город Ростов-на-Дону |
|
13 ноября 2013 г. |
дело N А32-9695/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Собербаш": Новоставской Дарьи Игоревны по доверенности от 01.10.2013, паспорт; Сёминой Юлии Михайловны по доверенности от 07.03.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Собербаш"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2013 по делу N А32-9695/2013,
принятое в составе судьи Гладкова В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Собербаш"
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Собербаш" (далее - ООО "Собербаш", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.02.2013 N 1.13/94-3/1 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 380 000 руб.
Решением суда от 18.09.2013 постановление министерства признано незаконным в части назначения штрафа, превышающего 300 000 руб. В остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в осуществлении деятельности с нарушением условий лицензии на пользование недрами. Сумма штрафа снижена ввиду отсутствия отягчающих вину общества обстоятельств.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Собербаш" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 18.09.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что изменение уровня добычи полезного ископаемого согласовано с Департаментом строительства Краснодарского края. Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору не предусмотрено полномочие по согласованию и утверждению планов развития горных пород.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерством природных ресурсов Краснодарского края на основании распоряжения от 17.01.2013 N 1.13/94 проведена проверка деятельности ООО "Собербаш" на предмет соблюдения законодательства в области добычи полезных ископаемых при осуществлении деятельности.
В ходе проверки установлено, что обществом допущены нарушения условий лицензии на пользование недрами, а именно: не соблюдены условия в части увеличения объема добычи полезного ископаемого; на территории горного отвода имеются многочисленные разливы горюче-смазочных материалов, емкости из-под нефтепродуктов и металлолом размещены на открытом грунте; на территории горного отвода при отсутствии инженерно-геологического обоснования выбора площадок под размещение производственных объектов предприятия, проектных и правоустанавливающих документов возведено трехэтажное здание производственных, складских и вспомогательных помещений.
По результатам проверки, зафиксированным в акте от 06.02.2013 N 1.13/94-1, в отношении ООО "Собербаш" составлен протокол об административном правонарушении от 08.02.2013 N 1.13/94/3.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 19.02.2013 N 1.13/94-3/1, которым ООО "Собербаш" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 380 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Абзацами 3, 4 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Согласно статье 12 Закона N 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ и другие данные.
Пунктами 1 и 10 статьи 22 Закона N 2395-1 предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья, кроме того, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений п. 8 ч. 1 статьи 23 Закона о недрах к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся, в том числе, предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
В силу пункта 31 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 71, не допускается строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Пункт 50 Правил охраны недр предусматривает, что годовые планы горных работ, включая годовые планы развития горных работ и годовые программы работ, определяют направления развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горно-подготовительных или подготовительных работ, обработки (подготовки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами и проектной документацией, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предотвращению их вредного влияния на окружающую среду, здания и сооружения.
Составление годового плана по разработке общераспространенных полезных ископаемых по согласованию с органами Госгортехнадзора России может осуществляться в упрощенном порядке.
В случаях, когда проектной документацией предусматривается разработка месторождения полезных ископаемых на срок до трех лет, составления годового плана не требуется.
Исходя из содержания пункта 147 Правил охраны недр при пользовании недрами осуществляется систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий.
В силу пункта 157 Правил охраны недр лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации "О недрах", в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, непригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Как видно из материалов дела ООО "Собербаш" является пользователем лицензии N КРД 02469 ТР от 16.03.2005 на право пользование недрами с целевым назначением - разведка с одновременной добычей открытым способом валунно-песчано-гравийных отложений Садового месторождения, расположенного в Белореченском районе Краснодарского края, в 1,5 км северо-западнее от п. Садовый.
Подпунктом 2 пункта 4.1 статьи 4 приложения N 1 к названной лицензии предусмотрена обязанность владельца лицензии по рациональному использованию запасов полезного ископаемого путем соблюдения требований технических проектов и технической документации.
В пп. 1 п. 3. ст. 3 приложения N 1 к лицензии увеличение объемов добычи возможно согласно планам развития горных пород, утвержденных в установленном порядке.
Годовым планом развития горных пород на 2012 год по Садовому месторождению установлена годовая проектная производительность карьера - 200 тыс. куб. м. Дополнением к годовому плану развития горных работ на 2012 год по Садовому месторождению от 23.08.2012 N 205 подтверждена годовая проектная производительность карьера, равная 200 тыс. куб. м.
