г. Хабаровск |
|
14 ноября 2013 г. |
Дело N А16-472/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Биробиджанское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие": Стебловской Е.В., представителя по доверенности от 06.11.2013; Поповой Т.В., директора, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Биробиджанское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие" на решение от 10 сентября 2013 года по делу N А16-472/2013 Арбитражного суда Еврейской автономной области принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Биробиджанское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие"
к Комитету тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Биробиджанское землеустроительное проектно-изыскательное предприятие" (далее - общество, ОАО "Бирземпроект") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета тарифов и цен правительства Еврейской автономной области (далее -комитет, административный орган) от 23.04.2013 N 08 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в двукратном размере излишне полученной выручки 25 620 руб.
Обществу вменяется в 2012 году при расчетах с потребителями превышение предельной максимальной цены кадастровых работ, установленной законом ЕАО от 28.01.2009 N 510-ОЗ "Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков на территории Еврейской автономной области". Указанные нарушения признаны нарушением порядка ценообразования, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ. Штраф рассчитан в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации услуги за весь период, в течение которого совершалось правонарушение.
Решением арбитражного суда от 10 сентября 2013 года в удовлетворении заявления ОАО "Бирземпроект" отказано полностью.
Принимая решение, суд исходил из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения. Допущенные административным органом нарушения порядка привлечения к ответственности суд расценил как несущественные.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, заявитель приводит доводы аналогичные доводам, приведенным в суде первой инстанции. Считает, что Закон ЕАО N 178-ОЗ, устанавливающий предельные максимальные цены работ по проведению территориального землеустройства земельных участков, подлежит применению только в отношении уже предоставленных гражданам участков, а не предоставляемых. В отношении договоров, заключенных с гражданами на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству, в том числе межевого плана, такие работы как изготовление схемы расположения земельного участка, подлежащего межеванию, получение выписок из ЕГРП на соседний участок, постановка на кадастровый учет, получение договора аренды в входят в перечень работ, стоимость которых регулируется Законами ЕАО N 178-ОЗ и N 510-ОЗ. Судом также не принято во внимание, что в стоимость кадастровых работ обществом включены транспортные расходы при заключении договоров с юридическими лицами.
В дополнение к апелляционной жалобе общество оспаривает вину в своих действиях при совершении административного правонарушения. Считает, что ввиду неоднозначного толкования Закона ЕАО N 178-ОЗ, в том числе и административным органом, у общества не имелось возможности для соблюдения норм, устанавливающих предельные максимальные цены.
В судебном заседании апелляционной инстанции представителя общества на доводах жалобы с учетом дополнения к ней настаивали в полном объеме.
В письменном отзыве на жалобу Комитет тарифов и цен правительства Еврейской автономной области отклоняет все приведенные заявителем доводы и прости обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной плановой проверки правильности формирования и применения ОАО "Бирземпроект" максимальных цен на кадастровые работы, комитетом установлено нарушение обществом в период с 17.05.2012 по 05.09.2012 требований Законов N N 178-ОЗ и 510-ОЗ.
Обществу вменяется завышение утвержденных в установленном порядке предельных максимальных цен при выполнении кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для садоводства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального гаражного строительства, а также предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков на территории ЕАО.
По результатам проверки 22.02.2013 составлен акт проверки N 4, который подписан обществом без замечаний.
По признакам административного правонарушения, комитетом 25.02.2013 в присутствии исполнительного директора общества, составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в котором отражено, что излишне полученная выручка составила 84 816, 44 руб.
Постановлением административного органа от 23.04.2013 N 08 ОАО "Бирземпроект" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в части нарушения порядка ценообразования - завышения установленных законом области от 20.07.2007 N 178-ОЗ предельных максимальных цен по проведению территориального землеустройства, заключению договоров, выполнения работ для граждан Нагулина С.В., Кошколды А., а также завышения установленных законом области от 28.01.2009 N 510-ОЗ предельных максимальных цен при проведении кадастровых работ, заказчиком которых являлись ОАО "Вымпел-Коммуникации", ООО "Строительное предприятие Альпиндустрия". Административное наказание назначено в виде административного штрафа в двукратном размере излишне полученной выручки в размере 25 620 руб.
