город Воронеж |
|
07 ноября 2013 г. |
Дело N А64-8937/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В. А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "АПИ Концепт" на решение арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2013 по делу N А64-8937/2012 (судья Пряхина Л.И.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "АПИ Концепт" (ОГРН 1096807000696) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области и управлению Федеральной налоговой службы по Тамбовской области о признании недействительными решений и требования,
третьи лица: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области; филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "АПИ Концепт": Якимова В.А., представителя по доверенности б/н от 06.06.2012;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области: Кострикиной Н.С., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 03-03/00069;
от управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области: Патрина В.С., представителя по доверенности от 14.01.2013 N 04-19/2
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области - представитель не явился, надлежаще извещено,
от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области - представитель не явился, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "АПИ Концепт" (далее - общество "АПИ Концепт", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительными:
- решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 17.09.2012 N 890 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения",
- решения управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области (далее - управление) от 07.11.2012 N 05-10/120,
- требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области N 2422 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 12.11.2012.
Определением арбитражного суда Тамбовской области от 18.04.2013 по делу N А64-8934/2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2013 требования общества "АПИ Концепт" удовлетворены частично:
- решение инспекции от 17.09.2012 N 890 признано недействительным в части применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс), в виде штрафа в сумме 109 293,30 руб.;
- решение управления от 07.11.2012 N 05-10/120 признано недействительным в части оставления без изменения и утверждения решения инспекции от 17.09.2012 N 890 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 109 293,30 руб.;
- требование инспекции N 2422 по состоянию на 12.11.2012 признано недействительным в части предложения уплатить штраф в сумме 109 293,30 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу "АПИ Концепт" отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении его требований как принятое с неправильным применением норм материального права и с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы общество "АПИ Концепт" указывает, что использование в целях налогообложения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости должно осуществляться с 01.01.2011 в силу того, что кадастровая стоимость земельных участков, равная рыночной, установлена вступившими в законную силу судебными актами по делам N А64-4626/2012 и N А64-5154/2012 именно на указанную дату, на что указано в мотивировочных частях названных судебных актов.
Следовательно, по мнению общества, вывод суда области о том, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежит применению с 01.01.2013, является необоснованным.
Как считает общество, указывая на данную дату, суд области вышел за пределы заявленных требований, что является нарушением норм арбитражного процессуального законодательства, приведшим к принятию неправильного решения, что, в свою очередь, является безусловным основанием для отмены решения в силу пункта 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Кроме того, общество полагает, что в результате указания в судебном акте по рассматриваемому делу на необходимость применения кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной с 01.01.2013 суд области создал конкуренцию судебных актов, так как решения арбитражного суда Тамбовской области по делам N А64-4626/2012 и N А64-8937/2012, в которых отсутствует указание на данную дату, вступили в законную силу и имеют обязательный характер, в связи с чем установление по другому делу иного порядка применения кадастровой стоимости противоречит положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса.
В представленном отзыве и дополнениях к нему управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просил оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Управление указывает, что в резолютивной части решения арбитражного суда Тамбовской области от 14.11.2012 по делу N А64-4626/2012 имеется прямой отказ в удовлетворении требований в части установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011, а в решении от 13.12.2012 по делу N А64-5154/2012 конкретная дата, на которую подлежит установлению данное обстоятельство, не установлена, однако, имеется ссылка на обязанность органа кадастрового учета внести данные о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Данная позиция, по мнению управления, подтверждается также постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Управление также ссылается на позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11, согласно которой рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, однако данное обстоятельство не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области отзыва не представила, представитель возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве управления Федеральной налоговой службы по Тамбовской области.
В судебное заседание не явились представители управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области и федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из содержания апелляционной жалобы следует, что ее заявитель обжалует решение суда первой инстанции лишь в той части, в которой ему отказано в удовлетворении заявленных требований.