Согласно представленных обществом статистических отчетов по формам 2-ЛС, 5-ГР, 70-ТП, 71-ТП и актов контрольных маркшейдерских замеров объемов добычи и потерь полезного ископаемого за 2012 год годовой объем добычи полезного ископаемого составил 395,2 тыс. куб. м (т. 1 л.д. 159) при годовой проектной производительности карьера 200 тыс. куб. м. (т. 1 л.д. 142).
Дополнительным соглашением к лицензии N КРД 02469 ТР, заключенным обществом "Собербаш" с Департаментом строительства Краснодарского края, предусмотрено, что годовой уровень добычи полезного ископаемого установлен на основании заявки владельца лицензии - 150 тыс. куб. м.; значительное (_ 20%) изменение уровней добычи должно быть согласовано с органами, предоставившими право пользование недрами (т. 1 л.д. 111-112).
Указанное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении обществом требований технических проектов и технической документации по разработке месторождения. При этом план развития горных работ, предусматривающий увеличение объемов добычи, и утвержденный в установленном порядке заявителем не представлен.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то обстоятельство, что изменение уровня добычи полезного ископаемого согласовано с Департаментом строительства Краснодарского края.
В соответствии с пунктами 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 (далее - Положения от 17.06.2004 N 293), Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
В силу пунктов 5.3.6, 5.3.8 и 5.3.9 Положения от 17.06.2004 N 293 Федеральное агентство по недропользованию осуществляет принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством Российской Федерации порядке, выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года N 171 "Вопросы Федерального агентства по недропользованию" предусмотрено, что основной функцией Федерального агентства по недропользованию являются, в том числе, предоставление в установленном порядке права пользования недрами (пп. "ж" п. 4 Постановления).
Территориальным органом Федерального агентства по недропользованию на территории Краснодарского края является Управление по недропользованию по Краснодарскому краю (Схема размещения территориальных органов Федерального агентства по недропользованию, утвержденная Приказом Министерства природных ресурсов России от 8 ноября 2005 г. N 301).
Следовательно, увеличение объема добычи полезных ископаемых подлежит согласованию с указанным органом.
Подпунктом 8 пункта 4.1 статьи 4 приложения к лицензии установлена обязанность владельца лицензии по предотвращению загрязнения недр при проведении всех видов работ.
Требование о соблюдении законодательства по охране окружающей среды при добычи полезных ископаемых установлен для владельца лицензии подпунктом 1 пункта 4.3 статьи 4 приложения N 1 к лицензии.
Административным органом в ходе проверки установлено, что на территории горного отвода имеются многочисленные разливы горюче-смазочных материалов, металлические емкости из-под нефтепродуктов, металлолом, части отработанных автомобильных покрышек, промасленные деревянные брусья размещены на открытом грунте; места для сбора твердых бытовых отходов отсутствуют.
Согласно подпунктам 9, 10 пункта 4.1 статьи 4 приложения N 1 к лицензии владелец лицензии обязуется обеспечить: предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка пользования этих площадей в иных целях; инженерно-геологическое обоснование выбора площадок под размещение производственных объектов предприятия, обеспечивающие сохранность зданий, сооружение и природных объектов от вредного влияния горных разработок.
Из акта проверки от 06.02.2013 N 1.13/94-1 следует, что на территории горного отвода Садового месторождения при отсутствии инженерно-геологического обоснования выбора площадок под размещение производственных объектов предприятия, проектных и правоустанавливающих документов возведено трехэтажное здание производственных, складских и вспомогательных помещений. С тыльной стороны указанного здания к нему вплотную прилегает добытое полезное ископаемое, оказывая давление на здание.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства о недрах в материалы дела не представлено.
В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение условий лицензии N КРД 02469 ТР от 16.03.2005 вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Поскольку доказательств принятия заявителем необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований в материалы дела представлено не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу министерством природных ресурсов Краснодарского края не допущено. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя ООО "Собербаш" Козырева А.А. В протоколе об административном правонарушении от 08.02.2013, полученном директором общества, указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 19.02.2013 в 10 часов (т. 1 л.д. 12-15).
С учетом отсутствия отягчающих обстоятельств совершенного заявителем правонарушения суд первой инстанции обоснованно применив положения ст. 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно изменил оспариваемое постановление в части снижения размера штрафа до минимального, что составило 300 000 руб. и отказал в удовлетворении требований общества в остальной части.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2013 по делу N А32-9695/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9695/2013
Истец: ООО "Собербаш"
Ответчик: министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля КК