Этим же постановлением прекращено производство по делу в части нарушения порядка ценообразования - завышения установленных законом области от 20.07.2007 N 178-ОЗ предельных максимальных цен по проведению территориального землеустройства, заключению договоров, выполнения работ для граждан Подсосова В.Д., Шевченко Г.Г., завышения установленных законом области от 28.01.2009 N 510-ОЗ предельных максимальных цен при проведении кадастровых работ, заказчиком которых являлись ОАО "Теплоозерский цементный завод", филиал ОАО "ДРСК "Электрические сети ЕАО" ввиду отсутствия состава административного правонарушения; в части выполнения работ для МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города муниципального образования "Город Биробиджан" - в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" субъектам Российской Федерации предоставлено право на период до 1 марта 2015 года устанавливать предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Статьей 1 Закона ЕАО от 20.07.2007 N 178-ОЗ "О предельных максимальных ценах работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства" (далее - Закон N 178-ОЗ), предельные максимальные цены работ по проведению территориального землеустройства земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, установлены в размере 2200 руб. за 1 участок.
Предельные максимальные цены, установленные настоящим законом:
1) распространяются на проведение территориального землеустройства, земельных участков, предоставленных гражданам на любом праве до и после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации;
2) распространяются на комплекс работ, определенный федеральным законодательством, результатом проведения которых являются формирование землеустроительного дела и описание земельного участка для его постановки на государственный кадастровый учет и получение кадастрового плана земельного участка, и применяются без ограничения площади земельных участков;
3) обязательны для применения организациями всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории области работы по территориальному землеустройству (статья 2 Закона N 178- ОЗ).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Законодательного Собрания ЕАО от 10.04.2013 N 157 " О толковании отдельных положений закона Еврейской автономной области от 20.07.2007 N 178-ОЗ.." предельная максимальная цена по проведению территориального землеустройства подлежит применению для земельных участков, предоставленных (предоставляемых) гражданам на любом праве до и после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Статьей 3 Закона N 178-ОЗ предусмотрено, что установленные настоящим законом цены являются предельными максимальными и могут быть снижены по усмотрению организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих работы по территориальному землеустройству.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Законодательным Собранием ЕАО принят Закон ЕАО от 28.01.2009 N 510-ОЗ "Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков на территории Еврейской автономной области" (далее - Закон N 510-ОЗ), который устанавливает предельные максимальные цены кадастровых работ в отношении земельных участков на территории Еврейской автономной области.
Так, статьей 1 Закона N 510-ОЗ установлены предельные максимальные цены кадастровых работ в отношении земельных участков периметром до 100 погонных метров в размере 13 895 руб. (без учета налога на добавленную стоимость).
Арбитражным судом первой инстанции, исходя из содержания акта проверки от 22.02.2013 N 4, установлено, что гражданином С.В. Нагулиным обществу оплачено по приходному кассовому ордеру от 18.05.2012 N 248 с указанием основания "поступление денежных средств за выполнение работ от 17.05.2012" 5000 руб.
В силу договора от 17.05.2012 общество (подрядчик) обязуется выполнить Нагулину С.В. (заказчику) работы стоимостью 5000 руб. согласно прилагаемой смете на выполнение работ (приложение N 1). В приложении N 1 к договору подряда от 17.05.2012 (смета на выполнение работ) указан один вид работ - межевание земельного участка - 5000 руб.
Таким образом, завышение предельной максимальной цены на кадастровые работы в отношении земельного участка, предназначенного для садоводства, составило 2800 руб., сумма излишне полученной выручки составила 2800 руб.
Также из акта проверки следует, что гражданином А. Кошколдой оплачено обществу по приходному кассовому ордеру от 05.09.2012 N 511 с указанием основания "поступление денежных средств за выполнение работ от 04.09.2012" 10 000 руб.
По договору от 04.09.2012 общество (подрядчик) обязуется выполнить Кошколде А. (заказчику) работы стоимостью 10 000 руб. согласно прилагаемой смете на выполнение работ (приложение N 1). В приложении N 1 к договору подряда от 04.09.2012 (смета на выполнение работ) указан один вид работ - комплекс - 10 000 руб. Завышение предельной максимальной цены на кадастровые работы в отношении земельного участка, предназначенного для садоводства, составило 7800 руб., сумма излишне полученной выручки составила 7800 руб.
Согласно акту проверки ОАО "Вымпел-Коммуникации" выставлен счет N 92 от 29.06.2012 на сумму 15 000 руб. за кадастровые работы по формированию земельного участка, расположенного по адресу: ЕАО, Смидовичский район, п. Ольгохта. Договор на выполнение кадастровых работ обществом не представлен. Согласно межевому плану от 15.11.2012 на земельный участок его периметр составляет 29,25 погонных метров. Следовательно, предельная максимальная цена кадастровых работ в отношении данного участка составляет 13 895 руб. Завышение предельной максимальной цены на кадастровые работы составило 1105 руб., сумма излишне полученной выручки составила 1105 руб.
Кроме того, из акта проверки следует, что 29.06.2012 между обществом (подрядчиком) и ООО "Строительное предприятие Альпиндустрия" (заказчиком) заключен договор подряда N 58, предметом которого является комплекс землеустроительных работ земельного участка, расположенного по адресу: ЕАО, г. Облучье, на сумму 15 000 руб. Подрядчиком выставлен счет N 97 от 29.06.2012 на сумму 15 000 руб. за кадастровые работы с целью оформления прав на земельный участок. Платежным поручением от 31.08.2012 N 482 подтверждается оплата по договору в сумме 15 000 руб. за межевание границ земельного участка г. Облучье. Согласно межевому плану от 15.11.2012 на земельный участок его периметр составляет 96,49 погонных метров. Следовательно, предельная максимальная цена кадастровых работ в отношении данного участка составляет 13 895 руб. Завышение предельной максимальной цены на кадастровые работы составило 1105 руб., сумма излишне полученной выручки составила 1105 руб.
Таким образом, обнаружив завышение установленных Законом N 178-ОЗ предельных максимальных цен по проведению территориального землеустройства при заключении договоров, выполнении работ для граждан Нигулина С.В., Кошколда А, а также завышения установленные Законом N 510-ОЗ предельных максимальных цен при проведении кадастровых работ, заказчиками которых являлись ОАО "Вымпел-Коммуникации" и ООО "Строительное предприятие Альпиндустрия", арбитражный суд обоснованно посчитал доказанным административным органом наличие в действиях ОАО "Бирземпроект" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Данный факт также подтверждается актом проверки от 22.02.2013, протоколом об административном правонарушении от 25.02.2013, договорами, счетами платежными поручениями.
Отклоняя довод общества о включении в стоимость кадастровых работ транспортных расходов при заключении договоров подряда с ОАО "Вымпел-Коммуникации" и ООО "Строительное предприятие Альпиндустрия", арбитражный суд первой инстанции правомерно указал на невозможность определить сумму расходов, в связи с тем, что данные транспортные расходы не выделены ни в договоре подряда, ни в счете и ни в платежном поручении.
Довод общества о том, что изготовление схемы расположения земельного участка с выездом на местность, получение выписки из ГКН на земельный участок, подлежащий межеванию, получение выписки из ЕГРН на соседний участок, постановка на кадастровый учет земельного участка, получение договора аренды на земельный участок не входят в перечень работ, стоимость которых регулируется Законами N N 178-ОЗ и 510-ОЗ в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Закона N 221-ФЗ кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее -кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы).
