г. Владивосток |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А24-4093/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-11242/2013
на определение от 21.08.2013
судьи А.Н.Венина
по делу N А24-4093/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Федеральной налоговой службы России
о признании Муниципального унитарного предприятия "Нагорное" (ОГРН 1074141001637, ИНН 4105032600) несостоятельным (банкротом),
при участии:
от участников в деле о банкротстве представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муниципального унитарного предприятия "Нагорное" (далее - МУП "Нагорное", предприятие) конкурсный управляющий Веселков Вадим Васильевич обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края (далее - Администрация) о признании недействительной сделкой прекращение права хозяйственного ведения предприятия на движимое имущество, оформленное постановлением главы Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края от 30.04.2012 N 24 "О передаче имущества МУП "Нагорное" и о включении его в состав муниципальной казны Новоавачинского сельского поселения", о применении последствий недействительности сделки - передаче движимого имущества Администрацией предприятию.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 21.08.2013 заявленные конкурсным управляющим исковые требования удовлетворены, а также с Администрации в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 8000 рублей.
Не согласившись с вынесенным определением, Администрация обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на приобретение предприятием спорного движимого имущества без согласия учредителя предприятия, а также указывает, что спорные транспортные средства за предприятием распорядительным актом собственника имущества на праве хозяйственного ведения не закреплялись, по акту приема-передачи предприятию не передавались. По мнению ответчика, паспорта транспортных средств не подтверждают право должника на спорное имущество. Данные обстоятельства, как полагает Администрация, свидетельствуют о том, что право хозяйственного ведения должника на спорное движимое имущество не возникло.
В канцелярию суда поступил письменный отзыв Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции ФНС N 3 по
Заявитель, должник, иные участники в деле о банкротстве, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей указанных лиц.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, проверив в порядке статей 266-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению только в части взыскания государственной пошлины с Администрации в доход федерального бюджета.
Из материалов дела судом установлено, что МУП "Нагорное" создано на основании решения Собрания депутатов Новоавачинского сельского поселения от 15.08.2007 N 153 и зарегистрировано постановлением главы Новоавачинского сельского поселения от 15.08.2007 N 28.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 20.07.2012 МУП "Нагорное" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на четыре месяца. Определением суда от 17.08.2012 конкурсным управляющим должника утвержден Веселков Вадим Васильевич.
На основании постановления главы Новоавачинского сельского поселения от 30.04.2010 N 24 "О передаче имущества МУП "Нагорное" и о включении его в состав муниципальной казны Новоавачинского сельского поселения" принято в муниципальную собственность Новоавачинского сельского поселения от МУП "Нагорное" принято движимое имущество согласно приложению N1 к постановлению (перечень имущества) и включено в состав муниципальной казны.
По акту приема-передачи движимого имущества от 30.04.2010 в муниципальную собственность Новоавачинского сельского поселения истцом передано три грузовых автомобиля марки ГАЗ, 1994 года выпуска, с документами, в исправном техническом состоянии с возможностью дальнейшего использования по назначению.
Во исполнение распоряжения главы Новоавачинского сельского поселения от 10.08.2010 N 73 транспортные средства ГАЗ-САЗ-3507-01 номер двигателя 51140921, ГАЗ-3307 номер двигателя 51141754, ГАЗ 35-07-01 номер двигателя 51143350 (далее - спорное имущество, транспортные средства) поставлены на регистрационный учет в МРЭО ГИБДД г. Елизово, что подтверждается копиями паспортов транспортных средств. Как следует из паспортов транспортных средств, до регистрации за должником транспортные средства числились за УМП "Горжилуправление".
03.12.2010 Администрацией и ООО "Жилищно-коммунальный сервис" заключен договор аренды движимого имущества N 03/10 ИМ, на основании которого спорное имущество передано обществу в аренду с целью предоставления жилищно-коммунальных услуг населению на срок 5 лет.
Двухсторонним соглашением от 16.08.2013 договор аренды движимого имущества от 03.12.2010 N 03/10 ИМ досрочно расторгнут с 16.08.2013. Из акта приема-передачи транспортных средств от 16.08.2013 следует, что спорные грузовые автомобили марки ГАЗ возвращены Администрации.
Ссылаясь на нарушение при издании главой Новоавачинского сельского поселения постановления от 30.04.2010 N 24 положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", конкурсный управляющий МУП "Нагорное" обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в Законе о банкротстве.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в применяемой редакции сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Пунктами 1, 3 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях) установлено, что государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
В соответствии с пунктом 4.2 устава МУП "Нагорное", утвержденного главой Новоавачинского сельского поселения 27.08.2007, право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами и правовыми актами, а также в случае правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
При этом ни ГК РФ, ни Закон о предприятиях не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество.
С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ, пункта 2 статьи 20 Закона о предприятиях изъятие неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием, которым должник не является.
Возражая по иску, Администрация ссылается на то, что спорные транспортные средства приобретены должником без согласия Администрации, каким-либо распорядительным актов за должником на праве хозяйственного ведения не закреплялись.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункту 4.1 устава МУП "Нагорное", утвержденного главой Новоавачинского сельского поселения 27.08.2007, имущество предприятия является муниципальной собственностью и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом в пределах, определяемых действующим законодательством.
Разъясняя порядок применения пункта 1 статьи 299 ГК РФ, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указали, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о предприятиях, пунктом 4.3 устава МУП "Нагорное" имущество предприятия формируется, в том числе, за счет иных источников, не противоречащих законодательству.
Как следует из заявления и не оспаривается сторонами, спорные транспортные средства были приобретены должником самостоятельно за счет собственных средств по договорам купли-продажи, что также подтверждается отметками МРЭО ГИБДД УВД по Камчатскому краю в паспортах транспортных средств. Таким образом, спорное имущество поступило в хозяйственное ведение предприятия на основании гражданско-правовой сделки, не противоречащей закону, и право хозяйственного ведения возникло у должника с момента приобретения спорного имущества. В этой связи то обстоятельство, что транспортные средства были приобретены без согласия собственника имущества должника, не имеет правового значения, поскольку необходимость получения согласия собственника в данном случае законом не установлена.
Довод апелляционной жалобы Администрации о том, что отметки в паспортах транспортных средств не являются надлежащим доказательством принадлежности спорного имущества предприятию, судом не принимается, поскольку противоречит доводам Администрации о приобретении спорных транспортных средств предприятием самостоятельно, в отсутствие согласия Администрации. Каких-либо надлежащих доказательств приобретения спорного имущества за счет казны Новоавачинского сельского поселения в муниципальную собственность не имеется.
Как следует из постановления главы Новоавачинского сельского поселения от 30.04.2010 N 24 "О передаче имущества МУП "Нагорное" и о включении его в состав муниципальной казны Новоавачинского сельского поселения" спорные транспортные средства приняты в муниципальную собственность Новоавачинского сельского поселения от МУП "Нагорное" и включены в состав муниципальной казны. По акту приема-передачи движимого имущества от 30.04.2010 спорное имущество передано должником в муниципальную собственность Новоавачинского сельского поселения с возможностью дальнейшего использования по назначению. Фактическое изъятие спорных транспортных средств из хозяйственного ведения должника также подтверждается представленным в материалы дела договором аренды движимого имущества от 03.12.2010 N03/10ИМ, заключенного Администрацией (арендодатель) и ООО "Жилищно-коммунальный сервис" (арендатор) в отношении спорных транспортных средств на срок 5 лет.
Как следует из вышеуказанного договора аренды, спорное имущество передано в пользование ООО "Жилищно-коммунальный сервис" с целью предоставления жилищно-коммунальных услуг населению на территории Новоавачинского сельского поселения. Между тем, согласно пункту 3.2 устава МУП "Нагорное" предметом деятельности предприятия является, в том числе, также оказание жилищно-коммунальных услуг населению.
С учетом изложенного суд приходит к тому, что спорная сделка по распоряжению спорными транспортными средствами, направленная на прекращение права хозяйственного ведения должника на спорное имущество, совершена с нарушением положений пункта 3 статьи 18 Закона о предприятиях, поскольку повлекла лишение должника возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. В этой связи спорная сделка по прекращению права хозяйственного ведения предприятия на спорное имущество, оформленная постановлением главы Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края от 30.04.2012 N 24, является ничтожной в силу статьи 168 ГК РФ в применяемой редакции и прямого указания пункта 3 статьи 18 Закона о предприятиях.
