени Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы, поддержал доводы, в ней изложенные, просил постановление отменить.
Представитель УФРС по Московской области в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
Кассационным судом направлены в адрес ТУ ФАУФИ по Московской области, ООО "СТ Инжиниринг", ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" копии определения о назначении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, от ТУ ФАУФИ по Московской области, ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" имеются почтовые извещения о получении корреспонденции, от ООО "СТ Инжиниринг" конверт с корреспонденцией суда вернулся с отметкой органа связи о том, что по такому адресу организация не значится.
С учетом принятых судом мер по надлежащему извещению указанных лиц, суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, вынес определение о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при вынесении постановления, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда в связи со следующим.
Как установлено судами обеих инстанций и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, 9 марта 2005 года Минимущество Московской области издало распоряжение N 253 "О переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" на земельный участок, находящийся в государственной собственности, на право аренды.
Согласно этому распоряжению предписано переоформить ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, площадью 193 700 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона), указанный в кадастровом плане земельного участка от 25.02.04 г. N 21/04-1003, на право аренды; заключить с ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" договор аренды указанного земельного участка сроком на 49 лет.
На основании названного распоряжения 25 апреля 2005 года между Минимуществом Московской области (арендодатель) и ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 13036-Z.
По условиям этого договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 50:21:03 02 10:0077, находящийся по адресу: Московская область, Ленинский район, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона), для использования в целях сельскохозяйственного производства, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, площадью 193.700 кв.м.
23 ноября 2006 года ГУ ФРС по Московской области была произведена государственная регистрация вышеназванного договора, номер регистрации N 50-50-98/028/2006-336.
Впоследствии, 20 февраля 2006 года между ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" (сторона 1) и ЗАО "СТ Инжиниринг" (сторона 2) заключен договор N 62002/1 уступки прав аренды земельного участка, согласно которому сторона 1 уступает, а сторона 2 принимает в полном объеме права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 13036-Z от 25.04.05 г.
Письмом за N 435а/1 от 23 марта 2006 года ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" уведомило МИО МО о подписанном с ЗАО "СТ Инжиниринг" договоре уступки прав аренды земельного участка от 20.02.06 г. N 62002/1 по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 25.04.05 г. N 13036-Z.
23 ноября 2006 года УФРС по МО произведена в ЕГРП запись регистрации N 50-50-98/028/2006-366, согласно которой земельный участок для сельскохозяйственного производства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 193.700 кв.м, адрес объекта: Московская область, Ленинский район, в районе поворота с Варшавского шоссе на г. Видное (северная сторона), кадастровый номер 50:21:030210:0077, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права НА N 0930772 от 23.11.06 г.
Основанием для регистрации данного права указана статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.01 г. N 137-ФЗ (в ред. Федерального Закона от 17.04.06 г. N 53-ФЗ) и распоряжение Минимущества Московской области от 09.03.05 г. N 253.
Согласно данному свидетельству право собственности РФ зарегистрировано с обременением арендой.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании действия УФРС по Московской области по осуществлению государственной регистрации права собственности Российской Федерации незаконным, апелляционный суд правильно исходил из того, что изначально вышеназванный земельный участок был предоставлен по договору аренды N 13036-Z от 25.04.05 г. на основании Постановления Правительства Российской Федерации N 576 от 7 августа 2002 года "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" - ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС".
Указанным Постановлением регламентированы вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, при этом пунктом "б" части второй этого Постановления Министерству имущественных отношений Российской Федерации вменялось осуществлять от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в случае предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), а также государственному учреждению, государственному унитарному предприятию, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации.
В отношении данных земельных участков Минимущество Московской области вправе было осуществлять распорядительные действия, в частности, сдавать их в аренду, от имени Российской Федерации и только с согласия Минимущества Московской области.
Как установил апелляционный суд, спорный земельный участок первоначально был предоставлен ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" на праве постоянного (бессрочного) пользования с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства.
В дальнейшем спорный земельный участок был предоставлен ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" в аренду.
Вывод апелляционного суда о том, что Минимущество Московской области, будучи арендодателем по договору аренды земельного участка, заключенному с ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС", не являлось собственником этого земельного участка и распоряжалось им в соответствии с прямыми указаниями, имеющимися в нормативных актах, действующих на момент заключения договора, является обоснованным.
Кроме того, апелляционный суд отметил, что на момент выдачи свидетельства о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок вступил в силу Федеральный закон N 53-ФЗ от 17 апреля 2006 года "О внесении изменении в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 указанного закона, к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Указанные обстоятельства обоснованно расценены апелляционным судом как свидетельствующие о совершении регистрации права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией в соответствии с законом, оснований для признания незаконными обжалуемых действий УФРС по Московской области по государственной регистрации права Российской Федерации не имеется.
Довод заявителя кассационной жалобы о нахождении на момент действия Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ земельного участка в аренде не у государственного унитарного предприятия, ввиду передачи по договору уступки прав требования закрытому акционерному обществу, был предметом проверки со стороны апелляционного суда и мотивированно отклонен им с указанием на то, что поскольку спорный земельный участок после прекращения права бессрочного пользования предоставлялся унитарному предприятию, учредителем которого являлся федеральный орган государственной власти, то в силу положений Постановления Правительства Российской Федерации N 576 и норм Федерального закона от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ, спорный земельный участок, независимо от смены арендатора, должен быть отнесен к федеральной собственности, а не к собственности субъекта Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционным судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, не имеется, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 274, 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2007 г. по делу N А41-К2-6924/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 марта 2008 г. N КГ-А41/1356-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании