Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2013 г. N 03АП-5182/13
г. Красноярск |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А33-3582/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" ноября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Дунаевой Л.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от ответчика (Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю): Годованюк А.А., представителя по доверенности от 17.07.2013 N 54,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Норильска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" августа 2013 года по делу N А33-3582/2013, принятое судьей Крицкой И.П.,
установил:
Администрация города Норильска (далее - администрация, заявитель, ОГРН 1022401631196) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - антимонопольный орган, ответчик, ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965) о признании недействительными решения и предписания от 09.01.2013 по делу N 538-15-12.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 05.08.2013 не согласна, ссылается на то, что Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Администрации г. Норильска от 20.05.2011 N 231, ориентирован исключительно на формы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в пунктах 1-5 раздела 1 Долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Норильск"; установленный муниципальными правовыми актами механизм отбора субъектов на предоставление финансовой поддержки носит открытый характер и является доступным в равной степени для всех категорий субъектов малого и среднего предпринимательства; право на финансовую поддержку в рамках указанной программы получают субъекты, соответствующие установленным в программе и указанном Порядке критериям отбора. Администрация считает, что установленные требования к субъектам в части регистрации на территории муниципального образования город Норильск, учитывая понятие дискриминационных условий, определенных в пункте 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, являются мерой финансовой поддержки, а не условиями, влекущими возможность ограничения конкуренции.
Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие администрации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа от 30.08.2012 N Управлением Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю 12.09.2012 проведена выездная плановая проверка на предмет соблюдения администрацией города Норильска требований антимонопольного законодательства.
При проверке выявлено постановление Администрации г. Норильска N 231 от 20.05.2011 "О предоставлении финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства", которым утвержден Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1.4 части 1 названного Порядка получателями поддержки могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные на территории муниципального образования город Норильск.
Приказом антимонопольного органа от 10.12.2012 N 922 в отношении Администрации г. Норильска возбуждено дело N223-15-12 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением антимонопольного органа от 09.01.2013 по делу N 538-15-12 действия Администрации г. Норильска признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части включения в пункт 1.4 части 1 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации г. Норильска от 20.05.2011 N 231, требования о том, что получателем финансовой поддержки являются субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории г. Норильска.
Предписанием от 09.01.2013 N 538-15-12 антимонопольный орган обязал Администрацию г. Норильска в течение тридцати календарных дней с момента получения предписания привести в соответствие со статьей 8 Конституции Российской Федерации и статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" пункт 1.4 части 1 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации г. Норильска от 20.05.2011 N 231, исключив зависимость поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с территорией регистрации субъектов.
Администрация г. Норильска, полагая, что указанное решение и предписание антимонопольного органа от 09.01.2013 по делу N 538-15-12 нарушают ее права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа от 09.01.2013 N 538-15-12 вынесено в пределах предоставленных полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы администрации на основании следующего.
Согласно оспариваемому решению антимонопольного органа администрацией допущено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в пункт 1.4 части 1 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации г. Норильска N 231 от 20.05.2011, требования о том, что получателями поддержки являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные на территории г. Норильска, поскольку это ведет к ограничению конкуренции и нарушает единство экономического пространства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
При этом согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определены основные принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "О защите конкуренции";
5) открытость процедур оказания поддержки.
Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод о том, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства не ставится в зависимость к территории регистрации субъектов.
Вместе с тем, пунктом 1.4 части 1 названного Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства получателями поддержки могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные на территории муниципального образования город Норильск.
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, действия администрации, выразившиеся во включении в пункт 1.4 части 1 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства положения о том, что получателем муниципальной услуги являются субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные на территории города Норильска, нарушают требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку названное требование ведет к ограничению конкуренции, нарушает единство экономического пространства.
Доводы администрации о том, что требования к получателям субсидий (индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам) в части их регистрации на территории муниципального образования город Норильск установлены Порядком предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства исключительно в отношении мероприятий, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1.2 Порядка и пунктах 1-5 раздела 1 Долгосрочной муниципальной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Норильск", путем фактического перечисления денежных средств на счета получателей субсидий (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Постановлением Администрации города Норильска от 15.10.2010 N 407 утверждена Долгосрочная муниципальная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Норильск" на 2012 - 2014 годы.
В целях оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также в соответствии с Долгосрочной муниципальной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Норильск" постановлением Администрации г. Норильска от 20.05.2011 N 231 утвержден Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Разделом 3 "Комплекс программных мероприятий и механизм реализации" Долгосрочной муниципальной целевой программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Норильск" установлено, что получателями поддержки в рамках программы могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования город Норильск.
Следовательно, пункт 1.4 части 1 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства противоречит также утвержденной Долгосрочной муниципальной целевой программе, в развитие которой принят Порядок предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также создает дискриминационные условия деятельности одних хозяйствующих субъектов перед другими.
С учетом изложенного, доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе о том, что установленные требования к субъектам в части регистрации на территории муниципального образования город Норильск, учитывая понятие дискриминационных условий, определенных в пункте 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, являются мерой финансовой поддержки, а не условиями, влекущими возможность ограничения конкуренции, отклоняются судом апелляционной инстанции как несоответствующие установленным по делу обстоятельствам и изложенным нормам права.
Таким образом, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Администрации г. Норильска нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем основания для признания оспариваемых решения и предписания от 09.01.2013 по делу N 538-15-12 отсутствуют.
Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" августа 2013 года по делу N А33-3582/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.