г. Томск |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А27-9219/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2013.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей: Л.А. Колупаевой, С.В. Кривошеиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Долганов Е.В. - доверенность от 01.09.11
от заинтересованного лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.09.2013 по делу N А27-9219/2013 (судья В. Я. Драпезо)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КузбассАрм" (ОГРН 1104205009831, ИНН 4205201604) к Кемеровскому отделу государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КузбассАрм" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Кемеровского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - административный орган, Кемеровский отдел рыбоохраны) от 24.06.2013 N 26599 об административном правонарушении.
Решением суда от 16.09.2013 постановление Кемеровского отдела рыбоохраны от 24.06.2013 N 26599 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, Верхнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части выводов о применении положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В обоснование апелляционной жалобы указано, что положения Закона N 294-ФЗ не распространяются на проведенные административным органом рейдовые мероприятия.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Апеллянт о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судбеное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителя административного органа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 23.05.2013 Управление ФСБ РФ по Кемеровской области направило в адрес начальника Кемеровского отдела рыбоохраны обращение, согласно которому ООО "КузбассАрм" осуществляет производственную деятельность в водоохранной зоне рек Суета и Барзас без согласования с органами Росрыболовства.
20.05.2013 начальником Кемеровского отдела рыбоохраны Ефановым А.Г. вынесено распоряжение о проведении контрольно-надзорных мероприятий на реке Барзас и ее притоках в районе древни Нижняя Суета в период с 20.05.2013 по 31.05.2013.
Проведение контрольно-надзорных мероприятий поручено государственному инспектору Кемеровского отдела рыбоохраны Криворотову А. Н.
28.05.2013 заместителем начальника Кемеровского отдела рыбоохраны Боровских В. С. проведен осмотр территории "предназначенной для геологического изучения и добычи россыпного золота на месторождении в районе д. Н. Суета, выше по течению реки Н. Суета".
Результаты проведенного осмотра отражены в протоколе осмотра от 28.05.2013.
К протоколу осмотра приложены схема участка, выполненная при проведении осмотра, сделанные в ходе осмотра фотографии.
28.05.2013 начальником Кемеровского отдела рыбоохраны Ефановым А. Г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "КузбассАрм" по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ и проведении по указанному делу административного расследования.
18.06.2013 заместителем начальника Кемеровского отдела рыбоохраны Боровских В. С. составлен протокол УР N 26599 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
24.06.2013 заместителем начальника Кемеровского отдела Боровских В. С. вынесено постановление N 26599 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Общество, не согласившись с постановлением, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о проведении административным органом проверки с грубым нарушением Закона N 294-ФЗ; об отсутствии доказательств совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения; о наличии существенных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области использования и охраны территорий, предназначенных для защиты водных объектов и обеспечения правомерных видов пользования ими.
Объективную сторону административного правонарушения образуют действия, нарушающие ограничения хозяйственной и иной деятельности в прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоне водного объекта.
Согласно пунктам 2, 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются: размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Как следует из постановления от 24.06.2013 N 26599 об административном правонарушении, в ходе проведения работ по геологическому изучению и добыче россыпного золота Обществом осуществляется сброс из отстойника неочищенной технологической воды в реку Нижняя Суета; при проведении горно-подготовительных работ и добыче россыпного золота проводится перемещение тяжелой техники через водоемы и их водоохранные зоны; ООО "КузбассАрм" нарушены подпункты "в", "д", "и", "н" пункта 3.4 лицензионного соглашения: отсутствуют контроль качества сточных (дренажных) вод, регулярные замеры сбросов в реку; в пределах водоохранной зоны реки Нижняя Суета размещены две емкости, содержащие нефтепродукты; отсутствуют задокументированные сведения компенсации ущерба, причиненного загрязнением водоемов; не проведены работы по отлову и переселению бобров из реки Нижняя Суета в другие водоемы.
Вместе с тем, совершение Обществом указанных действий материалами дела не подтверждается.
Постановление от 24.06.2013 N 26599 вынесено на основании материалов административного расследования, возбужденного определением от 28.05.2013.
Указанные материалы административного расследования состоят из протокола об административном правонарушении от 18.06.2013 N 26599, протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28.05.2013 и объяснений Овчинникова А.А. от 03.06.2013.
При этом протокол об административном правонарушении от 18.06.2013 N 26599 составлен в отношении Овчинникова А. А. - заместителя директора ООО "КузбассАрм".
