Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 марта 2008 г. N КА-А40/1179-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2008 г.
Открытое акционерное общество "Мосфундаментстрой-2" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС России N 45 по г. Москве о признании недействительным постановления от 27.04.2007 N 14 о взыскании налога, а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27 сентября 2007 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2007 года, заявленные требования удовлетворены с учетом определения Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2007 об устранении описки. При этом суды исходили из того, что Инспекцией при вынесении оспариваемого постановления нарушено налоговое законодательство.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрайонной Инспекции ФНС России N 45 по г. Москве, в которой налоговым органом повторен текст апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением в добровольном порядке требований Инспекции об уплате налогов, пени и сборов от 13.09.2006 N 11862-1873 (т. 1 л.д. 37-60), N 3713-13715 (т. 1 л.д. 138-143, от 06.11.2006 N 14398-14407 (т. 1 л.д. 93), от 01.12.2006 N 15557-15562 (98-109), от 17.01.2007 N 245. 246 (л.д. 90-93), от 06.02.2007 N 561-566 (т. 1 л.д. 73-86) от 26.04.2007 N 3237-3239 (л.д. 64-69) налоговым органом в порядке ст. 31 и 47 НК РФ вынесено решение от 27.04.2007 N 14 (т. 1 л.д. 18) и оспариваемое постановление о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации, согласно которому с Общества подлежат взысканию сумма налога в размере 40 515 793, 19 рублей, пени в размере 18 064 038,93 рублей, штрафы в размере 3 389 793 рублей (т. 1 л.д. 8).
Суд кассационной инстанции согласен с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что Инспекцией нарушена предусмотренная действующим законодательством процедура взыскания сумм налогов и пени за счет средств налогоплательщика, предусмотренная статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей настоящей статьи.
По смыслу указанных норм решение о взыскании за счет имущества налоговым органом может быть принято, когда налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налогов, в том числе по требованию налогового органа.
Таким образом, решение о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии следующих условий: налогоплательщику предварительно должно быть направлено требование об уплате налога и пени в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации; налогоплательщик не уплатил в установленный в требовании срок сумму налога и пени; налоговым органом вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в течение 60 дней с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ); на счетах налогоплательщика отсутствуют необходимые денежные средства.
При отсутствии одного из указанных условий решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применены ст.ст. 69, 46, 47НК РФ, в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебного акта не имеется.
Признавая незаконным оспариваемое постановление налогового органа, суды установили, что доказательств наличия законных оснований для взыскания за счет имущества налогоплательщика недоимки по налогам, пени, штрафам в конкретном размере, указанном в оспариваемом постановлении, Инспекцией не представлено.
При этом суд кассационной инстанции исходит из того, что налоговый орган в целях подтверждения размера взыскиваемой суммы был вправе представить суду налоговые декларации налогоплательщика и соответствующий реестр расчетных документов.
Утверждение Инспекции о том, что судом не приняты меры по установлению фактических обстоятельств дела, противоречит фактам отложения судом рассмотрения дела с целью проведения сверки расчетов между сторонами.
Кроме того, суды также правомерно отметили, что согласно п. 4 ст. 69 НК РФ во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, пени, каковые в требованиях отсутствуют.
Отсутствие в требовании указанных сведений противоречит п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в соответствии с которой требование об уплате пеней должно содержать сведения о размере недоимки, дате с которой начинают начисляться пени и ставке пеней.
Довод кассационной жалобы о том, что взыскание судами госпошлины с налогового органа является незаконным и необоснованным в силу п.п. 1 п. 1 ст. 333.37 отклоняется судом кассационной инстанции с учетом п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117, согласно которому Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика. К таким делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 304 АПК РФ судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Поскольку в п. 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 117 от 13.03.2007 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" дано толкование ст. 333.37 НК РФ, у судов нижестоящих инстанций не имеется оснований для иного толкования данной нормы права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 АПК РФ, постановил:
решение от 27 сентября 2007 года Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 30 ноября 2007 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-24932/07-129-156 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России N 45 по г. Москве без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России N 45 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 марта 2008 г. N КА-А40/1179-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании