г. Пермь |
|
02 февраля 2011 г. |
Дело N А71-10853/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Лихачевой А.Н., Рубцовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Минкович И.А.,
при участии:
от истца, Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", ответчиков, Управления здравоохранения администрации г. Ижевска, Муниципального учреждения здравоохранения Детская городская больница N 3 "НЕЙРОН" Управления здравоохранения администрации г.Ижевска, Муниципального образования "Город Ижевск" в лице администрации г.Ижевска, третьего лица, Муниципального образования "Город Ижевск" в лице управления финансов администрации г. Ижевска - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -Управления здравоохранения администрации г.Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 ноября 2010 года
по делу N А71-10853/2010,
принятое судьей Сидоренко О.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к 1) Муниципальному учреждению здравоохранения Детская городская больница N 3 "НЕЙРОН" Управления здравоохранения администрации г.Ижевска (ОГРН 1021801665665, ИНН 1831044915),
2) Управлению здравоохранения администрации г.Ижевска (ОГРН 1061841046651, ИНН 1835071797),
3) Муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице администрации г.Ижевска
третье лицо: Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска,
о взыскании задолженности по муниципальным контрактам, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "Удмуртские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Управлению здравоохранения администрации г.Ижевска, Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 7" Управления здравоохранения администрации г.Ижевска (далее - МУЗ ГКБ N 7), Муниципальному учреждению здравоохранения Детская городская больница N 3 "НЕЙРОН" Управления здравоохранения администрации г.Ижевска (далее МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН"), третье лицо: Муниципальное образование г.Ижевск в лице Управления финансов администрации г.Ижевска г.Ижевск о взыскании 1 517 223 руб. 43 коп. долга по муниципальным контрактам поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения NК32 от 01.01.2009 г., NК32 от 01.01.2010 г., NК32 от 01.05.2010 г., 789 340 руб. 14 коп. долга по муниципальным контрактам поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения NК518 от 01.01.2009 г., NК518 от 01.01.2010 г., NК518 от 01.05.2010 г., 76 331 руб. 91 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением по день фактической уплаты долга, расходов по уплате государственной пошлины в размере 34 914 руб. 48 коп. (л.д. 4-7).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 сентября 2010 г. с согласия истца к участию в деле в качестве ответчика в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены: Муниципальное образование "город Ижевск" в лице администрации г.Ижевска (л.д. 41-42).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.09.2010 г. исковые требования ООО "Удмуртские коммунальные системы" к Управлению здравоохранения администрации г.Ижевска, МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН"", Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице администрации г.Ижевска, третье лицо Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г.Ижевска о взыскании 789 340 руб. 14 коп. долга по муниципальным контрактам по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения NК518 от 01.01.2009 г., NК518 от 01.01.2010 г., NК518 от 01.05.2010 г., процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением по день фактической уплаты долга выделены в отдельное производство с присвоением делу NА71-10853/2010 Г22(т.2 л.д. 28-30).
В ходе судебного разбирательства истец заявил отказ от исковых требований о взыскании с МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" задолженности по оплате стоимости тепловой энергии, поставленной по договорам поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения NК518 от 01.01.2009 г., NК518 от 01.01.2010 г., NК518 от 01.05.2010 г. Просит взыскать с МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 29 067 руб. 05 коп. за период с 01.01.2010 г. по 30.07.2010 г. При недостаточности денежных средств у МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" возложить субсидиарную ответственность на Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице управления здравоохранения администрации города Ижевска за счет казны Муниципального образования г.Ижевск (л.д. 43-45).
Заявленное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в протоколе судебного заседания от 12.10.2010 г. (л.д. 112-113).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.11.2010 г. (резолютивная часть от 13.10.2010 г., судья О.А. Сидоренко) принят заявленный ООО "Удмуртские коммунальные системы" отказ от иска в части взыскания 789 340 руб. 14 коп. долга. Производство по делу в части взыскания 789 340 руб. 14 коп. долга прекращено. С МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" в пользу ООО "Удмуртские коммунальные системы" взыскано 14 472 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 995 руб. 79 коп. В случае недостаточности средств у МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" постановлено произвести взыскание в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления здравоохранения администрации города Ижевска за счет казны Муниципального образования "город Ижевск". С Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления здравоохранения администрации города Ижевска за счет казны Муниципального образования "Город Ижевск" в пользу ООО "Удмуртские коммунальные системы" взыскано 12 833 руб. 94 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 883 руб. 06 коп. В удовлетворении иска к Муниципальному образованию "Город Ижевск" в лице администрации г.Ижевска отказано. В удовлетворении остальной части иска истцу отказано (л.д. 117-125).
