г. Пермь |
|
24 сентября 2010 г. |
Дело N А71-6333/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шварц Н. Г.
судей Лихачевой А.Н., Дружининой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой О.В.,
при участии:
лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 14 июля 2010 года по делу N А71-6333/2010,
принятое судьёй Сидоренко О.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
к Муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска,
Муниципальному учреждению "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Октябрьского района"
третье лицо: Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска
о взыскании задолженности по муниципальному контракту поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "Удмуртские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска (далее - Управление образования, ответчик), Муниципальному учреждению "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Октябрьского района" (далее - МУ "ЦБ УО ОР", ответчик), с привлечением в качестве третьего лица Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска (далее - Управление финансов, третье лицо), о взыскании солидарно 10 748 006 руб. 67 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с 01 ноября 2009 года по 31 марта 2010 года по муниципальному контракту N К151 от 01.01.2009 г., 242 274 руб. 39 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, с их последующим взысканием по день фактической уплаты суммы задолженности, на основании ст.ст. 309, 310, 395, 539, 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом принято от истца изменение размера и основания иска, которым просит взыскать с ответчиков в свою пользу 3 190 755 руб. 31 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с ноября 2009 г. по март 2010 г. по муниципальным контрактам N К151 от 01.01.2009 г., от 01.01.2010 г., от 01.03.2010 г., 253 840 руб. 21 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.12.2009 г. по 05.07.2010 г., с их последующим начислением по день фактической оплаты долга (л.д. 84-88, 114).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 июля 2010 года с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска за счет казны Муниципального образования "Город Ижевск" в пользу ООО "Удмуртские коммунальные системы" взыскано 3 190 755 руб. 31 коп. долга, 234 756 руб. 76 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением от суммы долга по действующей ставке рефинансирования, начиная с 06.07.2010 г. по день фактической оплаты долга, 40 127 руб. 56 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано, ООО "Удмуртские коммунальные системы" возвращено из федерального бюджета 37 823 руб. 85 коп. госпошлины по иску (л.д. 116-120).
Ответчик (Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска) с решением суда в части взыскания задолженности с ответчика, Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, считает, что судом нарушены нормы материального права, просит его изменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли "Образование", распределяет по получателям бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств, которые до МУ "ЦБ УО ОР" по муниципальным контрактам были доведены своевременно. Управление образования не имеет полномочий производить оплату оказанных услуг по муниципальным контрактам, бюджетные средства непосредственно ему не выделяются. МУ "ЦБ УО ОР" направляет платежные поручения на оплату услуг по контрактам в Управление финансов, которое обладает полномочиями по списанию денежных средств с единого счета бюджета.
Истец, ООО "Удмуртские коммунальные системы", с доводами жалобы не согласен по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. По мнению истца, обязанность по оплате задолженности и процентов по муниципальным контрактам правомерно возложена судом первой инстанции на Управление образования, уполномоченного органа Муниципального образования "Город Ижевск", у которого находятся выделенные для оплаты услуг по контрактам бюджетные средства.
Третье лицо, Управление финансов, письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, между ООО "Удмуртские коммунальные системы" (Энергоснабжающая организация) и МУ "ЦБ УО ОР" (Абонент) были заключены муниципальные контракты на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения N К151 от 01.01.2009 г., от 01.01.2010 г., от 01.03.2010 г. (л.д. 13-45), на основании которых Энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей Энергоснабжающей организации и сетей Абонента, при определенной Муниципальным контрактом максимальной (расчетной) нагрузке, а Абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и горячую воду, невозвращенные на источники теплоты и в тепловую сеть Энергоснабжающей организации (пункт 1.1. контрактов).
Порядок расчетов за тепловую энергию в 2009 году предусмотрен пунктом 1.2 приложения N 3 к муниципальному контракту N К151 от 01.01.2009 г.; в 2010 году - пунктом 4.1.2 муниципальных контрактов N К151 от 01.01.2010 г. и от 01.03.2010 г. - до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий контрактов ООО "Удмуртские коммунальные системы" в период с ноября 2009 г. по март 2010 г. поставил Абоненту тепловую энергию и горячую воду на общую сумму 16 034 220 руб. 55 коп., что подтверждается актами приема-передачи за спорный период (л.д. 56-60) и предъявил к оплате счета-фактуры (51-55).
Факт поставки истцом тепловой энергии и горячей воды в спорный период, ее количество и стоимость ответчиками не оспаривается.
Поскольку обязательства по уплате тепловой энергии и горячей воды исполнены несвоевременно и не в полном объеме, задолженность по расчету истца составила 3 190 755 руб. 31 коп.
Наличие у ответчиков задолженности по оплате стоимости потребленной тепловой энергии, горячей воды послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с ноября 2009 г. по март 2010 г. по муниципальным контрактам N К151 от 01.01.2009 г., от 01.01.2010 г., от 01.03.2010 г., в полном объеме, и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.12.2009 г. по 05.07.2010 г. частично, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 7,75%, действующей на момент принятия решения, с последующим начисление процентов от суммы долга по действующей ставке рефинансирования, начиная с 06.07.2010 г. по день фактической оплаты долга, суд первой инстанции посчитал, что данные денежные средства подлежат взысканию за счет Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска.
