Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2013 г. N 09АП-35281/13
г. Москва |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А40-43630/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
Судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЦМТУ Росстандарта
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2013 по делу N А40-43630/13, принятое судьей Поляковой А.Б. (17-427)
по заявлению ЦМТУ Росстандарта (117418, Москва, Нахимовский пр-т, 31) к ОАО "Мосэнергосбыт" (117312, Москва, ул. Вавилова, 9, ОГРН 1057746557329) о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Куралесов А.А., по доверенности от 17.12.2012
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с заявлением к открытому акционерному обществу "Мосэнергосбыт" о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением суда от 02.07.2013 г. в удовлетворении заявления ЦМТУ Росстандарта о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ ОАО "Мосэнергосбыт" отказано. При этом суд исходил из того, что отсутствуют событие и состав административного правонарушения.
С решением суда не согласился заявитель - ЦМТУ Росстандарта и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что общество является непосредственным поставщиком электроэнергии для потребителей и на нем лежит обязанность поставлять потребителям электрическую энергию, соответствующую установленным требованиям.
Представитель заявителя, извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения. Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указывает, что ОАО "Мосэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком, не может нести обязанность по сертификации электрической энергии, поставляемой по электрическим сетям, вина ответчика не установлена.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 28.02.2013 года по 27.03.2013 года, в соответствии с Приказом заместителя Руководителя ЦМТУ Росстандарта Калинниковой М.Г. от 14.02.2013 г. N 6 старшим государственным инспектором территориального отдела (инспекции) ЦМТУ Росстандарта по Московской области Агафоновой О.А. в отношении ОАО "МЭС" проведена проверка за соблюдением обязательных требований к электрической энергии, а именно, проверка качества электрической энергии, поставляемой ОАО "МЭС" в жилой дом гражданина Никитина Н.В.по адресу: 140100, Московская область, Раменский район, пос. Родники, ул. Петра Великого, д. 14 (низкий уровень напряжения в электросети). Административным органом в отношении ОАО "МЭС" проведена внеплановая выездная проверка, в результате чего установлено, что ОАО "МЭС" допустило нарушение обязательных требований государственного стандарта ГОСТ 13109-97 раздел 5 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" при поставке и реализации электрической энергии гражданину Никитину Н.В. по указанному адресу:
Выявленные нарушения отражены заявителем в акте проверки 27.03.2013 г. и в отношении ОАО "Мосэнергосбыт" составлен протокол об административном правонарушении N 6-ПЮ от 27.03.2013 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с п. 8.1, п.8.2 "Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. N 36 (в ред. Постановлений Госстандарта РФ от 03 января 2001 г. N 1, от 21 августа 2002 г. N 80).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О техническом регулировании" объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 982 в соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает обязательные требования в части обязательной сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что ОАО "Мосэнергосбыт" при поставке и реализации электрической энергии нарушает подлежащие применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции (электрической энергии), установленные ст. 28 Федерального закона "О техническом регулировании", Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", п.п. 8.1, 8.2. "Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. N 36 (в ред. 4 Постановлений Госстандарта РФ от 03 января 2001 г. N 1, от 21 августа 2002 г. N 80.), то есть осуществляет выпуск в обращение продукции (электроэнергии), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без осуществления такого подтверждения соответствия (сертификат соответствия на реализуемую электрическую энергию отсутствует).
При этом в целях исполнения принятых на себя обязательств перед ОАО "Ильинская электрическая сеть" ОАО "Мосэнергосбыт" закупает электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии у ОАО "Мосэнерго" для последующей ее продажи на розничном рынке конечным потребителям, в том числе населению, следовательно, является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территориях г. Москвы и Московской области.
Порядок сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям, утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 16 июля 1999 г. N 36 "О правилах проведения сертификации электрооборудования" (раздел VII) (далее - Правила N 36).
В соответствии с п. 2 Правил N 36 объектом сертификации является электрооборудование.
Протоколом Правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 23 октября 2006 г. N 5 ОАО "Мосэнергосбыт" был присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Московской области.