Лицами, участвующими в деле, ходатайств о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2013 лишь в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, заслушав пояснения представителей налогоплательщика, инспекции, управления, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, обществом "АПИ Концепт" 18.01.2012 была представлена в налоговый орган по месту учета первичная налоговая декларация, 18.04.2012 - уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которым обществом были исчислены авансовые платежи по земельному налогу в сумме 98 386 руб. ежеквартально, а также сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года - 98 386 руб. Всего за 2011 год исчисленная сумма земельного налога определена в размере 393 544 руб.
Исчисление налога, как это следует из налоговых деклараций, произведено налогоплательщиком по пяти земельным участкам: земельный участок с кадастровым номером 68:07:2205001:0041 и кадастровой стоимостью 899 844 руб.; земельный участок с кадастровым номером 68:07:2205001:0043 и кадастровой стоимостью 19 698 952 руб.; земельный участок с кадастровым номером 68:07:0000000:0045 и кадастровой стоимостью 6 773 руб.; земельный участок с кадастровым номером 68:07:2205001:0011 и кадастровой стоимостью 134 944 руб.; земельный участок с кадастровым номером 68:07:2205001:0015 и кадастровой стоимостью 5 949 091 руб.
Инспекция, проведя по правилам пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, составила акт проверки от 30.07.2012 N 2687, содержащий вывод о занижении налогоплательщиком земельного налога за 2011 год в сумме 2 428 734 руб., в том числе по сроку уплаты 03.05.2011 в сумме 607 183 руб., по сроку уплаты 01.08.2011 в сумме 607 183 руб., по сроку уплаты 31.10.2011 в сумме 607 183 руб., по сроку уплаты 01.03.2011 в сумме 607 185 руб. вследствие занижения налогооблагаемой базы в целях исчисления налога.
Рассмотрев акт, материалы проверки и возражения налогоплательщика, заместитель начальника инспекции принял решение от 17.09.2012 N 890 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым привлек общество "АПИ Концепт" к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в сумме 121 437 руб. по за неполную уплату земельного налога за 2011 год.
Кроме того, данным решением налогоплательщику было предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2011 год в сумме 2 428 734 рублей, в том числе, по сроку уплаты 01.03.2012 - 607 185 руб., по сроку уплаты 03.05.2011 - 607 183 руб., 01.08.2011 - 607 185 руб., по сроку уплаты 31.10.2011 - 607 183 руб., и пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 231 847,52 руб. по состоянию на 17.09.2012.
Причинами занижения налогооблагаемой базы для исчисления земельного налога, как это следует из акта проверки и решения по нему, явилось неверное указание налогоплательщиком в налоговой декларации кадастровой стоимости земельных участков, по которым исчислен налог, на сумму 164 918 095 руб. (по данным налоговой декларации налоговая база, представляющая собой кадастровую стоимость земельных участков, была указана в сумме 26 689 604 руб., а по данным налогового органа на 2011 год она составляла 191 607 699 руб.).
Общество "АПИ Концепт", не согласившись с решением от 17.09.2012 N 890, в порядке статей 137-141, 101.2 Налогового кодекса обжаловало это решение в управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, которое по результатам рассмотрения жалобы решением от 07.11.2012 N 05-10/120 оставило решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тамбовской области от 17.09.2012 N 890 без изменения, а апелляционную жалобу общества "АПИ Концепт" без удовлетворения.
На основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности от 17.09.2012 N 890 инспекция выставила в адрес общества "АПИ Концепт" требование N 2422 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 12.11.2012, которым предложила обществу в срок до 30.11.2012 уплатить задолженность по земельному налогу в сумме 2 428 734 руб., в том числе по сроку уплаты 03.05.2011 - 607 183 руб., по сроку уплаты 01.08.2011 - 607 183 руб., по сроку уплаты 31.10.2011 - 607 183 руб., по сроку уплаты 01.03.2011 - 607 185 руб., а также пени по налогу в сумме 231 847,52 руб. и налоговые санкции в сумме 121 437 руб.
Не согласившись с решением инспекции от 17.09.2012 N 890, решением управления от 07.11.2012 N 05-10/120 и требованием от 12.11.2012 N 2422 об уплате налога, пеней, санкций, общество "АПИ Концепт" обратилось с заявлением о признании их недействительными в арбитражный суд Тамбовской области.
Арбитражный суд области, рассмотрев заявленные требования, удовлетворил их частично, признав обжалуемые ненормативные правовые акты недействительными в части применения ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса, в виде штрафа в сумме 109 293,30 руб., в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
В остальной части заявленных требований обществу было отказано. При этом арбитражный суд области обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В частности, статья 388 Налогового Кодекса устанавливает обязанность организаций и физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, производить уплату земельного налога в порядке, установленном главой 31 Налогового кодекса.
Земельный налог, как это следует из статьи 387 Налогового Кодекса, устанавливается Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 389 Налогового кодекса объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу положений пункта 3 статьи 391, пункта 2 статьи 396 Кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) и определяют налоговую базу в целях исчисления налога самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного).
Согласно пункту 1 статьи 390 и пункту 1 статьи 391 Налогового Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения земельным налогом, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из изложенных правовых норм следует, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных статьей 388 Налогового Кодекса (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена кадастровая стоимость этого земельного участка.
При этом, налоговое законодательство не содержит понятие кадастровой стоимости и не устанавливает способы ее определения.
Как следует из пункта 2 статьи 390 Налогового кодекса, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции, действовавшей до 29.07.2010, подлежащей применению в рассматриваемом деле в силу положений частей 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельный законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ), предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Из Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила в соответствующей редакции) следует, что ими определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункты 2, 3, 4 Правил).
При этом под государственной кадастровой оценкой земли понимается определение кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения, проведенное по установленным правилам и утвержденное в установленном порядке.
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительством Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведений налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков бесплатно предоставляются налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса, на основании их письменного заявления, в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Также указанные сведения могут быть размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 334-ФЗ) устанавливалось, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (его пунктом 1) установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости в сроки, установленные в статье 17 Закона.
Аналогичные нормы содержатся в главе III.1. "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ.
Таким образом, по общему правилу под кадастровой стоимостью земельного участка понимаются сведения о его стоимости, определенной в результате государственной кадастровой оценке земель и внесенные в государственный кадастр недвижимости, представляющий собой, как это следует из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, единый федеральный государственный информационный ресурс.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрена возможность использования для оценки земельных участков иного способа, чем государственная кадастровая оценка, осуществляемая на основании перечисленных нормативно-правовых актов.
В частности, редакцией пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, действовавшей до 29.07.2010, предусматривалось, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Эта же норма в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, действующей с 29.07.2010, предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
При этом, согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в случае, если в данные государственного кадастра недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, определенные в результате проведения государственной кадастровой оценки земли, то требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться в этом случае основанием для внесения ее органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления в силу соответствующего судебного акта.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Соответственно, исходя из положений статей 390 и 391 Налогового Кодекса, статей 16 и 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда, сформулированной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, может быть использована в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога лишь после внесения ее в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу судебного акта об установлении такой стоимости.
Как установлено судом области и следует из материалов дела, на территории муниципального образования г. Тамбов земельный налог введен решением Тамбовской городской Думы от 09.11.2005 N 74 "Об установлении земельного налога на территории города Тамбова" (далее - решение от 09.11.2005 N 74), опубликованным в газете "Наш город Тамбов", N 48(219), 14.11.2005.
Актуальная государственная кадастровая оценка земель на территории Тамбовской области проведена в 2010 году, результаты ее утверждены постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тамбовской области", опубликованным в газете "Тамбовская жизнь" (специальный выпуск) N 159 (1064) 30.11.2010 и вступившим в силу 01.01.2011. Приложения N 1 и N 2 к постановлению опубликованы на официальном сайте комитета по управлению имуществом Тамбовской области в сети Интернет по адресу: www.uprim.tambov.gov.ru.
Также суд области на основании имеющихся в материалах дела документов установил, что обществу "АПИ Концепт" на праве собственности принадлежат пять земельных участков на территории муниципального образования г. Тамбов:
- земельный участок площадью 90 508 м.кв. с кадастровым номером 68:07:2205001:0015 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ N 133579;
- земельный участок площадью 299 695 м.кв. с кадастровым номером 68:07:2205001:0043 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ N 133580;
- земельный участок площадью 89 664 м.кв. с кадастровым номером 68:07:2205001:0011 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ N 133581;
- земельный участок площадью 4 500 м.кв. с кадастровым номером 68:07:0000000:0045 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ N 133572;
- земельный участок площадью 13 690 м.кв. с кадастровым номером 68:07:2205001:0041 согласно свидетельству о государственной регистрации права 68-АБ N 133573.
Право собственности на указанные земельные участки возникло у общества "АПИ Концепт" в связи с реорганизацией в форме разделения закрытого акционерного общества "РУМЕЛА трейд", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.04.2010 сделаны соответствующие записи о переходе права собственности на земельные участки.
В материалах дела имеются кадастровые паспорта земельных участков по состоянию на 16.04.2012, по данным которых кадастровая стоимость земельного участка 68:07:2205001:0015 составляет 34 835 624,12 руб., кадастровая стоимость земельного участка 68:07:2205001:0043 составляет 115 349 608,55 руб., кадастровая стоимость земельного участка 68:07:0000000:0045 составляет 1 642 545 руб., кадастровая стоимость земельного участка 68:07:2205001:0041 составляет 5 269 144,10 руб., кадастровая стоимость земельного участка 68:07:2205001:0011 составляет 34 510 776,96 руб.
В ходе камеральной проверки представленной налогоплательщиком декларации налоговым органом у управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области были истребованы сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011. Согласно ответу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области от 23.04.2012 N 2.19-1156-НК кадастровая стоимость перечисленных земельных участков по состоянию на данную дату соответствует их кадастровой стоимости, указанной в кадастровых паспортах, датированных 16.04.2012.
Из письма филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области усматривается, что сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в результате проведения работ по актуализации кадастровой стоимости земель промышленности, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 29.11.2010 N 1394 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности Тамбовской области" по состоянию на 01.01.2011.
Также из материалов дела следует, что общество "АПИ Концепт", не согласившись с результатами государственной кадастровой оценки принадлежащих ему земельных участков, обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлениями об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 68:07:2205001:0041, 68:07:0000000:0045, 68:07:2205001:0043, 68:07:2205001:0015 68:07:2205001:0011 равной их рыночной стоимости с 01.01.2011.
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 13.12.2012 по делу N А64-5154/2012 кадастровая стоимость, равная рыночной стоимости, в отношении земельного участка 68:07:2205001:0041 была определена в сумме 2 581 141 руб., в отношении земельного участка 68:07:0000000:0045 определена в сумме 972 434 руб.
Указанное решение было обжаловано в апелляционном порядке администрацией Тамбовской области в лице Комитета по управлению имуществом Тамбовской области. Определением от 25.03.2013 производство по апелляционной жалобе было прекращено в связи с отказом заявителя от апелляционной жалобы. Таким образом, решение от 13.12.2012 по делу N А64-5154/2012 вступило в законную силу 25.03.2013.
Решением от 14.11.2012 по делу N А64-4626/2012 арбитражный суд Тамбовской области установил кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости, в отношении земельного участка 68:07:2205001:0043 в сумме 38 705 253 руб., в отношении земельного участка 68:07:2205001:0015 в сумме 13 537 188 руб., в отношении земельного участка 68:07:2205001:0011 в сумме 13 426 365 руб. При этом, в решении от 14.11.2012 указано на отказ в удовлетворении требований общества "АПИ Концепт" в части установления данной стоимости с 01.01.2011.
В апелляционном порядке указанное решение не оспаривалось и, следовательно, вступило в силу с 14.12.2012.
Таким образом, исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, решения по делам N А64-5154/2012 и N А64-4626/2012 являются основанием для внесения данных о рыночной стоимости спорных земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу названных судебных актов, то есть с 25.03.2013 и 14.12.2012 соответственно.
