город Ростов-на-Дону |
|
12 ноября 2013 г. |
дело N А32-7903/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевым А.В.
при участии:
от Администрации муниципального образования Славянского района Краснодарского края: представитель по доверенности от 16.04.2013, Носань В.Е., паспорт.
от Старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Городилова А.О.: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2013 по делу N А32-7903/2013, принятое судьей Погореловым И.А., по заявлению Администрации муниципального образования Славянского района Краснодарского края к Старшему государственному инспектору Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Городилову А.О.
о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2013 N 14-50-04-ФР-1-2 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2013 N 14-50-05-ФР-1-2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Славянского района Краснодарского края, г. Славянск-на-Кубани (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Старшему государственному инспектору Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Городилову А.О., г. Краснодар о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2013 N 14-50-04-ФР-1-2 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2013 N 14-50-05-ФР-1-2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что административный орган не доказал наличие в действиях администрации составов административных правонарушений, установленных статьей 8.2 и частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что в действиях администрации содержатся признаки административных правонарушений предусмотренных ст. 8.2 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования Славянского района Краснодарского края не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя административного органа.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела 11.01.2013 г. в 11 ч. 30 мин. по месту размещения регионального отдела федерального экологического надзора (г.Славянск-на-Кубани) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея визуальным осмотром был установлен шлейф черного дыма в западном направлении, на расстоянии около 3 км.
При выезде на место и натурном обследовании был установлен, факт размещения твердых бытовых отходов (коммунальных отходов) на несанкционированной свалке, расположенной на расстоянии 2 км на юго-запад от г. Славянска н/к по направлению ст. Анастасиевскую, Славянского района, в 1,4 км влево от трассы Краснодар-Темрюк.
В ходе визуального осмотра свалки установлено, что на земле, в местах, не оборудованных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" размещаются твердые бытовые отходы, коммунальные отходы.
На момент осмотра места размещения отходов, на территории несанкционированной свалки размещались следующие виды отходов:
-твердые коммунальные отходы;
-стеклянные отходы;
-тара из-под лакокрасочных материалов;
-тара из-под дезинфицирующих средств;
-тара из-под синтетических моющих средств;
-отходы полиэтилена и пропилена загрязненные;
Общая площадь несанкционированной свалки составляет 55-м х 4-м. Высота насыпи ТБО составляет 1,8-м. На момент проведения осмотра происходило горение вышеуказанной свалки.
15 января 2013 года административный орган вынес определения N 14-50-04-ФР-1-1 и N 14-50-05-ФР-11 о возбуждении дел об административном правонарушении соответственно по статье 8.2 и ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении административного расследования и N 14-50-04-ФР-2 и 14-50-05-ФР-2 об истребовании сведений.
В уведомлениях по делам об административных правонарушениях управление известило администрацию о необходимости явки 14.02.2013 для составления протоколов об административном правонарушении по статье 8.2 и части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Уведомления получены заявителем 12.02.2013, что подтверждено штампом входящей корреспонденции администрации.
14 февраля 2013 года административный орган, в отсутствии законного представителя или представителя по доверенности администрации, уведомленного должным образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, составил протоколы об административном правонарушении N 14-50-04-ФР-1-1 и N 14-50-05-ФР-1-1.
В протоколе N 14-50-04-ФР-1-1 указанно, что 11.01.2013 г. в 11 ч. 30 мин. по месту размещения регионального отдела федерального экологического надзора (г.Славянск-на-Кубани) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея визуальным осмотром был установлен шлейф черного дыма в западном направлении, на расстоянии около 3 км.
При выезде на место и натурном обследовании был установлен, факт размещения твердых бытовых отходов (коммунальных отходов) на несанкционированной свалке, расположенной на расстоянии 2 км на юго-запад от г. Славянска н/к по направлению ст. Анастасиевскую, Славянского района, в 1,4 км влево от трассы Краснодар-Темрюк.