В рамках настоящей статьи под объектами недвижимого имущества, в отношении которых может быть осуществлен кадастровый учет, понимаются:
- земельные участки - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации);
-здания, сооружения, помещения (жилые и нежилые);
-объекты незавершенного строительства.
На основании части 2 статьи 36 Закона N 221-ФЗ, в результате выполнения указанных в части 1 настоящей статьи кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости.
Кадастровый инженер осуществляет кадастровую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом (статья 31 Закона N 221-ФЗ). Требования к кадастровому инженеру установлены статьей 29 Закона N 221-ФЗ.
В соответствии со статьей 37 Закона N 221-ФЗ, результатом кадастровых работ является передаваемый заказчику кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для предоставления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).
Согласно положениям частей 4 - 6 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ).
Согласно пункту 6 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Требования), к графической части межевого плана относятся следующие разделы: 1) схема геодезических построений; 2) схема расположения земельных участков; 3) чертеж земельных участков и их частей; 4) абрисы узловых точек границ земельных участков.
В пункте 41 Требований указано, что в случае если договором подряда на выполнение кадастровых работ предусмотрено составление межевого плана, включающего сведения о частях земельного участка, занятых зданиями, сооружениями или объектами незавершенного строительства, реквизит "4" раздела "Исходные данные" заполняется независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о таких объектах недвижимости. В данном случае в реквизите "4" раздела "Исходные данные" указываются: наименование (вид) расположенных на земельном участке объектов недвижимости и данные, позволяющие идентифицировать такие объекты (например, государственный учетный номер, присвоенный объекту недвижимости органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, условный номер, присвоенный органом, осуществившим государственную регистрацию права на такой объект, и т.д.).
Следовательно, кадастровый инженер, в случае если договором подряда на выполнение кадастровых работ предусмотрено составление межевого плана, включающего сведения о частях земельного участка, занятых зданиями, сооружениями или объектами незавершенного строительства, обязан отразить все такие объекты в реквизите "4" раздела "Исходные данные" межевого плана независимо от наличия правоустанавливающих документов на них.
Таким образом, работы по созданию схемы размещения земельного участка; утверждение схемы размещения земельного участка; создание плана границ земельного участка; создание землеустроительного дела и описание границ земельного участка (межевое дело и описание участков; формирование межевого плана; межевой план); заказ сведений государственного земельного кадастра; постановка на кадастровый учет сформированного земельного участка являются составной и обязательной частью кадастровых работ, на которые Законами N N 178-ОЗ и 510-ОЗ установлены максимальные предельные цены.
Таким образом, земельный участок не является результатом кадастровых работ, а как объект недвижимости является объектом кадастровых работ.
Расчет суммы излишне полученной выручки произведен Комитетом по результатам кадастровых работ и признается обоснованным. Тем более что общество признает событие вменяемого административного правонарушения, ссылаясь на отсутствие вины.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд, признавая общество виновным в совершении правонарушения, обоснованно исходил из того, что у него имелась возможность для соблюдения закона субъекта Российской Федерации и не превышения регулируемых цен на услуги по проведению территориального землеустройства земельных участков. Доказательств наличия объективных причин, не зависящих от его воли, препятствующих соблюдению действующего законодательства, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с тем, что общество заблуждалось в толковании положений Закона ЕАО N 178-ОЗ, и полагало, что закон, устанавливающий предельные максимальные цены работ по проведению территориального землеустройства земельных участков, подлежит применению только в отношении уже предоставленных гражданам участков, а не предоставляемых, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, как необоснованные.
Доводы общества о нарушении комитетом процессуальных требований, установленных частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ, частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ, апелляционной коллегией также подлежат отклонению в силу признания их несущественными и не исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10 сентября 2013 года по делу N А16-472/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-472/2013
Истец: ОАО "Бирземпроект", ОАО "Биробиджанское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие"
Ответчик: Комитет тарифов и цен Правительства ЕАО, Комитет тарифов и цен Правительства Еврейской автономной области