Ответчик, Управление здравоохранения администрации города Ижевска, с решением суда не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что оспариваемое решение принято с существенным нарушением норм материального права в части возложения ответственности на Управление здравоохранения администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск", поскольку оно не является надлежащим ответчиком по данному делу. Судом установлено, что договоры поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения N К518 от 01.01.2009 г., N К518 от 01.01.2010 г., N К518 от 01.05.2010 г. заключены между ООО "Удмуртские коммунальные системы и МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН". Условиями договоров предусмотрена обязанность абонента производить оплату. МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" в порядке, предусмотренном статьями 4, 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказания услуг доля государственных и муниципальных нужд", получило полномочия муниципального заказчика. Заключив муниципальный контракт, МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" обязано в силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплатить стоимость оказанных услуг с учетом содержащихся в контракте обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных средств. Согласно Уставу МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" учредителем последнего является Муниципальное образование "город Ижевск" в лице администрации города Ижевска. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств, при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник (статья 1.8. Устава). На основании статей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 158, 161, главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по мнению заявителя, проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с основного должника МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН", а при недостаточности денежных средств с субсидиарного должника - Муниципального образования "город Ижевск" в лице администрации города Ижевска. Кроме этого с Управления здравоохранения администрации города Ижевска неправомерно взыскано возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску, поскольку ответчик является отраслевым органом - структурным подразделением администрации города Ижевска и в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
В заседание суда апелляционной инстанции 01.02.2011 г. ответчик, Управление здравоохранения администрации города Ижевска, представителя не направил.
Истец, ООО "Удмуртские коммунальные системы", третье лицо (Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов администрации г. Ижевска) в судебное заседание 01.02.2011 г. не явились, представили письменные отзывы, в котором доводы жалобы отклонили как несостоятельные. Находя решение суда законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики, МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН", Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице администрации г.Ижевска письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Удмуртские коммунальные системы" (Энергоснабжающая организация) и МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" (Абонент) заключены договоры на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения NК518 от 01.01.2009 г., NК518 от 01.01.2010 г., NК518 от 01.05.2010 г. (л.д. 9-39, 55-59), в соответствии с которыми Энергоснабжающая организация приняла на себя обязательства подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей Энергоснабжающей организации и сетей Абонента, при определенной договором максимальной (расчетной) нагрузке, а Абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и горячую воду, невозвращенные на источники теплоты и в тепловую сеть Энергоснабжающей организации (пункты 1.1 договоров).
Порядок расчетов за тепловую энергию и горячую воду предусмотрен приложением N 3 к договору NК518 от 01.01.2009 г., разделом 4 договоров NК518 от 01.01.2010 г., NК518 от 01.05.2010 г. Согласно условиям договоров (пункт 1.1. Приложения N 3, пункты 4.1.2. договоров) оплата тепловой энергии и невозвращенных теплоносителей производится до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Срок действия договора N К518 от 01.01.2009 г. стороны установили с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. с ежегодным продлением, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре (пункт 7.1 договора).
Срок действия договора N К518 от 01.01.2010 г. стороны установили с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. (пункт 8.1 договора). Соглашением от 30.04.2010 г. (л.д.57) договор на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения N К518 от 01.01.2010 г. расторгнут, обязательства сторон по договору прекращены с 01.05.2010 г. (л.д.57).
Срок действия договора N К518 от 01.05.2010 г. стороны установили с 01.05.2010 г. по 30.04.2011 г. (пункт 8.1 договора).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается участниками процесса, что рассматриваемые в настоящем деле договоры были поставлены на учет в качестве муниципальных контрактов, финансирование договоры предусмотрено за счет бюджета города Ижевска, и, следовательно, договоры на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения N К518 от 01.01.2009 г., N К518 от 01.01.2010 г., N К518 от 01.05.2010 г. являются муниципальными контрактами.
Предусмотренные контрактами обязательства ООО "Удмуртские коммунальные системы" выполнены надлежащим образом, что подтверждено материалами дела и признано МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН".