Из протокола об административном правонарушении от 18.06.2013 N 26599 не следует, что Обществом при проведении горно-подготовительных работ и добыче россыпного золота проводится перемещение тяжелой техники через водоемы и их водоохранные зоны.
Согласно объяснениям Овчинникова А. А. выявленные в ходе осмотра отстойники относятся к прошлым периодам разработки 1980 - 2000 годов, к которым Общество отношения не имеет.
Данные обстоятельства в ходе административного расследования не устанавливались.
В протоколе осмотра от 28.05.2013 указано, что в водоохраняемой зоне реки Нижняя Суета проводятся работы по геологическому изучению и добыче россыпного золота; на данной территории работает техника (бульдозер, экскаваторы, погрузчик).
Однако сведения о том, кем проводятся работы по геологическому изучению и добыче россыпного золота на данном участке, и чья техника работает на данной территории, в протоколе осмотра от 28.05.2013 отсутствуют.
Кроме того, из схемы осмотра к протоколу осмотра от 28.05.2013 следует, что работы проводятся на расстоянии 300 метров от реки Нижняя Суета, т.е. за пределами водоохранной зоны названной реки.
Фактически сведения, изложенные в протоколе осмотра от 28.05.2013, в том числе о переливе воды из отстойника в реку Нижняя Суета, не позволяют сделать вывод о том, кем допущены перечисленные в протоколе нарушения.
В протоколе осмотра от 28.05.2013 указано на осуществление осмотра в присутствии заместителя начальника участка Сугрина В. Т.
При этом не установлено, какое отношение Сугрин В. Т. имеет к ООО "КузбассАрм".
Судом первой инстанции также обоснованно отмечено, что осмотр 28.05.2013 проведен с нарушением требований статьи 27.8 КоАП РФ, поскольку Общество не было уведомлено о проведении такого осмотра.
Перечисленные в постановлении от 24.06.2013 N 26599 нарушения Обществом подпунктов "в", "д", "и", "н" пункта 3.4 лицензионного соглашения в ходе административного расследования не установлены; в протоколе осмотра от 28.05.2013 и протоколе об административном правонарушении от 18.06.2013 N 26599 указанные нарушения не отражены.
Данные обстоятельства Управлением в апелляционной жалобе не оспариваются.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что административным органом допущено существенное нарушение при производстве по делу об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Эти нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 18.06.2013 N 26599, врученному заместителю директора ООО "КузбассАрм" Овчинникову А. А., рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 25.06.2013.
Однако постановление N 26599 по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ООО "КузбассАрм", вынесено заместителем начальника Кемеровского отдела рыбоохраны Боровских В. С. 24.06.2013.
Апелляционный суд считает, что указанное нарушение относится к категории существенных и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Подобные действия административного органа являются нарушением установленного порядка привлечения к административной ответственности и ограничивают законные права и интересы заявителя, предусмотренные КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Кемеровского отдела рыбоохраны от 24.06.2013 N 26599 об административном правонарушении.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что положения Закона N 294-ФЗ не распространяются на проведенные административным органом рейдовые мероприятия.
В силу положений пункта 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как следует из материалов дела, распоряжение от 20.08.2013 вынесено Кемеровским отделом рыбоохраны на проведение контрольно-надзорных мероприятий на реке Барзас и ее притоках в районе деревни Нижняя Суета Кемеровского района с целью проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Таким образом, проверка деятельности ООО "КузбассАрм" не осуществлялась, осмотру подлежала водоохранная зона реки Барзас и ее притоков.
В ходе указанных мероприятий не требовалось взаимодействия Кемеровского отдела рыбоохраны и ООО "КузбассАрм", на Общество не возлагалось обязанности по предоставлению информации и исполнению каких-либо требований, в связи с чем Закон N 294-ФЗ не подлежал применению в ходе проведенных Кемеровским отделом рыбоохраны контрольно-надзорных мероприятий.
Вместе с тем, ошибочный вывод суда первой инстанции о нарушении административным органом требований Закона N 294-ФЗ при проведении рейдовых мероприятий не привел к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.09.2013 по делу N А27-9219/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Верхнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9219/2013
Истец: ООО "КузбассАрм"
Ответчик: Кемеровский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов и среды их обитания Верхнеобского терииториального управления Федерального агентства по рыболовству
Третье лицо: Верхнеобское территориальное управление Федерального агенства по рыболовству