Управление образования, не согласившись с тем, что задолженность и проценты взысканы с Муниципального образования "Город Ижевск" в его лице, обратилось в арбитражный суд с настоящей жалобой.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению в обжалуемой части, в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Установленный судом первой инстанции на основании совокупности имеющихся в материалах дела факт поставки тепловой энергии, горячей воды Абоненту в количестве и стоимостью, определенными истцом, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Сумма задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами, взысканные судом первой инстанции лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Обжалуя решение суда первой инстанции в части взыскания с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска за счет казны Муниципального образования "Город Ижевск" задолженности и процентов, Управление образования указало, что оно не является обязанным лицом по оплате задолженности и процентов по спорным муниципальным контрактам.
Довод Управления образования, изложенный в апелляционной жалобе, исследован апелляционным судом и признан обоснованным в силу следующего.
Судом первой инстанции правильно установлено, что между ООО "Удмуртские коммунальные системы" и МУ "ЦБ УО ОР" были заключены муниципальные контракты N К151 от 01.01.2009 г., от 01.01.2010 г. и от 01.03.2010 г.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, частями 1, 2 ст. 9 которого установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Поскольку при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по теплоснабжению для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование. Условиями муниципальных контрактов N К151 предусмотрена оплата услуг теплоснабжения из средств бюджета.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что задолженность и проценты по муниципальным контрактам N К151 подлежат взысканию с Муниципального образования "Город Ижевск" за счет казны Муниципального образования "Город Ижевск".
Исходя из фактических обстоятельств дела, положений статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации выступление МУ "ЦБ УО ОР" от имени муниципального заказчика не исключает ответственности публично-правового образования перед ресурсоснабжающей организацией, как поставщиком по муниципальным контрактам, для нужд муниципального образования.
Тем не менее, учитывая, что фактически ответчиком по настоящему делу является Муниципальное образование "Город Ижевск", суд первой инстанции неправомерно указал, что денежные средства подлежат взысканию с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации города Ижевска, у которого, по мнению суда, находятся выделенные для оплаты оказанных услуг бюджетные средства.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок исполнения бюджетов, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006 г. N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
Отношения, возникшие в процессе исполнения бюджета муниципального образования "город Ижевск" по расходам регулируются "Порядком санкционирования оплаты денежных средств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета города Ижевска", утвержденным приказом Управления финансов Администрации г. Ижевска от 27.03.2008 N 111-п.
Согласно условиям указанного Порядка, Управление финансов является финансовым органом, организующим исполнение бюджета, осуществляющим санкционирование расходов и кассовое обслуживание бюджета.
Однако, истец не заявлял требований о взыскании задолженности за счет казны МО в лице Управлении финансов Администрации города Ижевска, которое процессуально является не ответчиком, а третьим лицом. При таких обстоятельствах, оснований для возложения обязательства по оплате задолженности и процентов по спорным муниципальным контрактам на Управление образования или на третье лицо не имеется.
Принимая во внимание требования ст. 3, ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ, ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также, исходя из процессуального состава участников и обстоятельств данного дела, суд апелляционной инстанции считает необходимым исключить из резолютивной части оспариваемого решения, указание на Управление образования Администрации г. Ижевска.
Апелляционный арбитражный суд при принятии данного судебного акта учитывает правовую оценку исполнения обязательств по муниципальному контракту изложенную в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06. 2006 г. N 24 и Определении Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 27.08.2010 г. N ВАС-11193/10.
Исключение из решения ссылки на Управление образования Администрации г. Ижевска не препятствует исполнению судебного акта за счет казны публично-правового образования, поскольку порядок исполнения финансовых обязательств по муниципальным контрактам в г.Ижевске регламентирован локальными правовыми актами, изданными в соответствии с требованиями закона.
В связи изложенным, апелляционная жалоба Управления образования подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда от 14.07.2010 г. изменению в части, в соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14 июля 2010 года по делу N А71-6333/2010 изменить в части.
Изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с Муниципального образования "Город Ижевск" за счет казны Муниципального образования "Город Ижевск" в пользу ООО "Удмуртские коммунальные системы" 3 190 755 (три миллиона сто девяносто тысяч семьсот пятьдесят пять) руб. 31 коп. долга, 234 756 (двести тридцать четыре тысячи семьсот пятьдесят шесть) руб. 76 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением от суммы долга по действующей ставке рефинансирования, начиная с 06.07.2010 г. по день фактической оплаты долга, 40 127 (сорок тысяч сто двадцать семь) руб. 56 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска и в иске к Муниципальному учреждению "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Октябрьского района" отказать.
Возвратить ООО "Удмуртские коммунальные системы" из федерального бюджета 37 823 (тридцать семь тысяч восемьсот двадцать три) руб. 85 коп. государственной госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 2331 от 26.05.2010 г.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г.Шварц |
Судьи |
А.Н.Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6333/2010
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: МО "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска, МУ "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Октябрьского района", Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Октябрьского района", Мунциипальное оразование "Город Ижевск" в лице Управления образования Администарции г. Ижевска
Третье лицо: МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9006/10