В нарушение принятых на себя обязательств предъявленные к оплате счета-фактуры N 21265 от 30.11.2009 г., N 23658 от 31.12.2009 г., N 1298 от 31.01.2010 г., N 3563 от 28.02.2010 г., N 5855 от 31.03.2010 г., N 8031 от 30.04.2010 г., N 10150 от 31.05.2010 г. (т.1 л.д. 60, 61, 72, 74, 76, 78, 83) Абонентом оплачены частично.
По расчету истца сумма задолженности составила 789 340 руб. 14 коп.
Предарбитражные уведомления, направленные ответчику с предложением произвести оплату задолженности по договору и процентов за пользование чужими денежными средствами, остались без ответа и удовлетворения.
Наличие задолженности по оплате стоимости потребленных энергоресурсов в установленные договорами сроки, явилось основанием для обращения истца в суд с исковыми требованиями о взыскании с Управления здравоохранения администрации г.Ижевска 789 340 руб. 14 коп. долга по муниципальным контрактам поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения N К518 от 01.01.2009 г., N К518 от 01.01.2010 г., N К518 от 01.05.2010 г., 76 331 руб. 91 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением по день фактической уплаты долга
До принятия судом решения истец заявил отказ от исковых требований о взыскании с МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" задолженности по оплате стоимости тепловой энергии, поставленной по договорам NК518 от 01.01.2009 г., NК518 от 01.01.2010 г., NК518 от 01.05.2010 г. Отказ ООО "Удмуртские коммунальные системы" от части исковых требований судом первой инстанции принят на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в указанной части прекращено в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истец просил взыскать с МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 29 067 руб. 05 коп. за период с 01.01.2010 г. по 30.07.2010 г. При недостаточности денежных средств у МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" возложить субсидиарную ответственность на Муниципальное образование "Город Ижевск" в лице управления здравоохранения администрации города Ижевска за счет казны Муниципального образования г.Ижевск.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из выполнения истцом принятых на себя обязательств по муниципальным контрактам поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения; несвоевременного исполнения ответчиком обязательства по оплате стоимости поставленных ресурсов; необходимости производить расчет размера процентов за пользование чужими денежными средствами исходя из ставки рефинансирования 7,75%; доказанности факта пользования МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" чужими денежными средствами и обоснованности требований истца о взыскании с МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" процентов в сумме 14 472 руб. 32 коп., с возложением субсидиарной ответственности на Муниципальное образование "Город Ижевск"; необходимости взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 833 руб. 94 коп. с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице управления здравоохранения администрации города Ижевска за счет казны Муниципального образования г.Ижевск в связи с тем, что источником финансирования обязательств по спорным договорам является бюджет г. Ижевска, МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" приняты все зависящие от него меры по своевременной оплате по договорам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе требовать уплату неустойки (штрафа, пеней).
Согласно части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Обязательство по оплате оказанных услуг возникло из муниципальных контрактов, сторонами которого являются ООО "Удмуртские коммунальные системы" и МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН".
Согласно пункту 1.2 приложения N 3 к договору N К518 от 01.01.2009 г., пунктов 4.1.2 договоров N К518 от 01.01.2010 г., N К518 от 01.05.2010 г., МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" обязано было производить оплату потребленной тепловой энергии в срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
В связи с тем, что МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" допущена просрочка в исполнении денежного обязательства, что подтверждено счетами-фактурами, платежными поручениями, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 01.01.2010 г. по 30.07.2010 г. в сумме 27 306 руб. 26 коп.
Учитывая оплату долга, в соответствии с требованиями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции счел возможным уменьшить сумму взыскиваемых процентов, применив ставку рефинансирования 7,75%, и признал, что требования истца в части взыскания процентов в размере 1 760 руб. 79 коп. удовлетворению не подлежат.
Изложенные выводы суда, рассчитанный судом первой инстанции размер процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками процесса не оспорены.
Установив, что МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" пользовалось денежными средствами истца, уклоняясь от их уплаты, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным и подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 14 472 руб. 32 коп. за счет МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" и в случае недостаточности средств у МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления здравоохранения администрации г.Ижевска за счет казны муниципального образования "Город Ижевск" в связи со следующим.
МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН", заключив муниципальные контракты, обязано в силу статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплатить стоимость оказанных услуг с учетом содержащихся в контракте обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных средств.
