г. Пермь |
|
23 августа 2010 г. |
Дело N А71-4002/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рубцовой Л. В.
судей Лихачевой А. Н., Назаровой В. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Минкович И. А.
лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 июня 2010 года
по делу N А71-4002/2010,
принятое судьёй О. А. Сидоренко
по иску общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
к: 1. муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска;
2. муниципальному образовательному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района";
3. муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска
о взыскании задолженности по муниципальному контракту, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "Удмуртские коммунальные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, муниципальному образовательному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" о взыскании задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с октября 2009 года по январь 2010 года по муниципальному контракту N К87 от 01.01.2009 г., в размере 8 839 877 руб. 41 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 100 986 руб. 66 коп., с последующим начислением по день фактической уплаты суммы задолженности, на основании ст.ст. 309, 310, 395, 539, 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) (т.1, л.д.5-7).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.04.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска (т.1, л.д. 1-4).
В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом принято от истца уточнение иска, которым просит взыскать в свою пользу 4 925 364 руб. 23 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с ноября 2009 года по январь 2010 года по муниципальным контрактам N К87 от 01.01.2009 г., от 01.12.2009 г., от 01.01 2010 г. в связи с частичной оплатой, а также 168 609 руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г., в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальным контрактам N К87 от 01.01.2009 г., от 01.12.2009 г., от 01.01.2010 г., с продолжением начисления процентов, начиная с 03.06.2010 г. по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 7,75% годовых (т.1, л.д.105-108).
С согласия истца в порядке статьи 46 АПК РФ муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска привлечено судом к участию в деле в качестве ответчика, что отражено в протоколе судебного заседания от 08.06.2010 г. (т.2, л.д.71).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 июня 2010 года (резолютивная часть от 08.06.2010 г., судья О. А. Сидоренко) с муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу истца взыскано 4 925 364 руб. 23 коп. задолженности, 86 479 руб. 40 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.03.2010 г. по 02.06.2010 г., с начислением процентов от суммы долга по действующей ставке рефинансирования, начиная с 03.06.2010 г. по день фактической оплаты долга, 47 688 руб. 40 коп. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении остальной части иска и в удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано, ООО "Удмуртские коммунальные системы" из федерального бюджета возвращена госпошлина в сумме 19 234 руб. 45 коп.
Истец, ООО "Удмуртские коммунальные системы", с решением суда не согласен в части отказа во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.10.2009 г. по 30.03.2010 г., просит решение суда в указанной части изменить, удовлетворив его требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г. в полном объеме, в размере 168 609 руб. 01 коп. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд считал установленными, были не доказаны; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не применен закон, подлежащий применению, применен закон, не подлежащий применению, неправильно истолкован закон.
Считает, что поскольку ответчик - МО "город Ижевск" знал (не мог не знать) о размере денежного обязательства по муниципальным контрактам N К87 от 01.01.2009 г., 01.12.2009 г. от 01.01.2010 г. с момента постановки их на учет, он должен был заблаговременно, до наступления срока исполнения денежного обязательства, предпринять все необходимые меры для их исполнения.
Кроме того, указывает, что МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" г. Ижевска не представлено документов, подтверждающих своевременность предоставления данным учреждением платежных поручений в Управление финансов Администрации города Ижевска для оплаты возникшего долга, исходя из условий контрактов ответчики обязаны были ежемесячно производить платежи за потребленную тепловую энергию: с 01.01.2009 г. по 30.11.2009 г. - до 25 числа месяца, следующего за расчетным, в период с 01.12.2009 г. по 31.12.2009 г. - до 20 числа месяца, следующего за расчетным, в период с 01.01.2010 г. - не позднее 30 дней с момента получения счета-фактуры.
Считает, что в соответствии со ст. 401 ГК РФ МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" г. Ижевска ненадлежащим образом исполнял свои обязательства по муниципальным контрактам N К87, не предпринимал мер для надлежащей оплаты возникшей задолженности, что является основанием для начисления процентов в период с 01.11.2009 г. по 30.03.2010 г.
Ответчики письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, стороны в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Удмуртские коммунальные системы" (Энергоснабжающая организация) и МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" г. Ижевска (Абонент) заключены муниципальные контракты поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения N К87 от 01.01.2009 г., от 01.12.2009 г., от 01.01.2010 г. (т.1, л.д.14-19, 22-29, 33-39), по которым Энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей Энергоснабжающей организации и сетей Абонента, при определенной Муниципальным контрактом максимальной (расчетной) нагрузке, а Абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и горячую воду, невозвращенные на источники теплоты и в тепловую сеть Энергоснабжающей организации (пункт 1.1. контрактов).
Порядок расчетов за тепловую энергию предусмотрен Приложением N 3 к муниципальному контракту N К87 от 01.01.2009 г. в редакции Соглашения к Приложению N 3 (л.д. 20-21), согласно которому оплата производится ежемесячно в течение месяца со дня получения от Поставщика счета-фактуры. В редакции протокола урегулирования разногласий от 02.03.2009 гг. оплата производится в срок до 25 числа месяца, следующего за расчетным.
По муниципальному контракту N 87К от 01.12.2009 г. оплата производится до 20 числа, следующего за расчетным.
В соответствии с п. 4.1.2 муниципального контракта N К87 от 01.01.2010 г. оплата тепловой энергии производится Абонентом путем перечисления денежных средств платежными поручениями на расчетный счет Энергоснабжающей организации - до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, в редакции протокола урегулирования разногласий от 16.02.2010 г. в течение 30 календарных дней с даты поступления счета-фактуры.
Во исполнение условий контрактов ООО "Удмуртские коммунальные системы" в период с октября 2009 года по январь 2010 года поставило Абоненту тепловую энергию и горячую воду на общую сумму 13 431 867 руб. 68 коп. и предъявил к оплате счета-фактуры (л.д. 46-51).
Факт поставки истцом тепловой энергии и горячей воды в спорный период ответчиками не оспаривался.
Поскольку обязательства по уплате тепловой энергии и горячей воды исполнены несвоевременно и не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 4 925 364 руб. 23 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с ноября 2009 года по январь 2010 года по муниципальным контрактам N К87 от 01.01.2009 г.. от 01.12.2009 г., от 01.01.2010 г., а также 168 609 руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г., в связи с ненадлежащим их исполнением с продолжением начисления процентов, начиная с 03.06.2010 г. по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 7,75% годовых.
Суд первой инстанции, установив наличие задолженности и факт несвоевременной оплаты, исковые требования истца удовлетворил частично, взыскав с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу истца 4 925 364 руб. 23 коп. задолженности и 86 479 руб. 40 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.03.2010 г. по 02.06.2010 г., с начислением процентов от суммы долга по действующей ставке рефинансирования, начиная с 03.06.2010 г. по день фактической оплаты долга.
При этом, отказывая в удовлетворении требования истца в части взыскания процентов в сумме 82 129 руб. 51 коп. за период с 30.10.2009 г. по 30.03.2010 г., суд первой инстанции указал, что истцом не доказан факт пользования третьим ответчиком чужими денежными средствами за указанный в иске период.
По мнению суда, из представленных в дело ответчиком платежных поручений следует, что проценты за пользование чужими денежными средствами для третьего ответчика правомерно исчислять с даты не ранее 30.03.2010 г.
Арбитражный апелляционный суд считает указанные выводы суда первой инстанции необоснованными, основанными на ошибочном толковании норм материального права и условий муниципальных контрактов N К87 в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Установленный судом первой инстанции на основании совокупности имеющихся в материалах дела факт поставки тепловой энергии, горячей воды Абоненту в количестве и стоимостью, определенными истцом, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Судом первой инстанции правильно установлено, что между ООО "Удмуртские коммунальные системы" и МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" г. Ижевска заключены муниципальные контракты под N К87.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, частями 1, 2 ст. 9 которого установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок исполнения бюджетов, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006 г. N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
Таким образом, поскольку при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по теплоснабжению для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование, в данном случае - муниципальное образование "город Ижевск" в лице уполномоченного органа (Управления финансов Администрации города Ижевска), у которого находятся выделенные для оплаты указанных услуг бюджетные средства.
Кроме того, условиями самих муниципальных контрактов под N К87 предусмотрена оплата услуг теплоснабжения из средств бюджета.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что взыскание в пользу истца по муниципальным контрактам подлежит с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска.
Исходя из фактических обстоятельств дела, положений статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации, выступление МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" г. Ижевска от имени муниципального заказчика не исключает ответственности публично-правового образования перед ресурсоснабжающей организацией, как поставщиком по ранее указанным контрактам, для нужд муниципального образования.
