г. Пермь |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А60-20270/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольской Е. О.
судей Голубцовой Ю.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - ООО "ОПОКА": Свалов В.С., директор, паспорт,
от заинтересованного лица - Управления городского хозяйства администрации Артемовского городского округа: не явился,
от заинтересованного лица - начальника Управления городского хозяйства администрации Артемовского городского округа: не явился,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, начальника Управления городского хозяйства администрации Артемовского городского округа Кукарских Ирины Геннадьевны, на решение арбитражного суда Свердловской области от 30 августа 2013 года по делу N А60-20270/2013, принятое судьей Парамоновой В.В.,
по заявлению ООО "ОПОКА" (ОГРН 1086602000253, ИНН 6602011900)
к Управлению городского хозяйства администрации Артемовского городского округа, Начальнику Управления городского хозяйства администрации Артемовского городского округа
о признании бездействия незаконным,
установил:
ООО "ОПОКА" обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению городского хозяйства администрации Артемовского городского округа, начальнику Управления городского хозяйства администрации Артемовского городского округа о признании бездействия начальника Управления городского хозяйства администрации Артемовского городского округа, по вопросу о выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на земельном участке, арендованном заявителем, незаконными, обязании заинтересованного лица выполнить свои служебные обязанности по подготовке и выдаче разрешительного документа на снос зеленых насаждений на земельном участке, арендованном заявителем, в установленном порядке.
Решением арбитражного суда Свердловской области от 30 августа 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, начальник Управления городского хозяйства администрации Артемовского городского округа обжаловал его в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В жалобе сообщает, что ООО "ОПОКА" обратилось в Управление городского хозяйства с заявлением о получении разрешения на снос зеленых насаждений для последующего проведения на земельном участке с кадастровым номером 66:02:2301004:117 строительства карьера для добычи полезных ископаемых. Полагает, что снос зеленых насаждений в таком случае не может быть расценен как часть процесса благоустройства и озеленения территории.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционной инстанции 11 ноября 2013 года возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Просил решение оставить без изменения.
Заинтересованные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей не направили, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ОПОКА" (далее - заявитель) обратилось в Управление городского хозяйства администрации Артемовского городского округа с заявлением о выдаче разрешения на вырубку зеленых насаждений на полученном в аренду земельном участке.
В письме от 13.02.13 N 14/17 Управление городского хозяйства администрации Артемовского городского округа разъяснено, что администрация не наделена полномочиями на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений на земельных участках, находящихся в собственности Свердловской области.
Позднее заявитель вновь обратился в Управление городского хозяйства администрации Артемовского городского округа с соответствующим заявлением, однако уполномоченным органом в лице начальника Управления какое-либо решение в установленный срок на заявление не принято, в письме N 14/42 от 25.03.13 указано, что разрешение будет выдано после принятия Думой решения о внесении изменений и дополнений в Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа от 27.12.12 N 221.
Считая, что отказ начальника Управления городского хозяйства администрации Артемовского городского округа в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений ООО "ОПОКА" не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на заинтересованное лицо обязанность по подготовке и выдаче ООО "ОПОКА" разрешительного документа на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 66:02:2301004:117, суд первой инстанции исходил из наличия оспариваемой обязанности по рассмотрению вопроса о выдаче разрешения на снос (вырубку) зеленых насаждений на спорном участке у заинтересованного лица, учитывал, что ООО "ОПОКА" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на снос земельных насаждений на предоставленном ему в аренду для добычи полезных ископаемых к уполномоченному на принятие указанных решений должностному лицу органа местного самоуправления, с приложением всех необходимых документов, фактический отказ уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы общества "ОПОКА" как арендатора, препятствует целевому освоению земельного участка.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 66:02:2301004:117 принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Указанный земельный участок, что также установлено судом, расположен в границах муниципального образования "Артемовский городской округ", относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием для добычи полезных ископаемых.
С учетом установленных по делу обстоятельств судом сделан правильный вывод о том, что в данном случае вопрос о выдаче разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений в Артемовском городском округе подлежит разрешению на основании норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории Артемовского городского округа N 221 от 27.12.12.
На основании пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены:
- утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
- установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
- организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм);
- использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Поскольку озеленение территорий населенных пунктов предполагает воспроизводство зеленых насаждений (городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники) взамен уничтоженных или поврежденных, судом сделан обоснованный вывод о том, что благоустройство и озеленение территории предполагает и рубку, в том числе санитарную рубку (снос), рубку (обрезку) в целях ухода, а также реконструкцию и пересадку зеленых насаждений, в связи с чем выдача разрешений на снос зеленых насаждений, не относящихся к лесам, на территории муниципального образования, как часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На территории Артемовского городского округа утверждены и действуют Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений, регулирующие данные правоотношения N 221 от 27.12.12 (далее - Правила).
Согласно п. 18 названных Правил разрешительным документом на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений является распоряжение начальника Управления городского хозяйства администрации Артемовского городского округа, либо - распоряжение ТОМС.
Для получения разрешительных документов на снос, пересадку, реконструкцию зеленых насаждений заявитель подает в Управление городского хозяйства администрации Артемовского городского округа, ТОМС в соответствии с основаниями, указанными в пункте 18 настоящих Правил, заявление в письменной форме с указанием причин сноса, пересадки, реконструкции зеленых насаждений.
Установив, что ООО "ОПОКА" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на снос земельных насаждений на предоставленном ему в аренду для добычи полезных ископаемых к уполномоченному на принятие указанных решений должностному лицу органа местного самоуправления, с приложением всех необходимых документов, суд правомерно удовлетворил заявленные требования, обоснованно указав, что фактический отказ уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления нарушает права и законные интересы общества "ОПОКА" как арендатора, препятствует целевому освоению земельного участка.
Требование заявителя обязать Управление городского хозяйства администрации Артемовского подготовить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "ОПОКА" разрешительный документ на снос зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым номером 66:02:2301004:117, суд апелляционной инстанции рассматривает как направленное на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, что соответствует положениям пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные в материалы дела доказательства, правильно установил юридически значимые для разрешения спора обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки которой суд апелляционной инстанции не усматривает. Доводы же апелляционной жалобы сводятся к их переоценке и основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Иных, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержит.
При данных обстоятельствах решение суда подлежит оставлению в силе, а апелляционная жалоба - отклонению и оставлению без удовлетворения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 августа 2013 года по делу N А60-20270/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Никольская |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20270/2013
Истец: ООО "ОПОКА"
Ответчик: Кукарских Ирина Геннадьевна, Начальник Управления городского хозяйства администрации Артемовского ГО Кукарских И. Г., Управление городского хозяйства Администрации Артемовского городского округа
Третье лицо: Начальник Управления городского хозяйства Администрации Артемовского городского округа Кукарских Ирина Геннадьевна