Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 ноября 2013 г. N 18АП-11318/13
г. Челябинск |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А47-11311/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ливень" на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.09.2013 об отказе в процессуальном правопреемстве: замене на стороне третьего лица -Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице Оренбургского регионального отделения - правопреемником по делу N А47-11311/2006 (судья Бабина О.Е.).
общество с ограниченной ответственностью "Ливень" (далее - ООО "Ливень", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы Оренбургской области (далее - УФРС по Оренбургской области, управление, регистрационная служба, ответчик) о признании незаконной государственной регистрации права собственности, произведенной 18.11.2003, регистрационный номер в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 56-01/00-103/2003-433, зарегистрированного в виде доли в праве частной общей долевой собственности на встроенное нежилое помещение, расположенное на первом этаже пятиэтажного жилого дома с подвалом литер "А", общей площадью 835, 1 квадратный метр, находящегося в городе Оренбурге по улице Восточной, 84, оформленного гражданке Курочкиной Тамаре Дмитриевне с нарушениями статей 549, 554 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 8 статьи 57 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" только на основании протокола о результатах торгов от 12.09.2003 без основного правоустанавливающего документа, а именно - договора купли-продажи недвижимости, о признании недействительным свидетельства на право собственности от 19.11.2003 серии 56-00 N 660284.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: Курочкина Тамара Дмитриевна (далее - Курочкина Т.Д.), Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - Управление ФССП по Оренбургской области), Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице Оренбургского регионального отделения (далее - СГУ "РФФИ", Фонд).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 03.04.2007, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2007 (том 3, л.д. 60 - 62), в удовлетворении требований обществу было отказано (том 2, л.д. 165-170).
ООО "Ливень" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда Оренбургской области от 03.04.2007 по делу N А47-11311/2006 (том 5, л.д. 7), которое было принято к производству определением от 05.08.2013(л.д. 1 т.5).
26.08.2013 и 09.09.2013 ООО "Ливень" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлениями о процессуальной замене в порядке ст.48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ответчика и третьего лица по делу N А47-11311/2006, в которых просило произвести замену УФРС по Оренбургской области и СГУ "РФФИ" их правопреемниками (л. д. 32-33 т.5).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.09.2013 в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве: замене на стороне третьего лица - СГУ "РФФИ" - отказано (л. д.39-40 т.5).
В апелляционной жалобе ООО "Ливень" просило определение суда первой инстанции отменить, произвести замену третьего лица - СГУ "РФФИ" - правопреемником.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.06.2008 N 947-р, невозможность надлежащего оповещения указанного лица, а также на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в письме от 19.07.2004 N С1-7, УП-905.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Принимая обжалуемое определение, суд первой инстанции исходил из того, что общество, заявив о необходимости процессуального правопреемства третьего лица - СГУ "РФФИ", не представило доказательств ликвидации указанного лица и перехода в связи с его ликвидацией прав и обязанностей к иному лицу, а также сведения о лице, которое является правопреемником.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, усматривает основания для отмены определения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 925 "О Российском фонде федерального имущества" Фонд являлся федеральным государственным учреждением, осуществляющим функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства; полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда, осуществляло Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Президентом Российской Федерации 12.05.2008 издан Указ N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", пунктом 10 которого Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с возложением на него функции Фонда по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 28.06.2008 N 947-р о ликвидации Фонда и Росимуществу предписано принять имущество Фонда и его обязательственные права, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов.
В Единый государственный реестр юридических лиц 12.03.2009 внесена запись о государственной регистрации прекращения юридического лица - Фонда в связи с его ликвидацией.
В рассматриваемом деле СГУ "РФФИ" в лице Оренбургского регионального отделения выступало в качестве учреждения, представляющего Российскую Федерацию, следовательно, перераспределение и передача Российской Федерацией функций и полномочий по реализации арестованного имущества Росимуществу не прекращают и не изменяют установленных с участием Фонда гражданских правоотношений. В этом случае меняется только представитель Российской Федерации, участвующий в соответствующем правоотношении.
Поскольку ликвидация Фонда произведена в особом порядке с передачей его функций и полномочий Росимуществу, поэтому общие положения ГК РФ о ликвидации юридического лица должны применяться с учетом названных особенностей.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что ликвидация Фонда в порядке статьи 61 ГК РФ не может являться основанием для отказа в процессуальном правопреемстве участвующего в деле лица в порядке ст.48 АПК РФ.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, а также Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2013 N 104 "Об утверждении схемы размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом", на территории Оренбургской области функции Росимущества, исполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что реализация арестованного имущества относится к мерам принудительного исполнения, осуществление которых является государственной функцией, и установив, что осуществление данных функций на территории Оренбургской области передано Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, суд апелляционной инстанции полагает необходимым в рассматриваемом споре произвести в отношении Фонда процессуальное правопреемство, допускаемое на любой стадии арбитражного процесса.
В связи с изложенным, арбитражный суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы апелляционной жалобы и усматривает основания для удовлетворения ходатайства о процессуальной замене третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по настоящему делу - СГУ "РФФИ", правопреемником - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
При таких обстоятельствах, определение суда первой инстанции подлежит отмене по основаниям с п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 270, п. 3 ч. 4 ст. 272 АПК РФ (неправильное применение норм процессуального права).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 48, 268, 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.09.2013 об отказе в процессуальном правопреемстве: замене на стороне третьего лица - Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице Оренбургского регионального отделения - правопреемником по делу N А47-11311/2006, отменить.
Произвести замену третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора по делу А47-11311/2006, Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице Оренбургского регионального отделения, правопреемником - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.