г. Санкт-Петербург |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А26-1296/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Горшелева В.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Бернат К.А.
при участии:
от истца (заявителя): Ермаков Д.А. по доверенности от 11.02.2013 N 274
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20799/2013) Администрации Пиндушского городского поселения на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.08.2013 по делу N А26-1296/2013 (судья Страровойтова И.В.), принятое
по иску ОАО "Карелгаз"
к Администрации Пиндушского городского поселения
о взыскании 88 065, 32 рублей
установил:
Открытое акционерное общество "Карелгаз" (далее - истец) (ОГРН: 1051002567197, адрес: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская д. 22 а) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Пиндушского городского поселения (далее - ответчик) (ОГРН: 1051002567197,186352, Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Кирова д. 7) о взыскании 88 065 рублей 32 копеек задолженности за фактически оказанные услуги по техническому освидетельствованию и экспертизе промышленной безопасности трех резервуарных установок сжиженного углеводородного газа, расположенных по адресу: Республика Карелия, п.Пиндуши, ул.Комсомольская, 6.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 19.08.2013 исковые требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, и посчитав, что оно принято с нарушением норм материального права, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
По мнению подателя жалобы, отнесение к полномочиям органов местного самоуправления поселения обязанности по организации газоснабжения населения само по себе не означает, что на Администрацию должны быть возложены расходы, связанные с эксплуатацией объектов газового хозяйства, не принадлежащих ей на праве собственности. Также податель жалобы указывает, что вся документация передавалась газоснабжающим организациям от органов местного самоуправления и от организаций которым принадлежали газовые установки на момент передачи в процессе приватизации.
Ответчик, извещенный о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явился.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил в удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в границах поселка Пиндуши Медвежьегорского района на улицах Комсомольская и Повенецкая расположены системы газоснабжения, включающие в себя три подземные групповые резервуарные установки сжиженного углеводородного газа (далее - ГРУ) и идущие от них к жилым домам газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение многоквартирных домов N N 6, 7 по ул.Комсомольская, д. 5 по ул. Ленина, д. 8, 11, 13 по ул. Повенецкая.
ОАО "Карелгаз", как газораспределительная и газоснабжающая организация, осуществляет подачу газа гражданам - потребителям, проживающим в вышеуказанных многоквартирных домах, газоснабжение которых осуществляется посредством данных ГРУ. Гупповые резервуарные установки были построены и введены в эксплуатацию с 1977, 1982 и 1983 годах соответственно.
Истец не является собственником подземных резервуарных установок, на бухгалтерском учете данное имущество не числит.
В реестре объектов муниципальной собственности Пиндушского городского поселения и Медвежьегорского муниципального района имущество не состоит.
По сведениям Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия ГРУ не имеют собственника.
Истец является специализированной газораспределительной организацией, ответственной за надлежащее предоставление коммунальной услуги населению, а групповые установки и газопроводы являются источником обеспечения граждан, проживающих в многоквартирных домах, коммунальной услугой по газоснабжению.
Согласно технической документации (паспорт) на сосуды работающих подавлением, у 3-х резервуарных установок емкостью 4,2 м3, расположенных по адресу: Медвежьегорский район, п.Пиндуши, ул.Комсомольская 6, в июне 2011 года наступил срок технического переосвидетельствования
В целях недопустимости приостановления газоснабжения жителей многоквартирных домов, предотвращения возможных чрезвычайных и техногенных ситуаций, истец обратился к администрация Пиндушского городского поселения с указанием на необходимость проведения работ для безопасной эксплуатации опасного производственного объекта в дальнейшем.
Администрация Пиндушского городского поселения, как заказчик, согласовала с ОАО "Карелгаз" работы по экспертизе промышленной безопасности и очередному техническому переосвидетельствованию 3-х резервуаров (peг. N N 56419, 56420, 56421).
Сопроводительным письмом N Ю/21/1300 от 07.06.2011 в адрес ответчика был направлен договор N 01-6/11 от 01.06.2011 на проведение соответствующих работ с приложением калькуляции их стоимости.
Согласно расчетам затрат общая стоимость работ составила 88 065,32 рублей.