Муниципальный заказчик заключает муниципальный контракт от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд и выполненные по контракту работы оплачиваются за счет средств, выделенных из муниципального бюджета, однако, данные обстоятельства характеризуют особенности таких контрактов и не свидетельствуют о том, что обязательства из муниципального контракта возникают непосредственно у муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения в его распоряжении денежных средств.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, соответственно; долг учреждения взыскивается с Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" является Администрация города Ижевска.
В соответствии с решением Городской Думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. N 119 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления здравоохранения, в обязанности Управления здравоохранения входит осуществление функций главного распорядителя средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск" по отрасли и функции главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Ижевск", предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций (пункт 2.15).
Из содержания пункта 4 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что иск о взыскании задолженности может быть предъявлен кредитором одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, при этом, в случае удовлетворения исковых требований в резолютивной части решения указывается на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
При этом судам следует учитывать, что специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления которого предусмотрена статьей 124 Кодекса, регламентируется статьей 161 и главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Таким образом, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 14 472 руб. 32 коп. за период с 01.01.2010 г. по 10.07.2010 г. правомерно взысканы с МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН", а при недостаточности денежных средств с субсидиарного должника - Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления здравоохранения администрации города Ижевска за счет казны Муниципального образования "город Ижевск".
Требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2010 г. по 10.07.2010 г. в сумме 12 833 руб. 94 коп. суд первой инстанции правомерно признал подлежащими удовлетворению за счет МО "Город Ижевск" в лице Управления здравоохранения Администрации г.Ижевска за счет казны Муниципального образования "Город Ижевск" по следующим основаниям.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотренная этой статьей ответственность применяется при наличии факта пользования чужими денежными средствами.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 г. N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Ответчиком - МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" в материалы дела представлены платежные поручения, из которых следует, что часть платежных поручений передавалась в Управление финансов МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" своевременно, но оплата производилась по указанным платежным поручениям значительно позже их поступления. Так, платежное поручение N 934 от 18.03.2010 г. принято Управлением финансов 18.03.2010 г., оплачено 19.05.2010 г., платежное поручение N 1864 от 24.05.2010 г. принято 26.05.2010 г., оплачено 22.07.2010 г., платежное поручение N 2278 от 29.06.2010 г. принято 01.07.2010 г., оплачено 28.07.2010 г., платежные поручения NN 2394, 2395 от 29.06.2010 г. приняты 01.07.2010 г., оплачены 21.07.2010 г., платежное поручение N 1395 от 23.04.2010 г. принято 23.04.2010 г., оплачено 21.07.2010 г. (л.д. 71-84).
Названные обстоятельства свидетельствуют о недостаточности выделенных бюджетных средств для своевременного возмещения стоимости потребленной в спорный период времени тепловой энергии а также то, что МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, в связи с чем в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" не может быть признано виновным в несвоевременном исполнении обязательства по оплате стоимости потребленной в указанный период тепловой энергии.
Согласно Федеральному закону N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 статьи 3) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также - заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Учитывая, что Муниципальное образование "Город Ижевск" является собственником имущества, принадлежащего МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН", Управление здравоохранения администрации г.Ижевска является главным распорядителем бюджетных средств; источником финансирования обязательств по спорным договорам является бюджет г.Ижевска, учреждением МУЗ ДГБ N 3 "НЕЙРОН" приняты все зависящие от него меры по своевременной оплате по договорам, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 12 833 руб. 94 коп. подлежат взысканию с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления здравоохранения администрации г.Ижевска за счет казны Муниципального образования "Город Ижевск".
Указанные выводы арбитражного суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, правильном применении норм материального права.
Выводы суда об отказе в удовлетворении иска к третьему ответчику на основании статей 120, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации требованиям действующего законодательства соответствуют.
Изложенный в жалобе довод о том, что взыскание государственной пошлины за подачу искового заявления с ответчика невозможно, поскольку он в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании норм права. В данном конкретном случае с Муниципального образования "Город Ижевск" в лице Управления здравоохранения администрации г.Ижевска за счет казны Муниципального образования "Город Ижевск" взыскана не государственная пошлина в доход федерального бюджета, а судебные расходы в пользу истца, от несения которых ответчик законом не освобожден. Нормы статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не применимы, поскольку истцом заявлено требование о распределении судебных расходов.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10.11.2010 г. является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 ноября 2010 года по делу N А71-10853/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Масальская |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10853/2010
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска, УЗ Администрации г. Ижевска МУЗ Детская городская больница N3 "Нейрон", Управление здравоохранения Администрации г. Ижевска
Третье лицо: "Город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска