г. Пермь |
|
21 мая 2010 г. |
Дело N А71-20348/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г., судей Лихачевой А. Н., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой О.В.,
при участии:
от ответчика, Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", Налимова Е.Е., доверенность N 430 от 08.02.2010 г., паспорт;
от истца, Общества с ограниченной ответственностью "ЖРП Райжилуправление" - не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Общества с ограниченной ответственностью "ЖРП Райжилуправление" г. Ижевск
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 февраля 2010 года
по делу N А71-20348/2009,
принятое судьей Желновой Е.В.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "ЖРП Райжилуправление"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
о признании недействительным акта о забраковании узла учета тепловой энергии,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖРП Райжилуправление" (далее - ООО "ЖРП Райжилуправление", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "Удмуртские коммунальные системы", ответчик) о признании недействительным акта о забраковании узла учета тепловой энергии у потребителя (в домах N N 39, 41 по ул. Молодежная) от 27.08.2009 г. на основании пунктов 7.1, 7.2, 9.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936, о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (л.д.4-6).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.02.2010 г. (резолютивная часть от 25.02.2010 г., судья Е. В. Желнова) в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.78-82).
Истец, ООО "ЖРП Райжилуправление", с решением суда первой инстанции не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Вывод суда о том, что установление обратного клапана на циркуляционном трубопроводе является обязательным в соответствии с положениями СНиП 2.04.01-85, заявитель находит необоснованным. Указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Строительные нормы и правила СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 4 октября 1985 г. N 189 являются актом рекомендательного характера, изданным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, положение пункта 11.1. СНиП 2.04.01-85 об установке обратного клапана на циркуляционном трубопроводе носит рекомендательный характер и не подлежит обязательному исполнению при монтаже узла учета тепловой энергии. Кроме этого суд первой инстанции не принял во внимание пояснения ответчика о том, что отсутствие обратного клапана на показания приборов учета тепловой энергии повлиять не может. В настоящее время утверждение ответчика подтверждено ответом завода-изготовителя ЗАО "Взлет", в котором указано, что наличие или отсутствие обратного клапана на циркуляционном трубопроводе ГВС не влияет на показания теплосчетчиков, установленных на данном узле учета тепловой энергии. Кроме этого, по мнению заявителя, представитель ответчика в акте ошибочно указал на то, что обратный клапан отсутствует. Изначально при монтаже обратный клапан был установлен на циркуляционном трубопроводе и в момент составления акта забракования узла учета находился под изоляцией вместе с водопроводной трубой. Фотоматериалы, представленные ответчиком, не могли быть признаны достаточными и достоверными доказательствами, позволяющими сделать вывод об отсутствии обратного клапана на узле учета, поскольку на фотографиях нет привязки к месту, где произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии. Показания приборов учета необоснованно признанных энергоснабжающей организацией вышедшими из строя, нарушают права и законные интересы управляющей организации, а также жителей многоквартирных домов N 39 и 41 по ул. Молодежная в части неправомерного завышения оплаты за коммунальные услуги, поскольку при отсутствии приборов учета, к оплате предъявляется стоимость, рассчитанная исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В обоснование изложенных доводов истец к апелляционной жалобе приложил копию письма ЗАО "Взлет" от 09.03.2010 г. за N Д-01.0393 о том, что наличие или отсутствие обратного клапана на циркуляционном трубопроводе ГВС не влияет на показания теплосчетчика ТСР-034.
Представитель истца в заседание суда апелляционной инстанции 18.05.2010 г. не явился.
Ответчик, ООО "Удмуртские коммунальные системы", представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что поскольку требования СНиП 2.04.01-85 отвечают целям обеспечения энергетической эффективности, они подлежат обязательному исполнению в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании". Обратный клапан, действительно, на работоспособность приборов учета не влияет. Между тем, для обеспечения достоверного измерения прямого и обратного потоков теплоносителя устанавливать обратный клапан необходимо. При отсутствии обратного клапана истцу достаточно закрыть задвижку на подающем трубопроводе ГВС, чтобы безучетно потреблять ГВС по циркуляционному трубопроводу, рассчитываясь при этом по приборам. Отсутствие обратного клапана, предусмотренного проектом узла учета, есть нарушение пункта 9.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936.
В обоснование доводов, изложенных в отзыве, ответчик представил копии следующих документов: "Общие данные. Продолжение. Т-77/07-ТС-02", "Фрагмент плана подвала жилого дома на отм.-2,000. Разрезы, Т-77/07-ТС-06", "Спецификация тепломеханической части проекта. Т-77/07-АТС-03", "Схема электрических соединений и подключений. Т-77/07-АТС-03", "Руководство по эксплуатации. Часть 1. В84.00.-00.00-23 РЭ", "Руководство по эксплуатации. В41.30.-00.00РЭ", "Инструкции по монтажу. В41.30.-00.00 ИМ".
В судебном заседании представитель ответчика доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.08.2009 г. представителем ООО "Удмуртские коммунальные системы" с участием представителя истца произведен технический осмотр приборов узлов учета тепловой энергии потребителя ООО "ЖРП Райжилуправление", расположенных в жилых домах по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная 39, 41, в результате которого выявлено отсутствие обратного клапана на ГВС на циркуляционном трубопроводе Т4, что является нарушением пункта 11.1 СНиП 2.04.01-85, положений рабочего проекта узла коммерческого учета расхода тепловой энергии и теплоносителя (л.д. 13-18), о чем составлен акт забракования узла учета тепловой энергии у потребителя от 27.08.2009 г. (л.д.109).
Узел учета не допущен к дальнейшей эксплуатации с 15 час. 00 мин. 27.08.2009 г. до устранения причины забракования и повторного допуска.
Полагая, что данный акт составлен в нарушение требований Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из нарушения истцом требований эксплуатации прибора учета, изложенных в технической документации, что приравнивается к выходу из строя узла учете тепловой энергии на основании пункта 9.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителя ответчика в судебном заседании, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
Статей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 3 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Пунктом 5.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936, установлено, что узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчикам приборами, регистрирующими параметры теплоносителя и др.).
Каждый прибор учета, согласно пункту 5.1.2 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936, должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются.
Допуск в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя регламентирован разделом 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936.
В соответствии с пунктом 7.7 указанных Правил перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Пунктом 7.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936 предусмотрено, что допуск узла учета осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт в двух экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
- принципиальную схему теплового пункта;
- проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
- документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
Согласно пункту 7.2 этих же Правил при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:
- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;
- соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;
- качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;
- наличие пломб.
Нарушение требований эксплуатации, изложенных в технической документации, перечисленной в пункте 7.1 настоящих Правил, приравнивается к выходу из строя узла учета тепловой энергии потребителя. Время выхода из строя узла учета фиксируется соответствующей записью в журнале с немедленным (не более чем в течение суток) уведомлением об этом энергоснабжающей организации и оформляется Протоколом (пункт 9.7. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936).
В случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены (пункт 7.3).
Из представленной в материалы дела спецификации (Т-77/07-ТС.С) тепломеханической части Рабочего проекта узла коммерческого учета расхода тепловой энергии и теплоносителя на объекте: Жилые дома N N 39, 41 по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, рег. N Т-77/07 от 24.07.2007 г. (л.д.13-19) видно, что капан обратный Ду 32 мм, 16 кч11р является составной частью узла учета тепловой энергии и теплоносителя.
Наличие обратного клапана предусмотрено также пунктом 11.1 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", согласно которому на ответвлениях к отдельным помещениям общественных и производственных зданий, а также на подводках к отдельным санитарно-техническим приборам и к технологическому оборудованию счетчики воды устанавливаются по требованию заказчика. Счетчики горячей воды (на температуру воды до 90 град. С) следует устанавливать на подающем и циркуляционном трубопроводах горячего водоснабжения (при двухтрубных сетях) с установкой обратного клапана на циркуляционном трубопроводе.
Оспаривая решение суда первой инстанции, ответчик ссылается на отсутствие обязательности установки обратного клапана, выполнения требований СНиП 2.04.01-85.
Указанный довод жалобы является необоснованным, поскольку необходимость исполнения требований Рабочего проекта узла коммерческого учета расхода тепловой энергии и теплоносителя, указаний по монтажу узла учета определяет проектировщик узла учета.
В соответствии с Указаниями по монтажу, содержащимися в Рабочем проекте узла коммерческого учета расхода тепловой энергии и теплоносителя на объекте: Жилые дома N N 39, 41 по адресу: г. Ижевск, ул. Молодежная, рег. N Т-77/07 от 24.07.2007 г. монтаж, испытания и приемка в эксплуатацию должны вестись в соответствии с требованиями СНиП 3.05.01-85г., 3.05.03-85г., 3.05.07-85г., Правил устройства электроустановок, Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды и инструкциями фирм производителей примененного оборудования (л.д.14).