В соответствии с пунктом 6 статьи 61.8 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения заявления об оспаривании сделки должника суд выносит определение о признании сделки должника недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки. В соответствии с пунктом 1 статьи 61.6 Закона о банкротстве все, что было передано должником или иным лицом за счет должника или в счет исполнения обязательств перед должником, а также изъято у должника по сделке, признанной недействительной в соответствии с главой III.1 Закона о банкротстве, подлежит возврату в конкурсную массу.
Таким образом, в качестве последствий недействительности спорной сделки на Администрацию подлежит возложению обязанность возвратить спорное имущество - три грузовых автомобиля марки ГАЗ, 1994 года выпуска, должнику - МУП "Нагорное".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор по существу, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
При вынесении обжалуемого определения суд первой инстанции с учетом того, что истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, взыскал с Администрации в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8000 рублей из расчета 4000 рублей за каждое требование в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются, в том числе, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Согласно пункту 1 статьи 26 Устава Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края Администрация входит в структуру органов местного самоуправления Новоавачинского сельского поселения.
Поскольку при подаче иска предприятие государственную пошлину в бюджет не уплатило в связи с предоставленной отсрочкой уплаты государственной пошлины, то есть фактически не понесло затраты на уплату государственной пошлины, а Администрация в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по заявлению взысканию с Администрации не подлежит.
С учетом изложенного обжалуемое определение Арбитражного суда Камчатского края подлежит изменению в части взыскания государственной пошлина с Администрации в доход федерального бюджета, государственная пошлина в данном случае взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Камчатского края от 21.08.2013 по делу N А24-4093/2011 изменить.
Признать недействительной сделкой прекращение права хозяйственного ведения Муниципального унитарного предприятия "Нагорное", оформленное постановлением главы Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края от 30.04.2010 N 24 "О передаче имущества Муниципального унитарного предприятия "Нагорное" и о включении его в состав муниципальной казны Новоавачинского сельского поселения".
Обязать Администрацию Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края возвратить Муниципальному унитарному предприятию "Нагорное" следующее имущество: автомобиль марки ГАЗ-3507-01, грузовой самосвал, 1994 года выпуска, номер двигателя 511 43350, (шасси) рама N 1496507, цвет кузова серый, рабочий объем двигателя 4250 куб.см, балансовой стоимостью 75000 рублей; автомобиль марки ГАЗ-САЗ-3507-01, грузовой самосвал, идентификационный номер - 1534894, 1994 года выпуска, номер двигателя - 511 40921, (шасси) рама N ХТН330720R1534894, кузов 087512, цвет кузова серый, рабочий объем двигателя 4250 куб.см, тип двигателя - бензиновый, балансовой стоимостью 125000 рублей; автомобиль марки ГАЗ-3307, грузовой бортовой, 1994 года выпуска, идентификационный номер ХТН330700R1598813, номер двигателя 511 41754, (шасси) рама N 1598813, цвет кузова зелено-синий, рабочий объем двигателя 4250 куб.см, балансовой стоимостью 75000 рублей.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4093/2011
Должник: Веселков Вадим Васильевич, МУП "Нагорное"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации N3 по Камчатскому краю, Федеральная Налоговая служба (ФНС России), Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: Администрация Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае, Администрация Новоавачинского скльского поселения Елизовского муниципального района, ГУП "Камчатсккоммунэнерго", ГУП "Камчатсккоммунэнергосбыт", конкурнсый управляющий муниципального унитарного предприятия "Нагорное" Веселков Вадим Васильевич, МУП "Нагорное", Некоммерческое партнерство Арбтражных управляющих "Регион", НП "Ассоциация МСРО АУ", ОАО "Камчатскэнерго", ООО "Жилищно-коммунальный сервис", Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, Главный судебный пристав, Елизовский городской отдел службы судебных приставов, Камчатский филиал "Азиатско-Тихоокеанский банк" (ОАО), Петропавловск-Камчатский городской суд
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2016 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-4093/11
14.04.2016 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-4093/11
12.11.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11242/13
20.07.2012 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-4093/11