Вместе с тем, в материалы дела сведения о внесении в государственный кадастр недвижимости установленной вступившими в законную силу судебными актами кадастровой стоимости перечисленных земельных участков в размере их рыночной стоимости заинтересованным лицом, то есть налогоплательщиком, не представлены.
Основываясь на изложенном, апелляционная коллегия полагает, что вывод суда области о неправомерности требований налогоплательщика, настаивающего на необходимости использования в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога за 2011 год по принадлежащим ему земельным участкам их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2011, является верным.
При этом, поскольку само по себе установление рыночной стоимости земельного участка не влечет автоматического признания этой стоимости кадастровой стоимостью земельного участка без принятия судом соответствующего судебного акта, вступления его в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, то обстоятельство, что в данном случае рыночная стоимость земельных участков была определена именно по состоянию на 01.01.2011, не имеет правового значения в целях исчисления земельного налога.
Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 391 Налогового кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом приведенных норм налогового и гражданского законодательства, а также правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11, измененная кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости, внесенная в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании вступившего в законную силу судебного акта, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором такие изменения были внесены в кадастр.
Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что определение кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога должно производиться с 01.01.2011, в том числе в силу указания на данное обстоятельство в мотивировочной части решений судов по делам N А64-4626/2012 и N А64-5154/2012, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм материального и процессуального права, а также противоречащий фактическим обстоятельствам дела.
В указанной связи также подлежат отклонению и доводы общества "АПИ Концепт" о выходе суда за пределы заявленных по настоящему делу требований и о принятии в результате выхода за пределы заявленных требований судебного акта, входящего в противоречие с уже вступившими в законную силу судебными актами, устанавливающими рыночную стоимость земельных участков на другую дату - 01.01.2011.
При этом апелляционная коллегия исходит из того, что установление в делах N А64-4626/2012 и N А64-8937/2012 кадастровой стоимости принадлежащих обществу "АПИ Концепт" земельных участков по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса в размере рыночной стоимости на ту же дату, на которую была определена кадастровая стоимость этих участков по результатам государственной кадастровой оценки земель - на 01.01.2011, не предопределяет момент, с которого эта стоимость применяется в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога, поскольку исчисление и уплата налогов, в том числе, определение налоговой базы в целях исчисления налога, осуществляется по правилам налогового законодательства.
Таким образом, наличие в судебных актах, принятых по результатам рассмотрения требований, возникших из различных (гражданских и налоговых) отношений, самостоятельных дат, на которые была определена кадастровая стоимость в размере рыночной и на которую подлежит определению налоговая база для исчисления земельного налога, не свидетельствует о нарушении судом положений статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса и о наличии в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Рассматривая в делах N А64-4626/2012 и N А64-8937/2012 спор об установлении кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих обществу "АПИ Концепт", в размере рыночной стоимости этих участков, суд установил лишь факт необходимости внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, тогда как в рамках настоящего дела предметом рассмотрения являлся вопрос о правильности исчисления налогоплательщиком земельного налога, в том числе, правильности определения им налоговой базы с учетом даты, с которой изменения, внесенные или подлежащие внесению в кадастр, применяются в целях налогообложения.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционные жалобы не содержат, в силу чего удовлетворению не подлежат.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что решение арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2013 по делу N А64-8937/2012 отмене не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы обществом "АПИ Концепт", исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество в сумме 1 000 руб.
Так как при обращении с апелляционной жалобой обществом уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., в то время как в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса размер государственной пошлины составляет 1 000 руб., излишне уплаченная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2013 по делу N А64-8937/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "АПИ Концепт" - без удовлетворения.
Выдать закрытому акционерному обществу "АПИ Концепт" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-8937/2012
Истец: ЗАО "АПИ концепт"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Тамбовской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Тамбовской области
Третье лицо: ООО "Стаевский водозаборный узел"
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2187/14
13.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2187/14
24.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2187/14
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4667/13
07.11.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-801/13
27.05.2013 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-8937/12
15.03.2013 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-801/13