Согласно ч. 1, 3 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Обязательства предъявления счетов-фактур Энергоснабжающей организацией непосредственно Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска условия муниципальных контрактов N К87 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г. не содержат.
Факт получения счетов-фактур в установленные контрактами сроки Абонентом - МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" г. Ижевска не оспаривается, в связи с чем, арбитражный апелляционный суд считает обоснованным начисление истцом процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2009 г. по 30.03.2010 г., в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальным контрактам под N К87 с продолжением начисления процентов, начиная с 03.06.2010 г. по день фактического исполнения денежного обязательства.
Из пояснений Управления финансов Администрации города Ижевска по делу следует, что муниципальные контракты были поставлены им на учет в реестр денежных обязательств МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания Индустриального района" г. Ижевска (т.2, л.д.58-61).
Представленные в дело платежные поручения в графе "назначение платежа" содержат указание на спорные счета-фактуры и контракты (т.2, л.д.41-55).
Согласно п. 38 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета города Ижевска, утвержденного Приказом Управления финансов Администрации города Ижевска от 27.03.2008 г. N 111-п, расчетные и кассовые документы предоставляются в Управление финансов клиентом и должны быть оформлены в соответствии с нормативными документами банка России, Министерства финансов РФ и Федерального казначейства Российской Федерации.
После проверки документы, служащие основанием платежа, визируются специалистом отдела платежей и предварительного контроля штампом "Принято" и возвращаются получателю средств (п. 40 указанного Порядка).
Исполнение платежных поручений производится с учетом наличия средств на текущем счете бюджета путем формирования из представленных платежных поручений распоряжения на финансирование. Распоряжение на финансирование формируется уполномоченным работником отдела платежей и с приложением платежных поручений передается в отдел бухгалтерского учета и отчетности для осуществления платежа. Распоряжение на финансирование заверяется подписям начальника Управления финансов, главного бухгалтера и начальника отдела платежей и предварительного контроля (п. 43 указанного Порядка).
В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Материалами дела не содержат доказательств того, что счета-фактуры были предъявлены истцом Абоненту с нарушением сроков, установленных муниципальными контрактами.
Факт непредъявления данных счетов Абонентом Управлению финансов Администрации города Ижевска не освобождает последнего от ответственности за несвоевременную оплату данных счетов.
Поскольку источником оплаты являются средства городского бюджета (казны муниципального образования), то взыскание процентов, как и основного долга, должно производиться за счет казны МО "город Ижевск".
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению в полном объеме за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г., в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальным контрактам N К87 от 01.01.2009 г. от 01.12.2009 г., от 01.01.2010 г., с продолжением начисления процентов, начиная с 03.06.2010 г. по день фактического исполнения денежного обязательства.
Расчет процентов судом апелляционной инстанции проверен, является верным, ответчиками не оспорен, контррасчет процентов в материалы дела не представлен.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" подлежит взысканию в пользу ООО "Удмуртские коммунальные системы" 4 925 364 руб. 23 коп. основного долга, 168 608 руб. 91 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г., с продолжением начисления процентов, начиная с 03.06.2010 г. по день фактической оплаты долга по действующей ставке рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе относятся на Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, в связи с чем, с него за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу истца подлежит взысканию 48 469 руб. 87 коп. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины по иску и 2 000 руб. по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 июня 2010 года по делу N А71-4002/2010 в обжалуемой части изменить.
Изложить пункт 1 резолютивной части в следующей редакции:
"Взыскать с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" 4 925 364 (четыре миллиона девятьсот двадцать пять тысяч триста шестьдесят четыре) руб. 23 коп. основного долга, 168 609 (сто шестьдесят восемь тысяч шестьсот девять) руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г., начиная с 03 июня 2010 г. взыскать от суммы долга проценты по день фактической его оплаты с начислением по действующей ставке рефинансирования ЦБ РФ, в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины по иску - 48 469 руб. (сорок восемь тысяч четыреста шестьдесят девять) 87 коп., по апелляционной жалобе - 2000 (две тысячи) руб.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.В.Рубцова |
Судьи |
А.Н.Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4002/2010
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: МО "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, МОУ "Центр дошкольного образования и воспитания" Индустриального района г. Ижевска, МОУ "Центр дошкольного образования о воспитания Индустриального района" г. Ижевск, Управление дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска
Третье лицо: Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7719/10