По факту оказания услуг сторонами подписаны соответствующие акты, оформлен пакет документов по экспертизе промышленной безопасности по каждому из подземных резервуаров (сосудов).
После проведения работ Администрация Пиндушского городского поселения отказалась от подписания соответствующего договора и оплаты работ, что и послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции посчитал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Изучив материалы дела, рассмотрев требования истца, доводы ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции и не отрицается ответчиком, спорные системы газоснабжения не имеют собственника, в связи, с чем являются бесхозным имуществом.
Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", который определяет правовые, экономические, организационные основы отношений в области газоснабжения. Статьей 7 закона установлено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленными законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжение поселений. Таким образом, организация газоснабжения населения на территории муниципальных районов в силу закона возложена на органы местного самоуправления.
Пунктом 5 "Правил охраны газораспределительных сетей", утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878, указано, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ от 21.07.1997.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Пунктом 1 статьи 4 указанного закона определено, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 5.1.1. "Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления", утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9, следует, что организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектив; систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования настоящих Правил; иметь (при необходимости) договора с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечении условий безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов; обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в сроки, установленные настоящими Правилами.
В целях соблюдения требований указанного Федерального закона, Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, использующих сжиженные углеводородные газы ПБ 12-5299-03 утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 г. N 9, стандартом отрасли ГОСТ 153-39.3-051-2003 "Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки, а также иных нормативно правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, вышеуказанное имущество должно содержания собственником (владельцем), надлежащим образом,
Для этих целей, исходя из пункта 5.1.1. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, необходимо выполнять комплекс мероприятий, включающий систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов в исправном и безопасном состоянии, обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в установленные сроки.
В случае ненадлежащего использования системы газоснабжения, отсутствия должного контроля за ее техническим состоянием, могут возникнуть чрезвычайные ситуации в пределах поселений, где она располагается.
Из анализа норм действующего законодательством РФ, следует, что бесхозная система газоснабжения относится к опасным производственным объектам, эксплуатация и обслуживание которых регламентируется специальными нормами. Техническое и аварийное обслуживание должны осуществляться в обязательном порядке в целях обеспечения требований промышленной безопасности. Поскольку указанная система газоснабжения является взрывоопасным, т.е. создает угрозу жизни и здоровью людей, то орган местного самоуправления обязан проводить соответствующие мероприятия самостоятельно либо путем заключения соответствующего договора со специализированной организацией.
В силу статьи 9 ФЗ "О промышленной безопасности", а случае невозможности соблюдения требований по обеспечению безопасности опасного производственного объекта эксплуатационная организация не только имеет право, но и обязана приостановить эксплуатацию опасного производственного объекта, что в свою очередь повлечет последствия прекращения газоснабжения жителям многоквартирных домов.
Газоснабжение в Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ". Указанный федеральный закон определяет правовые, экономические, организационные основы отношений в области газоснабжения. Статья 7 указанного закона устанавливает, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленными законодательством РФ и муниципальными нормативно правовыми актами.
Согласно статье 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: организация газоснабжения в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Исходя из изложенных норм права, следует, что вопросы в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации, организация газоснабжения относятся к компетенции органов местного самоуправления.
По смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Орган местного самоуправления, если на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа, выявлены бесхозяйные газопроводные сети и их составляющие, не имеющие эксплуатирующей организации, становится участником правоотношений по обслуживанию указанного хозяйства.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что по смыслу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, распоряжение бесхозными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляется органом местного самоуправления, на территории которого они находятся. При этом орган местного самоуправления становится участником правоотношений по обслуживанию указанного имущества.
При обращении в суд истец мотивировал свое требование статьями 1102 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, требуя взыскания с ответчика неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе вследствие неосновательного обогащения.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт наличия неосновательного обогащения в размере 88 065 рублей 32 копеек подтверждается материалами дела.
Ответчик, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств факта перечисления неосновательного обогащения в полном объеме.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.08.2013 по делу N А26-1296/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1296/2013
Истец: ОАО "Карелгаз", ОАО "Карелгаз" филиал-трест"Сегежамежрайгаз"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район", Администрация Пиндушского городского поселения
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район"