Согласно уставным задачам, а также в соответствии с Разделительным балансом ОАО "Мосэнерго" (из которого в 2005 году выделились ОАО "Мосэнергосбыт" и ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (ОАО "МОЭСК"), у ОАО "Мосэнергосбыт" отсутствует электросетевое оборудование и иное имущество, связанное с передачей электрической энергии по электрическим сетям, которое в полном объеме по Разделительному балансу перешло ОАО "МОЭСК".
Собственником электросетевого оборудования, с помощью которого электрическая энергия поставляется конечным потребителям ОАО "Мосэнергосбыт", является сетевая организация (в данном случае - ОАО "Ильинская электрическая сеть").
В силу п. 8.1 Правил N 36 обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии с Законом РФ от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно п. 8.9 Правил N 36 испытания электрической энергии для сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр) в контрольных пунктах распределительных электрических сетей (центрах питания).
В соответствии с п.п. 8.1 и 8.2 Правил N 36 объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях.
Согласно п. 8.5 Правил заявка на сертификацию электрической энергии должна содержать приложение, в котором указывают перечень распределительных электрических сетей (центров питания), заявляемых для проведения сертификации электрической энергии.
ОАО "Мосэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком и не являясь владельцем электросетевого оборудования, не имеет возможности обеспечить сертификацию электрической энергии.
Согласно ГОСТ Р 53333-2008 "Электрическая энергия. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 25 декабря 2008 г. N 787-СТ под распределительной электрической сетью понимается электрическая сеть, присоединенная к центру питания, обеспечивающая распределение электрической энергии между потребителями электрической энергии (п. 3.11 ГОСТ).
Под центром питания понимается распределительное устройство генераторного напряжения электростанции или распределительное устройство вторичного напряжения трансформаторной подстанции энергокомпании, к которому присоединены сети данного района (региона) по месторасположению обследуемых потребителей (п. 3.16 ГОСТ).
Сетевая организация - энергокомпания, владеющая на праве собственности или ином основании, установленном федеральными законами, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (п.3.14 ГОСТ).
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц установлены ГОСТом 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
В соответствии с п. 3.1 ГОСТа 13109-97 под системой электроснабжения общего назначения понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей (приемников электрической энергии).
Электрической сетью общего назначения является электрическая сеть энергосбнажающей организации, предназначенной для передачи электрической энергии различным потребителям (приемникам электрической энергии, потребителем электрической энергии является юридическое или физическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью).
Согласно п. 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, обязанная добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Пунктом 5.1.5. договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 09.09.2010 г. N 66-1529, заключенного между ОАО "Мосэнергосбыт" (Заказчик) и МУП "Ильинское ПТО КХ" (Исполнитель) предусмотрено, что качество и иные параметры передаваемой Исполнителем электроэнергии должны подтверждаться сертификатом соответствия электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97, выданным Исполнителю уполномоченным органом.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обязательным условием сертификации является право владения субъектом электроэнергетики на законном основании распределительными сетями и иным объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказываются услуги по передаче электрической энергии, и обязательной сертификации подлежит электрическая энергия как товар, поставляемый по электрическим сетям. На балансе ОАО "Мосэнергосбыт" отсутствует энергопринимающее оборудование и электрические сети и ОАО "Мосэнергосбыт", являясь гарантирующим поставщиком, не может нести обязанность по сертификации электрической энергии, поставляемой по электрическим сетям.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обязанность обеспечения качества электроэнергии в точке поставки потребителям и контроль за уровнем допустимых отклонений качества электроэнергии от номинального уровня напряжения действующим законодательством, в том числе нормативными правовыми актами Росстандарта, возложены на сетевую организацию.
С учетом изложенного не принимаются судом апелляционной инстанции доводы заявителя о том, что общество является непосредственным поставщиком электроэнергии для потребителей и на нем лежит обязанность поставлять потребителям электрическую энергию, соответствующую установленным требованиям.
В связи с этим основания для привлечения ОАО "Мосэнергосбыт" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, отсутствуют.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2013 г. по делу N А41-16208/13 установлено, что ОАО "Ильинская электросеть" осуществляет реализацию электрической энергии ненадлежащего качества по рассматриваемому ад ресу: Московская область, Раменский район, пос. Рудники, ул. Петра Великого, дом 14, в связи с чем ОАО "Ильинская электросеть" является субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2013 по делу N А40-43630/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.