г. Пермь |
|
19 августа 2010 г. |
Дело N А71-4003/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А. Н.
судей Рубцовой Л.В., Назаровой В.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Заривчацкой О.В.,
лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 июня 2010 года по делу N А71-4003/2010,
принятое судьёй Сидоренко О.А.
по иску: Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
к: 1. Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления образования Администрации города Ижевска, 2. Муниципальному учреждению "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ленинского района", 3. Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска
о взыскании задолженности по муниципальному контракту поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "Удмуртские коммунальные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления образования Администрации города Ижевска, Муниципальному учреждению "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ленинского района" (далее - МУ "ЦБ УО ЛР") задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с октября 2009 года по январь 2010 года по муниципальному контракту N К703 от 01.01.2009 г., в размере 7 926 786 руб. 45 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 100 150 руб. 65 коп., с последующим начислением по день фактической уплаты суммы задолженности, на основании ст.ст. 309, 310, 395, 539, 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Определением арбитражного суда от 14.04.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска (л.д. 1-4).
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом принято от истца изменение размера иска, которым просит взыскать в свою пользу 3 559 994 руб. 46 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с ноября 2009 года по январь 2010 года по муниципальным контрактам N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г., в связи с частичной оплатой, а также 151 375 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г., в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальным контрактам N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г., с продолжением начисления процентов, начиная с 03.06.2010 г. по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 7,75% годовых (л.д. 79-107, 121).
С согласия истца в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска привлечено судом к участию в деле в качестве ответчика (протокол судебного заседания от 08.06.2010 г., л.д. 121).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 июня 2010 года (л.д. 123-127) с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу истца взыскано 3 559 994 руб. 46 коп. задолженности, 37 182 руб. 17 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.04.2010 г. по 02.06.2010 г., с начислением процентов от суммы долга по действующей ставке рефинансирования, начиная с 03.06.2010 г. по день фактической оплаты долга, 40 278 руб. 21 коп. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины. В удовлетворении остальной части иска и в удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано, ООО "Удмуртские коммунальные системы" из федерального бюджета возвращена госпошлина в сумме 21 577 руб. 84 коп.
Истец, ООО "Удмуртские коммунальные системы", с решение суда не согласен в части отказа во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.10.2009 г. по 16.04.2010 г., просит решение суда в указанной части изменить, удовлетворив его требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г. в полном объеме, в размере 151 375 руб. 26 коп. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд считал установленными, были не доказаны, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не применен закон, подлежащий применению, применен закон, не подлежащий применению, неправильно истолкован закон.
Считает, что поскольку ответчик - МО "город Ижевск" знал (не мог не знать) о размере денежного обязательства по муниципальным контрактам N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г. с момента постановки их на учет, он должен был заблаговременно, до наступления срока исполнения денежного обязательства, предпринять все необходимые меры для его исполнения.
Кроме того, указывает, что МУ "ЦБ УО ЛР" не представлено документов, подтверждающих своевременность предоставления данным учреждением платежных поручений в Управление финансов Администрации города Ижевска для оплаты возникшего долга, исходя из условий контрактов ответчики обязаны были ежемесячно производить платежи за потребленную тепловую энергию: в 2009 году - не позднее месяца со дня получения счет-фактуры, в 2010 году - до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Считает, что в соответствии со ст. 401 ГК РФ МУ "ЦБ УО ЛР" ненадлежащим образом исполнял свои обязательства по муниципальным контрактам N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г., не предпринимал мер для надлежащей оплаты возникшей задолженности, что является основанием для начисления процентов в период с 30.10.2010 г. по 16.04.2010 г.
Ответчики письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, стороны в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, между ООО "Удмуртские коммунальные системы" (Энергоснабжающая организация) и МУ "ЦБ УО ЛР" (Абонент) были заключены муниципальные контракты поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г. (л.д. 14-36), по которым Энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей Энергоснабжающей организации и сетей Абонента, при определенной Муниципальным контрактом максимальной (расчетной) нагрузке, а Абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и горячую воду, невозвращенные на источники теплоты и в тепловую сеть Энергоснабжающей организации (пункт 1.1. контрактов).
Порядок расчетов за тепловую энергию предусмотрен Приложением N 3 к муниципальному контракту N К703 от 01.01.2009 г. в редакции Соглашения к Приложению N 3 (л.д. 25), согласно которого оплата производится ежемесячно в течение месяца со дня получения от Поставщика счет-фактуры.
