Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2013 г. N 17АП-11554/13
г. Пермь |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А50-10350/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сафоновой С.Н.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя ЗАО "Сибур-Химпром": Дровосеков С.А. - представитель по доверенности от 06.12.2012,
от заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю: Хабибуллин Р.Ф. - представитель по доверенности от 22.10.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 августа 2013 года по делу N А50-10350/2013,
принятое судьей Аликиной Е. Н.,
по заявлению ЗАО "Сибур-Химпром" (ОГРН 1025901207804, ИНН 5905018998)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (ОГРН 1065902059123, ИНН 5902293442)
о признании незаконным предписания,
установил:
ЗАО "Сибур-Химпром" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление) N 2/3/4-1 от 07.03.2013 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02 августа 2013 года заявленные требования удовлетворены: оспариваемое предписание признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права.
В обоснование жалобы, ее заявитель ссылается на правомерность оспариваемого предписания, ошибочность выводов суда первой инстанции об отсутствии у Общества обязанности по аттестации созданных нештатных аварийно-спасательных формирований. Управление ссылается на то, что созданные Обществом нештатные аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в соответствии с требованиями действующего законодательства, наличие договора с профессиональным аварийно-спасательным формированием не освобождает заявителя от обязанности аттестовать имеющиеся у него нештатные аварийно-спасательные формирования. Данные обстоятельства, по мнению Управления, судом первой инстанции не учтены.
Общество с жалобой не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на неправомерность оспариваемого предписания.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю Д. Ю. Бабушкина проведена внеплановая выездная проверка Общества по вопросу выполнения требований гражданской обороны, установленных законодательством РФ и иными нормативными актами Российской Федерации. Предметом проверки являлось выполнение Обществом предписания N 6/3/5-4 от 12.05.12.
Результаты проверки оформлены актом от 07.03.2013, на основании которого Обществу выдано предписание N 2/3/4-1 от 07.03.13 по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны.
Указанным предписанием заявителю вменено в обязанность в срок до 13.11.2013 провести аттестацию нештатного аварийно-спасательного формирования в установленном законом порядке.
Полагая, что названное предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заявителя обязанности по созданию нештатного аварийно-спасательного формирования и, соответственно, его аттестации, поскольку у Общества имеется договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны, в том числе, обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в частности, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
В ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
В соответствии с п. 1 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091, нештатные аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации.
Судом первой инстанции установлено, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Обществом в процессе производственной деятельности осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта, в связи с чем в организации создано собственное профессиональное аварийно-спасательное формирование -газоспасательный отряд, а так же Обществом заключен договор на оказания услуг в области пожарной безопасности N 315-12/СК от 29.06.12 с ООО "Отряд пожарной охраны - 2", имеющим лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров N 3-А/00011 от 03.07.12.
Согласно перечня нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ), созданных в Обществе, утвержденного генеральным директором Г.М.Шиловым и согласованного с начальником ГУ МЧС России по Пермскому краю О.В.Поповым, в состав НАСФ входит спасательная группа, созданная на базе штатного газоспасательного отряда, а также разведывательный пост радиационного и химического наблюдения, созданный на базе штатной санитарно-гигиенической лаборатории.
Судом первой инстанции так же установлено и Управлением не опровергнуто, что газоспасательный отряд аттестован на право проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, что подтверждается свидетельством серии 5/6 N 00010 от 28.09.10 регистрационный номер 5/6-114.
При этом вспомогательные звенья НАСФ: санитарный пост и звенья по обслуживанию защитных сооружений в установленном порядке не аттестованы.
Суд первой инстанции посчитал, что поскольку вспомогательные звенья НАСФ не принимают участие в проведении аварийно-спасательных работ, они не нуждаются в аттестации, в связи с чем требование Управления об их аттестации суд первой инстанции признал незаконным.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными, при этом исходит из следующего.
Основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны определены Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденным Приказом МЧС России от 23.12.2005 г. N 999 (далее - Порядок).
Согласно указанному порядку нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций (п. 2).
Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования: разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами; укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований; осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований; поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению (п. 10).
Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений (п. 14).
Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности (п. 15).
Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке ( п. 7 Положения).
Как следует из п. 3.4 Методических указаний о порядке разработки планов локализации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ N 14 от 18.04.2003 (утратили силу с 25.03.13) при отсутствии в организации профессионального аварийно-спасательного формирования или невозможности прибытия другого профессионального аварийно-спасательного формирования, аттестованного на проведение газоспасательных работ, в срок, установленный ПЛАС, обязанности по проведению газоспасательных работ возлагаются на нештатные аварийно-спасательные формирования организации, которые создаются в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588) на химически опасных производственных объектах во всех случаях, когда имеется необходимость проведения аварийной остановки производства или иных работ с участием людей и не исключена возможность аварийного выделения вредных веществ в атмосферу рабочей зоны.
Иными словами, целью создания нештатного аварийно-спасательного формирования является мгновенное реагирование в условиях чрезвычайной ситуации до прибытия на объект профессионального формирования для ликвидации последствий аварии (если профессиональное формирование организацией не создано).
Из содержания вышеизложенных правовых норм, учитывая наличие в Обществе аттестованного в установленном порядке аварийно-спасательного формирования (газоспасательный отряд), на базе которого создано подразделение НАСФ - спасательная группа, а так же отсутствие доказательств участия вспомогательных звеньев НАСФ (санитарный пост и звенья по обслуживанию защитных сооружений), оснований считать, что данные подразделения подлежат аттестации у судов не имеется.
Таким образом, выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании вышеизложенного.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02 августа 2013 года по делу N А50-10350/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.