То обстоятельство, что капан обратный является составной частью узла учета тепловой энергии и теплоносителя, его установка предусмотрена проектной документацией, истцом не оспаривается. ООО "ЖРП Райжилуправление" признает, что изначально при монтаже узла учета тепловой энергии по согласованному проекту обратный клапан был установлен на циркуляционном трубопроводе и в момент составления акта забракования узла учета находился под изоляцией вместе с водопроводной трубой.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности.
В связи с тем, что требования СНиП 2.04.01-85 отвечают целям обеспечения энергетической эффективности, суд первой инстанции обоснованно признал их подлежащими обязательному исполнению.
Обязательность установки обратного клапана обусловлена также необходимостью исполнения требований пункта 3.1.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936 о том, что на узле учета по вводу ГВС должны определяться, в том числе, и полученная тепловая энергия и масса (объем) теплоносителя как раздельно по трубопроводам, так и израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что неисполнение указаний проектировщика об установке обратного клапана на циркуляционном трубопроводе, соответствующих положениям СНиП 2.04.01-85, является нарушением пункта 9.7. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936, что приравнивается к выходу из строя узла учета тепловой энергии, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Изложенный в жалобе довод об ошибочном указании в акте на отсутствие обратного клапана, утверждение истца о том, что в момент составления акта забракования узла учета находился под изоляцией вместе с водопроводной трубой, судом первой инстанции был тщательно исследован и обоснованно отклонен как противоречащий материалам дела. Акт забракования узла учета тепловой энергии у потребителя от 27.08.2009 г. с указанием на отсутствие обратного клапана на ГВС подписан представителем истца без возражений. Справка о стоимости выполненных работ и затрат от 25.09.2007 г., акт N 997 сдачи-приемки выполненной работы по договору подряда N 141 от 18.05.2007 г., акт о приемке выполненных работ от 25.09.2007 г. (л.д. 45-55) с учетом времени их составления не могут свидетельствовать о наличии обратного клапана при проверке 27.08.2009 г.
Довод жалобы о том, что отсутствие обратного клапана не влияет на показания приборов учета тепловой энергии, в связи с чем не имелось оснований полагать, что узел учета вышел из строя, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку при отсутствии обратного клапана у истца имеется техническая возможность безучетно потреблять ГВС по циркуляционному трубопроводу Т4, закрыв задвижку на подающем трубопроводе, рассчитываясь при этом по прибору учета.
Таким образом, хотя само по себе наличие или отсутствие обратного клапана на циркуляционном трубопроводе ГВС не влияет на показания теплосчетчика ТСР-034, вместе с тем, для обеспечения достоверного измерения прямого и обратного потоков теплоносителя (горячей воды), исключения возможности безучетного потребления ГВС, установка обратного клапана является необходимой.
Ссылка заявителя жалобы на нарушение прав и законных интересов управляющей организации (ООО "ЖРП Райжилуправление"), а также жителей домов N 39, 41 по ул. Молодежная действиями ответчика в части завышения оплаты за коммунальные услуги является необоснованной.
Подпунктом "г" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 установлена обязанность исполнителя коммунальных услуг самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ N 491 от 13.08.206г. в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, обязанность по эксплуатации прибора учета в соответствии с требованиями технической документации, лежит на исполнителе коммунальных услуг - ООО "ЖРП Райжилуправление".
В соответствии с пунктом 9.12 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 г. N Вк-4936 после восстановления работоспособности узла учета теплой энергии и теплоносителя потребителя допуск его в эксплуатацию осуществляется в соответствии с положением раздела 7 настоящих Правил, о чем составляется Акт по Приложению 5.
Материалами дела подтверждается, что узел учета тепловой энергии с 14.12.2009 г. по 15.09.2010 г. допущен ООО "Удмуртские коммунальные системы" в эксплуатацию в качестве коммерческого на отопительный сезон 2009-2010 г., о чем составлен акт от повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (л.д.68).
С учетом изложенного, решение суда от 26.02.2010 г. является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 февраля 2010 года по делу N А71-20348/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Масальская |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-20348/2009
Истец: ООО " ЖРП Райжилуправление", ООО "ЖРП Райжилуправление" г. Ижевск
Ответчик: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3910/10