В ходе визуального осмотра свалки установлено, что на земле, в местах, не оборудованных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" размещаются твердые бытовые отходы, коммунальные отходы.
На момент осмотра места размещения отходов, на территории несанкционированной свалки размещались следующие виды отходов:
-твердые коммунальные отходы;
-стеклянные отходы;
-тара из-под лакокрасочных материалов; -тара из-под дезинфицирующих средств; -тара из-под синтетических моющих средств; -отходы полиэтилена и пропилена загрязненные;
Общая площадь несанкционированной свалки составляет 55-м х 4-м. Высота насыпи ТБО составляет 1,8-м. На момент проведения осмотра происходило горение вышеуказанной свалки.
При проведении натурного обследования установлено, что при размещении (накоплении) отходов не обеспечиваются безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов (места временного хранения отходов не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"), что является нарушением ст. ст. 34, 39, 51 ФЗ от 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 11, 12 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. В нарушение вышеуказанных требований, на территории несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 2 км на юго-запад от г. Славянска н/к по направлению ст. Анастасиевскую, Славянского района, в 1,4 км влево от трассы Краснодар-Темрюк на момент проведения осмотра в местах, не оборудованных в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" размещались вышеперечисленные отходы производства и потребления различных классов опасности.
На основании ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии, со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В нарушение вышеуказанных требований, на несанкционированную свалку ТБО, расположенную на земельном участке, на расстоянии 2 км на юго-запад от г. Славянска-на-Кубани по направлению ст. Анастасиевскую, Славянского района, в 1,4 км влево от трассы Краснодар-Темрюк, в границах кадастрового квартала N 23:27:1301002 разрешение на создание объектов размещения отходов, выданное федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами отсутствует, мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами не проводиться, объект размещения отходов не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Кроме того, в нарушение Санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" СП 2.1.7.1038-01, выбранный участок для устройства несанкционированной свалки (полигона) не имеет санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам, по периметру территории несанкционированной свалки (полигона) ТБО частично отсутствует легкое ограждение, или же траншея глубиной более 2 м или вал высотой более 2 м. Проект производственного контроля полигона отсутствует.
Мероприятия по ликвидации данной несанкционированной свалки ТБО, а так же мероприятия по утилизации и переработки коммунальных отходов администрацией МО Славянский район не проводятся.
В протоколе имеются сведения о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 25.02.2013 в 10 часов 00 минут. Копия протокола вручена под роспись заявителю 18.02.2013 г.
В протоколе N 14-50-05-ФР-1-1 указанно, что 11.01.2013 г. в 11 ч. 30 мин. по месту размещения регионального отдела федерального экологического надзора (г.Славянск-на-Кубани) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея визуальным осмотром был установлен шлейф черного дыма в западном направлении, на расстоянии около 3 км.
При выезде на место и натурном обследовании был установлен, факт размещения твердых бытовых отходов (коммунальных отходов) на несанкционированной свалке, расположенной на расстоянии 2 км на юго-запад от г. Славянска-на-Кубани по направлению ст. Анастасиевскую, Славянского района, в 1,4 км влево от трассы Краснодар-Темрюк.
В ходе визуального осмотра свалки установлено, что на земле, в местах, не оборудованных в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" размещаются твердые бытовые отходы, коммунальные отходы.
На момент осмотра места размещения отходов, на территории несанкционированной свалки размещались следующие виды отходов:
-твердые коммунальные отходы;
-стеклянные отходы;
-тара из-под лакокрасочных материалов;
-тара из-под дезинфицирующих средств;
-тара из-под синтетических моющих средств;
-отходы полиэтилена и пропилена загрязненные;
Общая площадь несанкционированной свалки составляет 55-м х 4-м. Высота насыпи ТБО составляет 1,8-м. На момент проведения осмотра происходило горение вышеуказанной свалки.
При проведении натурного обследования установлено, что при размещении (накоплении) отходов не обеспечиваются безопасные для окружающей среды условия временного накопления отходов (места временного хранения отходов не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления"), что является нарушением ст. ст. 34, 39, 51 ФЗ от 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 11, 12 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, при временном хранении отходов в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие, поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями. В нарушение вышеуказанных требований, на территории несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 2 км на юго-запад от г. Славянска н/к по направлению ст. Анастасиевскую, Славянского района, в 1,4 км влево от трассы Краснодар-Темрюк на момент проведения осмотра в местах, не оборудованных в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" размещались вышеперечисленные отходы производства и потребления различных классов опасности.
На основании ст. 14 ФЗ от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
При проведении административного расследования администрацией МО Славянский район не представлено Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на источник выбросов - свалку ТБО, расположенную на расстоянии 2 км на юго - запад от г. Славянска-на-Кубани по направлению ст. Анастасиевской, Славянского района, в 1,4 км влево от трассы Краснодар-Темрюк в пределах кадастрового квартала N 23:27:1301002, что является нарушением ст. 14 ФЗ от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Мероприятия по локализации очага горения, ликвидации данной несанкционированной свалки ТБО, а так же мероприятия по утилизации и переработки коммунальных отходов администрацией МО Славянский район не проводятся.
В протоколе имеются сведения о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 25.02.2013 в 10 часов 00 минут. Копия протокола вручена под роспись заявителю 18.02.2013 г.
25 февраля 2013 года, административный орган вынес постановления N 14-50-04-ФР-1-2 в котором заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 120 тыс. рублей и N 14-50-05-ФР-1-2, в котором заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 45 000 тыс. рублей. При рассмотрении административных дел присутствовал представитель администрации по доверенности Носань В.Е., копии постановлений вручены представителю под роспись.
Не согласившись с постановлениями административного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии законодательством РФ.
К вопросам местного значения муниципального района в соответствии с п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичное положение закреплено и в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон N 89-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статья 1 Закона N 89-ФЗ определяет, что объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. А обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. Данным перечнем предусмотрено лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ).
Администрация как распорядительный орган самоуправления муниципального образования не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и хранению отходов является лицензируемой и осуществляется специализированными организациями.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Уставом администрации к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Между тем, указанные полномочия являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозиций статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из толкования указанных выше правовых норм следует, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции администрации.
Как усматривается из материалов дела, в выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, в том числе, не является также и лицом, специализирующейся на деятельности по обращению с отходами.
Доказательств, что администрация, как юридическое лицо, является организацией непосредственно занимающейся деятельностью связанной со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и ином обращении с отходами производства и потребления, административным органом в суд не представлено и материалами дела об административном правонарушении не установлено.
Таким образом, не обеспечение организации сбора и вывоза бытовых отходов не образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, администрация не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.
В связи с изложенным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным и поддерживается судом апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконными и отменил постановление административного органа от 25.02.2013 г. N 14-50-04-ФР-1-2.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду. Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В материалах дела отсутствуют сведения о принадлежности или организации, либо эксплуатации администрацией стационарного источника - указанной несанкционированной свалки, расположенной на расстоянии 2 км на юго-запад от г. Славянска-на-Кубани по направлению ст. Анастасиевской, Славянского района, в 1,4 км влево от трассы Краснодар-Темрюк в пределах кадастрового квартала N 23:27:1301002, осуществляющего выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, в выявленном управлением нарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, администрация не выступает в качестве субъекта вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Следовательно, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд должен установить в его действиях состав административного правонарушения: событие административного правонарушения, объективную сторону правонарушения, вину.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал принятое административным органом постановление от 25.02.2013 N 14-50-05-ФР-1-2 незаконным и подлежащим отмене как принятое при отсутствии надлежащих, объективных и безусловных доказательств состава совершения администрацией вмененного в вину административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.08.2013 по делу N А32-7903/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7903/2013
Истец: Администрация МО Славянский район, Администрация муниципального образования Славянского района
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю
Третье лицо: Старший госуддарственный инспектор Упраления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Городилову Александру Олеговичу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея