Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 марта 2008 г. N КА-А41/1574-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 марта 2008 г.
Открытое акционерное общество "Мосэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 4 по Московской области (далее - Инспекция), о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в не направлении заключения о произведенном зачете в УФК МО суммы пени по ЕСН в размере 144671 руб. 83 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.09.2007, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда, требования Общества были удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты. В обоснование жалобы указывает на то, что согласно Приказу МНС России N БГ-3-10/411 от 05.08.2002 Инспекция не должна направлять заключение в органы федерального казначейства, если зачет происходит в рамках одного налогового органа.
Представитель Инспекции доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Третье лицо, извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы не явилось, в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, кассационная жалоба рассматривается без участия представителя третьего лица.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к его отмене.
Как установлено судами, Общество в феврале 2003 г. произвело доначисление страховых взносов по единому социальному налогу во внебюджетные фонды на счет Управления Федерального казначейства по Московской области.
В результате сверки расчетов по состоянию на 18.11.2003 г. между Обществом и Инспекцией, выявлена переплата пени по ЕСН по коду 520 в сумме 144671,83 руб.
02.12.2003 г. Общество направило в адрес Инспекции письмо N 620 с просьбой зачесть сложившуюся переплату в счет уплаты налогов соответственно по кодам. Инспекция направила в адрес Общества уведомления N 141, 142, 143, 144, 145 от 05.12.2003 г.; N 238, 239, 240, 241, 242 от 05.12.2003 г. о том, что произведен зачет переплаты в недоимку соответственно по кодам, однако, Учреждение данный зачет не произвело, сославшись в письме N 01-17/4/651 от 24.05.2005 г. на то, что платежи по ЕСН, поступающие на счет УФК по Московской области от страхователей, застрахованных в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, филиалы разносят в карточки страхователей на основании реестров Казначейства.
Не согласившись с бездействием налогового органа, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования Общества, суды правильно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
Правила настоящей статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности; предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.
Согласно п. 9 Правил зачисления единого социального налога на счета органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 15.01.2001 г. N Зн, органы Федерального казначейства осуществляют возврат (зачет) излишне уплаченного или взысканного налога платежными поручениями на основании заключения налогового органа в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами.
В силу п.п. 4, 30 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 г. N 116н, учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства.
Согласно Приложению 11 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 10.12.2004 г. N 114н администратором единого социального налога в 2005 г. была Федеральная налоговая служба РФ; она же осталась администратором ЕСН и в 2006 г. (Приказ Минфина от 21.12.2005 г. N 152н).
В соответствии Приказом Федеральной налоговой службы от 21.04.2006 г. N САЭ-3-11/247"@ "О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" за территориальными органами Федеральной налоговой службы" (пункт 1) полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ по главе 182 "Федеральная налоговая служба" и основные источники доходов бюджетов бюджетной системы РФ согласно Приложения к настоящему Приказу закреплены на 2006 г. за территориальными органами Федеральной налоговой службы РФ. Согласно Приложению к Приказу Федеральной налоговой службы РФ от 21.04.2006 г. N САЭ-3-11/247@ "О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 "Федеральная налоговая служба" за территориальными органами Федеральной налоговой службы" перечень доходов, администрируемых территориальными органами Федеральной налоговой службы в 2006 г. включает в себя "Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации.
С учетом вышеназванных норм, документы о проведении взаимозачета платежей Общества Инспекция должна была передать в Управление Федерального казначейства по Московской области.
Доводы кассационной жалобы о неприменении судами Приказа МНС России N БГ-3-10/411 от 05.08.2002 не могут быть приняты во внимание, поскольку данный приказ утратил силу с августа 2005 года.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию Инспекции, излагаемую в судах двух инстанций, оценивались судом и получили правовую оценку.
Предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованного судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.09.2007, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К2-4269/06 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 марта 2008 г. N КА-А41/1574-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании