г. Самара |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А55-9421/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 06 ноября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 ноября 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Радаева О.В., по доверенности от 25 декабря 2012 г., Мосеев В.Л., по протоколу N 1 от 26 февраля 2013 г., Кабанов А.В. по доверенности от 16 июля 2013 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьих лиц:
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился,
от Нижне-Волжского бассейнового водного управления, в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2013 г. по делу N А55-9421/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
Нижне-Волжское бассейновое водное управление, в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении ООО "Стройсервис" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411005:1019 площадью 7 132, 00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, используемого под производственную базу, с расположенными на нем нежилыми зданиями: гараж литера А площадью 866, 10 кв.м., нежилое здание (склад) литера А1 площадью 178, 70 кв.м., цех по производству блоков (пристрой к столярной мастерской) литера А2 площадью 345, 30 кв.м., столярная мастерская литера A3 площадью 137, 20 кв.м., склад металлический (ангар) литера Б площадью 463, 20 кв.м., проходная литера В площадью 19, 70 кв.м., склад литера Г площадью 311 кв.м. по цене равной 2,5 % его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2013 г. по делу N А55-9421/2013 заявленное требование удовлетворено. Признан незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411005:1019 площадью 7 132, 00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, используемого под производственную базу, по цене равной 2,5 % его кадастровой стоимости, содержащийся в сообщении от 07.02.2013 г. N 12-1/1677/12. На Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" путем принятия решения о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411005:1019 площадью 7 132, 00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, по цене, равной 2,5 % от его кадастровой стоимости и направления проекта договора купли-продажи.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 19.06.2012 г. общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411005:1019 площадью 7 132, 00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, используемого под производственную базу, по цене 2,5% кадастровой стоимости.
Сообщением от 07.02.2013 г. N 12-1/1677/12 министерство отказало заявителю в выкупе испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован непредставлением документов, подтверждающих необходимость представления земельного участка в заявленных размерах; на территории испрашиваемого земельного участка находятся временные строения, документы на которые заявителем не представлены; испрашиваемый участок частично расположен в береговой полосе Саратовского водохранилища.
В соответствии со статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что ООО ""Стройсервис" на праве собственности владеет нежилыми зданиями: гараж литера А площадью 866, 10 кв.м., нежилое здание (склад) литера А1 площадью 178, 70 кв.м., цех по производству блоков (пристрой к столярной мастерской) литера А2 площадью 345, 30 кв.м., столярная мастерская литера A3 площадью 137, 20 кв.м., склад металлический (ангар) литера Б площадью 463, 20 кв.м., проходная литера В площадью 19,70 кв.м., склад литера Г площадью 311 кв.м., находящиеся по адресу, г. Самара, ул. Белорусская, дом 75А.
Право собственности заявителя признано за ним решением Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2008 г. по делу N А55-16900/2007. Указанным решением установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Стройсервис" было создано путем реорганизации в форме преобразования закрытого акционерного общества "Волготанкержилстрой" (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 63 N 001172951 выдано ИМНС РФ по Куйбышевскому району Самарской области). В соответствии с передаточным актом от 28.02.2003 г., утвержденным общим собранием акционеров ЗАО "Волготанкержилстрой", заявитель является правопреемником ЗАО "Волготанкержилстрой" по всем его правам и обязанностям. В соответствии с Приложением к указанному передаточному акту ООО "Стройсервис" от ЗАО "Волготанкержилстрои" были переданы, в том числе вышеназванные объекты недвижимого имущества. Вышеуказанные объекты недвижимости принадлежали ЗАО "Волготанкержилстрой на праве собственности, что подтверждается заявкой (формальный учредительный договор) на регистрацию АОЗТ "Волготанкержилстрой" от 27.12.1995 г. с дополнительным соглашением от 17.09.2001 г., в соответствии с которыми данные объекты были внесены акционерным обществом открытого типа "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" (впоследствии открытое акционерное общество "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер") в счет оплаты акций вновь образуемого ЗАО "Волготанкержилстрой", учредителем и акционером которого оно являлось.
