г. Санкт-Петербург |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А42-222/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Есиповой О.И., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20008/2013) Муниципального казенного учреждения г. Апатиты "Управление городского хозяйства" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 09.08.2013 по делу N А42-222/2013 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению Муниципального казенного учреждения г. Апатиты "Управление городского хозяйства"
к Межмуниципальному отделу МВД РФ "Апатитский"
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Муниципальное казенное учреждение г. Апатиты "Управление городского хозяйства" (Мурманская область, Апатиты, ул. Космонавтов, д. 15, ОГРН 1055100011053, далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межмуниципального отдела МВД РФ "Апатитский" (Мурманская область, Апатиты, ул. Космонавтов, д. 16, далее - Отдел) по делу об административном правонарушении 51 АВ N 368977 от 26.12.2012.
Решением от 09.08.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд пришел к выводу о правомерном привлечении МКУ "Управление городского хозяйства" к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и не усмотрел существенных нарушений порядка привлечения Учреждения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 09.08.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что выявленные Отделом недостатки дороги - наличие снежного накала (уплотнение снега) не является нарушением пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", устанавливающего предельно допустимые нормы просадок для дорожного покрытия. Заявитель, ссылаясь на пункт 3.1.8 данного ГОСТ Р, указывает, что формирование снежных валов не допускается на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне. Однако из представленных в материалы дела фотоматериалов видно, что снежный вал сформирован в месте нахождения опоры освещения, которая находится на разделительном газоне. Также податель жалобы считает, что им применялись все необходимые и достаточные меры по устранению выявленных недостатков в содержании дорог.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Административный орган направил письменный отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.12.2012 в ходе повседневного надзора за условиями движения, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности эксплуатационного состояния улично-дорожной сети г. Апатиты, государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Межмуниципального УВД "Апатитское" выявлены недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, а именно:
1) на участке дороги автоподъезда к путепроводу в Северной горловины (п. Белореченский) г. Апатиты, 100-м от перекрестка улиц Сосновая-Лесная-Октябрьская в направлении перекрестка улиц Ферсмана-Козлова-Московская образование неровности дорожного покрытия в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93, а именно: 1-я выбоина слева (длина 1,0-м,ширина 0,8-м, глубина 0,15-м), 2-я выбоина справа (длина 1,7-м, ширина 1,1-м, глубина 0,095-м);
2) на участке дороги автоподъезда к путепроводу в Северной горловины (п. Белореченский) г. Апатиты, от перекрестка улиц Ферсмана-Козлова-Московская в направлении перекрестка улиц Сосновая-Лесная-Октябрьская справа, образование неровности дорожного покрытия в виде колейности, размеры которой превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93, а именно: правая колея (длина 31-м, ширина 0,65-м, глубина 0,085-м), левая колея (длина 31-м, ширина 0,85-м, глубина 0,1-м);
3) на участке дороги ул. Ферсмана, 12 со стороны городского парка допущено формирование снежного вала ближе 20-м от остановочного пункта общественного транспорта (высота 2,1-м, длина 7,0-м, ширина 5,5-м), что не соответствует ГОСТ Р 50597-93;
4) на участке дороги ул. Ферсмана, 12 со стороны городского парка на остановочном пункте общественного транспорта образование неровности дорожного покрытия в виде возвышения снежно-ледяным накатом, размеры которого превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93 (высота 0,08-м, длина 18-м, ширина 3,2-м).
5) на участке дороги ул. Победы от перекрестка улиц Победы-Ленина до перекрестка ул. Победы-Фестивальная г. Апатиты на осевой линии образование неровности дорожного покрытия в виде возвышения снежно-ледяным накатом, размеры которого превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93 (высота 0,06-м, длина 53-м, ширина 0,9-м);
6) на участке дороги пр. Сидоренко в районе перекрестка пр. Сидоренко-ул.В.Интернационалистов г. Апатиты, в центре, образование неровности дорожного покрытия в виде возвышения снежно-ледяным накатом, размеры которого превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93 (длина 24-м, ширина 3,3-м, высота со стороны д. 1 пр. Сидоренко 0,11-м);
7) на участке дороги пр. Сидоренко, в районе д. 26 в направлении ул. Бредова, справа, левая полоса, образование неровности дорожного покрытия в виде колейности, размеры которой превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93 (правая колея ( длина 150-м, ширина 0,6-м, глубина 0,045-м), левая колея (длина 150-м, ширина 0,9-м, глубина 0,09-м);
8) на участке дороги ул. Бредова, в районе д. 33 со стороны пр. Сидоренко в направлении пл. Геологов, справа, образование неровности дорожного покрытия в виде колейности (правая колея (длина 75-м, ширина 0,7-м, глубина 0,04-м), левая колея (длина 75-м, ширина 0,7-м, глубина 0,04-м), что не соответствует ГОСТ Р 50597-93;
9) на участке дороги ул. Нечаева г. Апатиты, со стороны ул. Бредова в направлении ул. Фестивальная, из-за снежно-ледяного наката образование неровности дорожного покрытия в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93, а именно: 1-я выбоина слева (длина 3,3-м, ширина 1,1-м, глубина 0,085-м), 2-я выбоина справа (длина 35-м, ширина 1,1-м, глубина 0,095-м);
10) на участке дороги ул. Космонавтов г. Апатиты в районе д. 13, со стороны ул. Ленина в направлении ул. Северная, из-за снежно-ледяного наката образование неровности дорожного покрытия в виде выбоин, размеры которых превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93, а именно: 1-я выбоина слева (длина 4,0-м, ширина 1,0-м, глубина 0,13-м), 2-я выбоина справа (длина 2,3-м, ширина 0,7-м, глубина 0,115-м);
11) на участке дороги ул. Космонавтов г. Апатиты в районе д. 13, со стороны ул. Северная в направлении ул. Ленина, из-за снежно-ледяного наката образование неровности дорожного покрытия в виде выбоины и возвышения, размеры которых превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93, а именно: выбоина (длина 7,1-м, ширина 2,7-м, глубина 0,105-м), возвышения высотой 0,08-м;
12) на участке дороги ул. Строителей в районе д. 21 в направлении пересечения улиц Космонавтов-Ферсмана-Козлова, справа, образование неровности дорожного покрытия в виде выбоин, размеры которой превышают предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93, а именно: 1-я выбоина (длина 4,5-м, ширина 2,3-м, глубина 0,16-м), 2-я выбоина (длина 2,3, ширина 1,0-м, глубина 0,10-м);
13) на пересечении проезжих частей улиц Строителей-Ферсмана-Козлова г. Апатиты в районе разделительного газона ул. Строителей допущено формирование снежного вала (высота 1,9-м, длина 3,0-м, ширина 3,0), что не соответствует ГОСТ Р 50597-93;
14) на участке дороги ул. Северная в районе д. 21 образование неровности дорожного покрытия из-за снежно-ледяного наката в виде выбоины, размеры которой превышают предельно допустимые ГОСТ 50597-93 (длина 2,4-м, ширина 1,8-м, глубина 0,085-м);
15) на участке дороги ул. Северная в районе д. 19 образование неровности дорожного покрытия из-за снежно-ледяного наката в виде выбоины, размеры которой превышают предельно допустимые ГОСТ 50597-93 (длина 21-м, ширина 0,75-м, глубина 0,065-м).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 05.12.2012.
Усмотрев в действиях Учреждения, как лица, ответственного за содержание указанной дороги, нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, административный орган в отношении заявителя составил протокол об административном правонарушении 51 АА N 753280 от 19.12.2012.
Постановлением от 26.12.2012 51 АВ N 368977 МКУ г. Апатиты "Управление городского хозяйства" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 20 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Статья 12.34 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, предусматривает обязанность должностных лиц и иных лиц, ответственных за состояние дорог, дорожных сооружений:
- содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что вышеуказанные участки улично-дорожной сети г. Апатиты находятся на балансе заявителя и закреплены им на праве оперативного управления, в связи с чем именно на Учреждении лежит обязанность по содержанию данных участков дороги в надлежащем состоянии.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, определены ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период установлены Руководством по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденным распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-р и являющимся отраслевым дорожным методическим документом.
Названное Руководство обязательно для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 1.2 руководства работы по борьбе с зимней скользкостью должны обеспечивать транспортно-эксплуатационное состояние дорог, удовлетворяющее требованиям ГОСТ Р 50597-93, и соответствовать заданному уровню содержания. Не допускается образование снежно-ледяных отложений на дорожном покрытии. Одним из видов снежно-ледяных отложений является снежный накат (пункт 2.1).
Пунктом 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Судом первой инстанции установлено и представленными в материалы дела доказательствами, подтверждается, что выявленные дефекты дорожного покрытия (выбоины, колейность) превышают размеры, допустимые вышеуказанным ГОСТом.
Все замеры проводились административным органом рейкой дорожной универсальной КП 231 N 11 75 в соответствии с инструкцией данного изделия.
Довод подателя жалобы о том, что требования ГОСТа Р 50597-93 устанавливают предельно допустимые нормы просадок для дорожного покрытия, а не для снежно-ледяного наката, в связи с чем выявленные снежные накаты не являются нарушением требований пункта 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Наличие предельно допустимых размеров (длина, ширина, высота) такого дефекта (неровности) дорожного покрытия как возвышение снежно-ледяным накатом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, не охватывается требованиями, предусмотренными пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, в связи с чем привлечение Учреждения к административной ответственности по данным эпизодам неправомерно.
Пунктом 3.1.8 ГОСТ Р 50597-3 установлено, что формирование снежных валов не допускается: - на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости; - ближе 5 м от пешеходного перехода; - ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта; - на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; - на тротуарах.
Представленными в дело фотоматериалами подтверждается, что на участке дороги ул. Ферсмана, 12 со стороны городского парка допущено формирование снежного вала ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта, на пересечении проезжих частей улиц Строителей-Ферсмана-Козлова г. Апатиты в районе разделительного газона ул. Строителей допущено формирование снежного вала, что является нарушением требований пункта 3.1.8 ГОСТ Р.
Поскольку представленными в материалы дела документами подтверждается нарушение Учреждением содержания дорожного полотна, угрожающее безопасности дорожного движения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как правомерно отметил суд первой инстанции, заявителем не представлено в суд доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению вышеуказанных требований закона.
Направление в адрес ООО "ПрофБытСервис" письма от 04.12.2012 N 03-1297 об устранении недостатков (дефектов) дорожного покрытия не свидетельствует о соблюдении заявителем требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, принятии своевременных мер по ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, а равно надлежащем контроле за выполнением работ по содержанию улично-дорожной сети г. Апатиты подрядной организацией ООО "ПрофБытСервис".
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об организации Учреждением надлежащего контроля и надзора за ходом и качеством работ, выполняемых подрядчиком.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии вины заявителя в инкриминируемом ему правонарушении.
Судом проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 09 августа 2013 года по делу N А42-222/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения г. Апатиты "Управление городского хозяйства"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-222/2013
Истец: МКУ г. Апатиты "Управление городского хозяйства"
Ответчик: Межмуниципальный отдел МВД РФ "Апатитский"