г. Киров |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А29-6727/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Ольковой Т.М., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми:
представителя заявителя - Рагозина В.Н., действующего на основании доверенности от 02.09.2013,
представителя ответчика - Голубых А.Н., действующей на основании доверенности от 26.08.2013,
представителя третьего лица - Петковой Э.А., действующей на основании доверенности от 01.08.2013 N 26,
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис"
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 10.09.2013 об отказе в принятии обеспечительных мер по делу N А29-6727/2013, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" (ИНН: 3906247891, ОГРН: 1113926035794)
к государственному автономному учреждению Республики Коми "Центр информационных технологий" (ИНН: 1101460616, ОГРН: 1031100402332)
о признании незаконными действий по проведению процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" (далее - заявитель, ООО "Гарант-Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий государственного автономного учреждения Республики Коми "Центр информационных технологий" (далее - ответчик, ГАУ РК "ЦИТ", Учреждение) по проведению 29.08.2013 процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений на оказание услуг по сопровождению экземпляров справочно-правовых систем, установленных в государственных органах Республики Коми, органах государственной власти Республики Коми, государственных учреждениях и иных организациях (520 организаций).
Вместе с подачей указанного заявления Обществом в суд было представлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления выполнения Учреждением протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений от 02.09.2013 N 40 путем осуществления действий по заключению договора.
Определением суда от 10.09.2013 в принятии обеспечительных мер было отказано.
Принимая данное определение, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае признание запроса предложений недействительным не являлось предметом заявленных требований, а признание незаконными оспариваемых Обществом действий ответчика, произведенных в ходе спорного запроса предложений, не будет означать недействительность результатов запроса предложений.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая, что судом были нарушены нормы процессуального права и сделаны выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам, ООО "Гарант-Сервис" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить и принять соответствующие обеспечительные меры.
В обоснование своих требований заявитель отмечает, что ГАУ РК "ЦИТ" не имело права проводить 29.08.2013 процедуру рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, поскольку в указанный день срок подачи заявок и документов для участия в указанной закупке не истек. Общество обращает внимание на то, что предполагало свое участие в указанной закупке и могло являться победителем; при осуществлении оспариваемых действий, которые заявитель просил приостановить, Учреждение должно было заключить соответствующий договор с победителем закупки, в связи с чем обеспечительные меры должны были способствовать сохранению существующего между сторонами состояния. Также указывает на то, что на момент подачи ходатайства о принятии обеспечительных мер соответствующий контракт заключен не был.
Предметом иска являлась законность существования протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений от 02.09.2013, а предметом заявленных обеспечительных мер - приостановление исполнения данного протокола. В этой связи, по мнению Общества, заявленная обеспечительная мера была связана с предметом спора, соразмерна ему, разумна и обоснована, заявлена в целях обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон. При этом суд, отказывая в удовлетворении заявления, не учел, что непринятие обеспечительных мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта по делу.
ГАУ РК "ЦИТ" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы заявителя, считает обжалуемое определение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен также третьим лицом, привлеченным к участию в деле судом первой инстанции, обществом с ограниченной ответственностью "КонсультантПлюсКоми". В отзыве третье лицо возражает против удовлетворения требований жалобы.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми.
В судебном заседании представитель Общества настаивал на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, просил обжалуемый судебный акт отменить. Представители Учреждения и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В силу части 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Статьей 91 АПК РФ установлен перечень обеспечительных мер.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 55 от 12.10.2006 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно абзацу 2 пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" доказывание наличия обстоятельств указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснено, что арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8 АПК РФ, для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованными, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
По смыслу приведенных норм обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям по делу, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными таким требованиям, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. При разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд должен исходить из предмета заявленного иска и возможного судебного решения по иску, он должен удостовериться в том, что в случае удовлетворения исковых требований непринятие именно этой меры затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта.
При этом арбитражным судам следует иметь в виду обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
О затруднении исполнения судебного акта может свидетельствовать то, что для осуществления своих прав, признанных или подтвержденных решением суда, истцу придется обратиться в суд с новым иском.
Таким образом, исходя из анализа вышеназванных норм можно также сделать вывод о том, что основной целью принятия обеспечительных мер является укрепление гарантий реального исполнения решения. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о принятии обеспечительных мер, суд должен исходить из того, что защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и интересов другой стороны, а также третьих лиц.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 названного Постановления от 12.10.2006 N 55, арбитражным судам следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
Пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
Оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств дела.
Апелляционный суд, исследовав и оценив указанные в заявлении и апелляционной жалобе обстоятельства, полагает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер, пришел к правильному выводу об отсутствии достаточных оснований для их принятия.
Вывод суда о том, что признание действий ГАУ РК "ЦИТ" по проведению процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в запрос предложений незаконными, заявленное в иске, не будет означать признание результатов закупки или договора, заключенного с победителем, недействительными, является обоснованным.
Участие ООО "Гарант-Сервис" в закупке и возможность стать победителем носят предположительный характер, фактически заявка на участие в запросе предложений Обществом не направлялась, что подтверждается протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, вследствие чего запрет ответчику осуществлять действия по заключению договора с победителем закупки не может быть отнесен к предмету спора и не может быть направлен на обеспечение заявленных требований или имущественных интересов заявителя.
Кроме того, Учреждением была представлена копия договора об оказании информационных услуг с использованием экземпляров справочно-правовых систем КонсультантПлюс, который был заключен с победителем закупки 05.09.2013, то есть до обращения Общества в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер. Согласно письменным пояснениям ответчика услуги в рамках данного договора в настоящий момент оказываются. В этой связи требования о запрете Учреждению осуществлять действия по заключению договора с победителем закупки являются неисполнимыми.
Вопреки утверждениям заявителя испрашиваемые обеспечительные меры применительно к предмету иска не могли способствовать исполнению решения суда по данному спору, поскольку признание действий ГАУ РК "ЦИТ" по проведению процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений незаконными само по себе не решит вопроса о восстановлении нарушенного права Общества (при его наличии) и не повлечет безусловного заключения договора на предмет проведенной закупки с заявителем. Доказательств, свидетельствующих о реальной возможности причинения ООО "Гарант-Сервис" значительного материального ущерба, представлено не было.
Также следует отметить, что удовлетворение ходатайства заявителя могло затронуть интересы иных лиц - 520 организаций Республики Коми (органов государственной власти Республики Коми и подведомственных им учреждений), для удовлетворения потребностей которых был заключен договор на оказание услуг, а также интересы победителя закупки.
Апелляционный суд отмечает, что обеспечительные меры принимаются с учетом конкретных обстоятельств дела и только тогда, когда в этом действительно есть необходимость. В силу изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления о принятии испрашиваемых обеспечительных мер. Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе доводам не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, так как в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение суда об отказе в обеспечении иска государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 10.09.2013 по делу N А29-6727/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Т.М. Олькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6727/2013
Истец: ООО "Гарант-Сервис"
Ответчик: Государственное автономное учреждение Республики Коми Центр информационных технологий
Третье лицо: ООО "КонсультантПлюсКоми", ВААС, Консультант плюс Коми