Соглашением от 31.12.2009 г. стороны договорились о том, что контракт N К703 от 01.01.2009 г. считают расторгнутым с 01.01.2010 г. (л.д. 64-65).
В соответствии с п. 4.1.2 муниципального контракта N К703 от 01.01.2010 г. оплата тепловой энергии производится Абонентом путем перечисления денежных средств платежными поручениями на расчетный счет Энергоснабжающей организации - до 20-го числа месяца, следующего за расчетным
Во исполнение условий контрактов ООО "Удмуртские коммунальные системы" в период с октября 2009 года по январь 2010 года поставило Абоненту тепловую энергию и горячую воду на общую сумму 9 848 609 руб. 88 коп. и предъявил к оплате счета-фактуры (л.д. 42-45).
Факт поставки истцом тепловой энергии и горячей воды в спорный период ответчиками не оспаривался.
Поскольку обязательства по уплате тепловой энергии и горячей воды исполнены несвоевременно и не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 3 559 994 руб. 46 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с ноября 2009 года по январь 2010 года по муниципальным контрактам N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г., а также 151 375 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г., в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальным контрактам N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г., с продолжением начисления процентов, начиная с 03.06.2010 г. по день фактического исполнения денежного обязательства, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 7,75% годовых
Суд первой инстанции, установив наличие задолженности и факт несвоевременной оплаты, исковые требования истца удовлетворил частично, взыскав с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу истца 3 559 994 руб. 46 коп. задолженности и 37 182 руб. 17 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.04.2010 г. по 02.06.2010 г., с начислением процентов от суммы долга по действующей ставке рефинансирования, начиная с 03.06.2010 г. по день фактической оплаты долга.
При этом, отказывая в удовлетворении требования истца в части взыскания процентов в сумме 114 193 руб. 09 коп. за период с 30.10.2009 г. по 16.04.2010 г., суд первой инстанции указал, что истцом не доказан факт пользования третьим ответчиком чужими денежными средствами за указанный в иске период, по смыслу раздела 4 муниципального контракта оплата производится на основании счетов-фактур, доказательств направления счетов-фактур третьему ответчику истцом не представлено.
По мнению суда, первым требованием об оплате в этом случае следует признать исковое заявление, доказательства направления которого ответчикам имеются в деле.
Арбитражный апелляционный суд считает указанные выводы суда первой инстанции необоснованными, основанными на ошибочном толковании норм материального права и условий муниципальных контрактов N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г., в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Установленный судом первой инстанции на основании совокупности имеющихся в материалах дела факт поставки тепловой энергии, горячей воды Абоненту в количестве и стоимостью, определенными истцом, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Судом первой инстанции правильно установлено, что между ООО "Удмуртские коммунальные системы" и МУ "ЦБ УО ОР" заключены муниципальные контракты N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, частями 1, 2 ст. 9 которого установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок исполнения бюджетов, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006 г. N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
Таким образом, поскольку при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по теплоснабжению для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование, в данном случае - муниципальное образование "город Ижевск" в лице уполномоченного органа (Управления финансов Администрации города Ижевска), у которого находятся выделенные для оплаты указанных услуг бюджетные средства.
Кроме того, условиями самих муниципальных контрактов N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г. предусмотрена оплата услуг теплоснабжения из средств бюджета.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что взыскание в пользу истца по муниципальным контрактам N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г. подлежит с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска.
Исходя из фактических обстоятельств дела, положений статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации, выступление МУ "ЦБ УО ЛР" от имени муниципального заказчика не исключает ответственности публично-правового образования перед ресурсоснабжающей организацией, как поставщиком по ранее указанным контрактам, для нужд муниципального образования.
Согласно ч. 1, 3 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В соответствии п. 1.1 Приложения N 3 к муниципальному контракту N К703 от 01.01.2009 г. Энергоснабжающая организация до 10-го числа месяца, следующего за расчетным предъявляет Абоненту счет-фактуру и акт приема-передачи за фактически потребленное в расчетном месяце количество тепловой энергии и невозвращенных теплоносителей.
В силу п. 4.1.1 муниципального контракта N К703 от 01.01.2010 г. Энергоснабжающая организация до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, предъявляет Абоненту счет-фактуру и акт приема-передачи за фактически потребленное в расчетном месяце количество тепловой энергии и невозвращенных теплоносителей.
Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Обязательства предъявления счетов-фактур Энергоснабжающей организацией непосредственно Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации города Ижевска условия муниципальных контрактов N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г. не содержат.
Факт получения счетов-фактур в установленные контрактами сроки Абонентом - МУ "ЦБ УО ЛР" не оспаривается, в связи с чем, арбитражный апелляционный суд считает обоснованным начисление истцом процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г., в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальным контрактам N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г., с продолжением начисления процентов, начиная с 03.06.2010 г. по день фактического исполнения денежного обязательства.
Из пояснений Управления финансов Администрации города Ижевска по делу следует, что муниципальные контракты были поставлены им на учет в реестр денежных обязательств МУ "ЦБ УО ЛР" (л.д. 112-115).
Представленные в дело платежные поручения в графе "назначение платежа" содержат указание на спорные счета-фактура и контракты (л.д. 87-107).
Согласно п. 38 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета города Ижевска, утвержденного Приказом Управления финансов Администрации города Ижевска от 27.03.2008 г. N 111-п, расчетные и кассовые документы предоставляются в Управление финансов клиентом и должны быть оформлены в соответствии с нормативными документами банка России, Министерства финансов РФ и Федерального казначейства Российской Федерации.
После проверки документы, служащие основанием платежа, визируются специалистом отдела платежей и предварительного контроля штампом "Принято" и возвращаются получателю средств (п. 40 указанного Порядка).
Исполнение платежных поручений производится с учетом наличия средств на текущем счете бюджета путем формирования из представленных платежных поручений распоряжения на финансирование. Распоряжение на финансирование формируется уполномоченным работником отдела платежей и с приложением платежных поручений передается в отдел бухгалтерского учета и отчетности для осуществления платежа. Распоряжение на финансирование заверяется подписям начальника Управления финансов, главного бухгалтера и начальника отдела платежей и предварительного контроля (п. 43 указанного Порядка).
В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Материалами дела не содержат доказательств того, что счета-фактуры были предъявлены истцом Абоненту с нарушением сроков, установленных муниципальными контрактами.
Факт непредъявления данных счетов Абонентом Управлению финансов Администрации города Ижевска не освобождает последнего от ответственности за несвоевременную оплату данных счетов.
Поскольку источником оплаты являются средства городского бюджета (казны муниципального образования), то взыскание процентов, как и основного долга, должно производиться за счет казны МО "город Ижевск".
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит изменению на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению в полном объеме за период с 01.11.2009 г. по 02.06.2010 г., в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальным контрактам N К703 от 01.01.2009 г. и от 01.01.2010 г., с продолжением начисления процентов, начиная с 03.06.2010 г. по день фактического исполнения денежного обязательства.
Расчет процентов судом апелляционной инстанции проверен, является верным, ответчиками не оспорен, контррасчет процентов в материалы дела не представлен.
Учитывая изложенное, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" подлежит взысканию в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" 3 559 994 руб. 46 коп. основного долга, 151 375 руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01 ноября 2009 г. по 02 июня 2010 г., с продолжением начисления процентов, начиная с 03 июня 2010 г. по день фактической оплаты долга по действующей ставке рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе относятся на Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, в связи с чем, с него за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу истца подлежит взысканию 41 556 руб. 84 коп. в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины по иску и 2 000 руб. по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 июня 2010 года по делу N А71-4003/2010 в обжалуемой части изменить.
Изложить пункт 1 резолютивной части в следующей редакции:
"Взыскать с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" 3 559 994 (три миллиона пятьсот пятьдесят девять девятьсот девяносто четыре) руб. 46 коп. основного долга, 151 375 (сто пятьдесят одна тысяча триста семьдесят пять) руб. 26 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01 ноября 2009 г. по 02 июня 2010 г., начиная с 03 июня 2010 г. взыскать проценты по день фактической оплаты долга с начислением по действующей ставке рефинансирования ЦБ РФ, в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины по иску - 41 556 (сорок одна тысяча пятьсот пятьдесят шесть) руб. 84 коп., по апелляционной жалобе - 2000 (две тысячи) руб.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
А.Н.Лихачева |
Судьи |
Л.В.Рубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4003/2010
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: МО "Город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска, МО "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, МУ "Централизованная бухгалтерия учреждений Ленинского района" г. Ижевск, Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления образования Администрации г. Ижевска, Муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия учреждений образования Ленинского района"
Третье лицо: Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7689/10