г. Москва |
|
11 ноября 2013 г. |
Дело N А40-20386/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "11" ноября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей Е.А. Солоповой, Н.О. Окуловой
при ведении протокола помощником судьи Д.А. Солодовником,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2013 по делу N А40-20386/13, принятое судьей А.В. Бедрацкой по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "БытХозТорг" (ОГРН 1037739080928, 105082, г. Москва, Б. Почтовая, д. 36, стр. 10) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве (ОГРН 1047701073860, 105064, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 9)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шишкина К.В. по дов. от 01.11.2013
от заинтересованного лица - Коробкин А.В. по дов. от 05.09.2013
УСТАНОВИЛ:
Решением от 21.08.2013 г. Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "БытХозТорг" требования в полном объеме. Признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве от 31.10.2012 г. N 637 в части привлечения к ответственности за необоснованное включение в состав налоговых вычетов сумм НДС в размере 386 336 рублей, принятых к вычету по счетам-фактурам ООО "Гиперглобус", ООО "ОБИ Франчайзинговый Центр", ООО "Карфур Рус" по маркетинговым, рекламным премиям и вознаграждениям (пункт 3 мотивировочной части Решения), и соответственно в части требования Инспекции уплатить недоимку по НДС в сумме 386 336 рублей, а также начисления пеней и штрафных санкций в связи с неуплатой указанной суммы налога. Признано недействительным требование об уплате налога N 9817 от 25 декабря 2012 года, выставленное Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 386 336 рублей, а также пеней и штрафных санкций, начисленных на указанную сумму недоимки. Также на Инспекцию возложена обязанность возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "БытХозТорг" излишне уплаченные суммы НДС в размере 386 336 рублей, а также уплаченные штрафы и пени, начисленные на указанную сумму. Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "БытХозТорг" требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ), в случае выставления поставщиком счета фактуры с суммой НДС по операции, не облагаемой этим налогом, данная сумма налога подлежит уплате в бюджет, таким образом, выводы Арбитражного суда г. Москвы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В частности, ООО "БытХозТорг" правомерно воспользовалось правом на налоговый вычет по НДС в рассматриваемом периоде, так как выставление поставщиком счета-фактуры с выделенной суммой НДС по операции, не облагаемой этим налогом не нарушает требований к порядку заполнения счета-фактуры, а также не может служить основанием для отказа налогоплательщику в праве на применение налоговых вычетов, установленных статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, а также были произведены реальные затраты по уплате начисленной поставщиком суммы НДС.
Согласно статье 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации. В силу положений статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьей 171 НК РФ. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Положения статьи 173 НК РФ находятся во взаимосвязи со статьями 171 и 172 НК РФ и предполагают возможность возмещения налога из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций. В силу названных положений Кодекса налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты при наличии реального осуществления хозяйственных операций, а налоговый орган признать незаконным применение налоговых вычетов в случае, если они не подтверждены надлежащими документами, содержащими достоверные и непротиворечивые сведения.
Судом первой инстанции установлено, что Заявителем выполнены всех условия, предусмотренные упомянутыми нормами Кодекса, для проведения налоговых вычетов по НДС. Осуществляемая заявителем предпринимательская деятельность не свидетельствует о получении им необоснованной налоговой выгоды, поскольку все хозяйственные операции реально осуществлены.
Выводы суда первой инстанции также согласуются с правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в Постановлении от 12.10.2006 года N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". В соответствии с указанным Постановлением судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны.
Ссылки налогового органа на то, что принятые к вычету по счетам-фактурам ООО "Гиперглобус", ООО "ОБИ Франчайзинговый центр", ООО "Карфур Рус" маркетинговые, рекламные премии и вознаграждения, не связаны с оплатой реализованных им товаров (работ, услуг) налогообложению НДС не подлежат, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Судом первой инстанции установлен, что ООО "БытХозТорг" были заявлены вычеты по НДС в 2009 году в сумме 8 794,17 рубля по счету - фактуре от 31.12.2008 г. N 8214, выставленном ООО "Гиперглобус", вид премии - маркетинговая премия от совокупного оборота товара, поставленного в период с 01.10.2008 г. по 31.12.2008 г. Согласно ч. 3 пункта 3.6. договора поставки N 1782 от 01.04.2008 года, заключенного между ООО "БытХозТорг" и ООО "Гиперглобус", "Поставщик обязан оплатить услуги и счета на скидки Покупателя, указанные в Приложениях N3 и N4 к договору в течение 10 (Десяти) календарных дней со дня выставления Покупателем счета-фактуры. Приложением N3 к договору поставки N1782 от 02 апреля 2008 года был установлен размер маркетинговой премии в 1% (Один) процент, оплата ежеквартально. Таким образом, Арбитражным судом г. Москвы достоверно установлено, что маркетинговая премия была предусмотрена сторонами в договоре, оплата указанной маркетинговой премии является обязанностью Поставщика.