В свою очередь акционерное общество открытого типа "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер" приобрело указанное имущество на основании договора N 224 передачи имущества в собственность акционерного общества от 01.11.1995 г. с Фондом имущества Самарской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 вышеназванной статьи 28, собственники объектов недвижимости, являющихся частями здания, вправе приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей здания, расположенного на этом земельном участке.
При приватизации всех частей здания (нежилых помещений), расположенном на этом земельном участке, собственник, являющийся правообладателем всех частей здания (всех нежилых помещений), вправе приобрести в собственность земельный участок.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств изъятия испрашиваемого заявителем земельного участка из оборота, запрета на его приватизацию, резервирования для государственных или муниципальных нужд мэрией суду не представлено.
Ссылка министерства на нахождение испрашиваемого земельного участка в береговой полосе водного объекта документально не подтверждена.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что ранее принадлежащие заявителю объекты недвижимости располагались на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0411005:525 площадью 8 413 кв.м., часть которого действительно располагалась в береговой полосе водного объекта (река Сухая Самарка).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19.04.2012 N 1112 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411005:525, в результате которого образованы земельный участок, занятый производственной базой площадью 7 132, 00 кв.м., а также земельный участок площадью, находящийся в береговой полосе водного объекта.
Из имеющейся в материалах выкопировки из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 08.08.2013 г., заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 27.09.2012 N Д05-01-01/8990-0-1, письма Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского бассейнового водного управления от 15.03.2013 N ПМ-23/675 следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится вне пределов береговой полосы водного объекта, но в его водооохранной зоне.
Согласно статье 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 31.12.2005) к землям природоохранного назначения относятся земли: 1) водоохранных зон рек и водоемов; запретных и нерестоохранных полос; 2) лесов, выполняющих защитные функции; 3) противоэрозионных, пастбище защитных и полезащитных насаждений; 4) иные земли, выполняющие природоохранные функции.
Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" подпункт 1 пункта 1 статьи 97 ЗК РФ признан утратившим силу, следовательно, земельные участки в составе водоохранных зон рек и водоемов не относятся к землям природоохранного назначения.
Пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также не содержит ограничений по отчуждению земельных участков, находящихся в водоохранной зоне.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Наличие на испрашиваемом земельном участке временных объектов некапитального характера не является препятствием в реализации заявителем своего исключительного права на его приобретение, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылка на несоразмерность спорного земельного участка также судом отвергается. Размеры земельного участка определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
В рассматриваемом случае испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования: "под производственную базу". Он образован при разделе земельного участка площадью 8 416 кв.м., имевшего такой же вид разрешенного использования. При этом имущественный состав производственной базы со времени образования названного земельного участка не изменился. Доказательств того, что в процессе формирования вышеназванного земельного участка допущена несоразмерность его целевому назначению в материалах дела не имеется. Ненормативные акты, которыми были образованы вышеназванные земельные участки не отменены и в судебном порядке недействительными не признаны.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон), до 01.07.2012 г. в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственником расположенных на таких земельных участках зданий строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20 % (двадцати процентов) кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью населения свыше 3 миллионов человек и 2, 5 % (двух с половиной процентов) кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом земельном участке и принадлежащие заявителю на праве собственности выбыли из государственной собственности в процессе приватизации имущественного комплекса Волжского нефтеналивного пароходства "Волготанкер". Заявитель обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность 19.06.2012 г., т.е. до 01.07.2012 г. При таких обстоятельствах в силу в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена испрашиваемого заявителем земельного участка подлежит расчету исходя из двух с половиной процентов кадастровой стоимости этого земельного участка.
Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка отражены в его кадастровом паспорте. Следовательно, препятствий для расчета выкупной стоимости спорного земельного участка не имеется.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отказ министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность Общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0411005:1019 по цене, равной 2, 5% от его кадастровой стоимости противоречит положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 августа 2013 г. по делу N А55-9421/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9421/2013
Истец: ООО "Стройсервис"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Отдел водных ресурсов по Самарской области