Кроме того, ООО "БытХозТорг" были заявлены вычеты по НДС в 2009 году в сумме 6262, 28 (Шесть тысяч двести шестьдесят два рубля 28 копеек) рубля по счет-фактурам, выставленным ООО "Карфур Рус" от 01.07.2009 г. N 399; от 18.11.2009 г. N 891; от 11.12.2009 г. N ГМ000142 (вознаграждение за размещение единицы товара за период с 01.01.2009 г. по 31.10.2009 г.). Из документов, представленных Заявителем безусловно следует, что между ООО "БытХозТорг" и ООО "Карфур Рус" 09 марта 2009 года был заключен рамочный договор поставки N 000516, неотъемлемой частью которого является Приложение N9 Листинг. Пунктом 1 Приложения N9 предусмотрено вознаграждение ООО "Карфур Рус" за размещение единицы Товара в магазине в размере 300 рублей за каждый магазин, в котором осуществляется размещение Товаров Поставщика, указанное вознаграждение увеличивается на сумму НДС в размере 18%. Указанное размещение единицы Товара в магазине, именуемое "Листинг", представляет собой услугу по заведению ассортимента товара в магазинах Покупателя, в которые Поставщик обязуется в дальнейшем поставлять товар, тем самым увеличивая общий объем проданного Покупателю Товара, что является безусловным доказательством добросовестности Заявителя при подтверждении им права на возмещение налога.
Также Арбитражным судом г. Москвы установлено, что ООО "БытХозТорг" были заявлены вычеты по НДС в 2009 году в сумме 371 229, 69 рублей по счетам фактурам, выставленным ООО "ОБИ Франчайзинговый Центр" N Б-200880702183 (1214) от 31.08.2008 г., N Б-2008_842_02565 (1214) от 31.08.2008 г., N Б-2008_877_02361 (1214) от 31.08.2008 г., N Б-2008_950_02348 (1214) от 31.08.2008 г. Между ООО БытХозТорг" и ООО "ОБИ Франчайзинговый Центр" на момент совершения операций действовал рамочный договор поставки N 1214 от 21.08.2003 г., а также Приложение N1 к рамочному договору поставки N 1214 от 21.08.2003 г. (общие условия поставки), являющееся неотъемлемой частью договора. Согласно разделу II Приложения N 4 к рамочному договору поставки N 1214 от 21.08.2003 г. "Суммы, дополнительно рассчитываемые ОБИ (за год)" в п. II 1 установлена рекламная премия в размере 2% процентов от годового оборота.
Рамочным договором поставки N 1214 от 21.08.2003 г. (а именно п. 8.5. Приложения N 1 (Общие условия поставки)) между ООО "БытХозТорг" и ООО "ОБИ Франчайзинговый Центр" было определено, что "в частности Поставщик предоставляет Покупателю тексты статей и/или рекламные тексты для любых средств массовой информации, используемые ОБИ или Покупателем в рамках своей рекламной кампании, как на русском, так и на английском языках". Также договором установлено, что Покупатель в целях привлечения внимания потребителей к товару Поставщика вправе проводить рекламные кампании любыми способами самостоятельно, тем самым оказывая Поставщику услуги по рекламе его товара, за что Поставщик обязуется выплачивать Покупателю рекламную премию от годового оборота. Данные услуги оказываются как самостоятельные и их оплата не уменьшает стоимости поставленных ранее товаров.
Доводы Инспекции о том, что маркетинговая премия не является услугой, ввиду того, что отдельные договора на оказание маркетинговых услуг не заключались, отклоняются, поскольку не соответствуют положениям Федерального закона от 13.03.2006 года "О рекламе". Согласно статье 2 названного закона Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Таким образом, условия рамочного договора поставки N 1214 от 21.08.2003 г. и Приложения N 1 к нему полностью соответствуют законодательству, налоговым органом не представлено доказательств, свидетельствующих о получении ООО "БытХозТорг" необоснованной налоговой выгоды.
Согласно письму Минфина России от 26.07.2007 года N 03-07-15/112, скидки и премии могут предоставляться в целях продвижения покупателем (например, розничной сетью) товаров продавца. То есть, покупатель за вознаграждение выполняет в интересах продавца конкретные действия, в результате которых привлекается внимание посетителей магазинов к товарам продавца. Это может быть размещение товаров на полках в оговоренных местах, выделение для них постоянных или дополнительных мест в магазине. Иногда между поставщиком и покупателем заключается отдельный договор на подобных действий, либо скидки (премии) предоставляются в рамках договора купли-продажи. Вне зависимости от документального оформления подобных действий покупателя для целей налогообложения должны рассматриваться как оказание услуг. Соответственно скидки, предоставленные по данному основанию, относятся к первой группе. Ко второй группе поощрений относятся скидки и премии, которые не связаны с возникновением у покупателей обязанности по оказанию услуг (выполнению работ, передаче имущественных прав). Например, скидки за выполнение оговоренного объема закупок, за своевременность оплаты. Минфин России в указанном письме относит к данной группе и поощрения за поставку во вновь открывшиеся магазины. Данные операции осуществляются в рамках деятельности покупателя товаров в области розничной торговли и не связаны с хозяйственными операциями поставщика товаров. Премии и скидки, которые для целей налогообложения квалифицируются как вознаграждение за оказанные покупателем услуги, могут предоставляться как маркетинговые, рекламные услуги и т.д. Стоимость оказанных услуг облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке на основании подпункта 1 пункта 1 ст. 146 НК РФ. При их реализации покупатель должен выставить продавцу соответствующий счет-фактуру.
Согласно п. 1, 2 ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном НК РФ, является счет-фактура. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных вышеуказанной статьей, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии сост. 166 НК РФ. Согласно пункту 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что выставление поставщиком счета-фактуры с выделенной суммой НДС по операции, не облагаемой этим налогом, не нарушают требования к порядку заполнения счета-фактуры, а также не может служить основанием для отказа налогоплательщику в праве на применение налогового вычета, поскольку им выполнены условия применения налоговых вычетов, установленные ст. 171 и 172 НК РФ, а также произведены реальные затраты по уплате начисленной поставщиком суммы НДС. В случае выставления поставщиком счета фактуры с суммой НДС, не облагаемой этим налогом, данная сумма подлежит уплате в бюджет (п.5 ст. 173 НК РФ. Таким образом, порядок начисления НДС по операциям, не облагаемым этим налогом, установлен НК РФ, следовательно, счета-фактуры соответствуют требованиям, установленным ст. 169 НК РФ.
Представленные Обществом первичные документы составлены с соблюдением установленных требований, подтверждают право общества на применение вычета по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что налогоплательщик, уплативший НДС лицу, предъявившему данный налог к оплате по операциям, не подлежащим налогообложению, не лишен права на предъявление уплаченной суммы налога к вычету, что также подтверждается сложившейся судебной практикой.
Инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве реальность хозяйственных операций не оспаривается. Доказательств неуплаты НДС в бюджет контрагентами ООО "БытХозТорг" Инспекцией не представлены, недоимка по НДС отсутствует. Кроме того, в отношении покупателя товаров (работ, услуг) налоговое законодательство не связывает право на налоговые вычеты по НДС с наличием или отсутствием у продавца, выставившего счета фактуры с выделением НДС, обязанности по уплате НДС с операций по реализации товаров (работ, услуг).
В данном случае судом первой инстанции установлено, что договоры поставки, приложения к ним и счета-фактуры покупателей ООО "БытХозТорг", являются надлежаще оформленными документами и подтверждают право Заявителя на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость. Все необходимые требования, содержащиеся в ст. 169, 171, 172 НК РФ ООО "БытХозТорг" были соблюдены, Общество предъявило к вычету налог на добавленную стоимость после фактического выполнения, принятия и оплаты услуг (маркетинговых и рекламных премий), у него имелись надлежащим образом оформленные счета-фактуры, следовательно, представленные Обществом документы подтверждают право на налоговый вычет.
Доводы Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве и управления ФНС России по г. Москве являются необоснованными и не могут служить основанием для отказа в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость по премиям, вознаграждениям, выплачиваемым покупателям, так как указанные премии и вознаграждения не уменьшают стоимость поставленного ранее товара, не являются по своей природе скидками, а подлежат оплате за конкретные услуги, предоставляемые покупателем поставщику, оговоренные сторонами в соответствующих договорах и приложениях, как справедливо, законно и обоснованно отметил Арбитражный суд г. Москвы, данные выплаты связаны с оказанием услуг, и на них распространяются требования п. 1 и п.2 ст. 162 НК РФ.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2013 по делу N А40-20386/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20386/2013
Истец: ООО "БытХозТорг"
Ответчик: ИФНС России N 1 по г. Москве