г. Вологда |
|
12 ноября 2013 г. |
Дело N А05-8249/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 ноября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола помощником судьи Раздуваловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптимист" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 сентября 2013 года по делу N А05-8249/2013 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Оптимист" (ОГРН 1092901007429; далее - общество, заявитель, ООО "Оптимист") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Отделу надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1099847008546; далее - отдел, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.06.2013 по делу об административном правонарушении N 11-30-13 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что административным органом не доказана возможность загрязнения водного объекта, а также причинно-следственная связь между возможным загрязнением и действиями общества. Кроме того, с точки зрения подателя жалобы, отделом неправильно квалифицировано вмененное обществу в вину административное правонарушение.
Отдел в отзыве опроверг доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, административный орган ходатайствовал о рассмотрении жалобы без участия своего представителя, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим из администрации морского порта Архангельск сообщением о нефтяных пятнах у теплохода "Михаил Сомов", принадлежащего федеральному государственному бюджетному учреждению "Северное УГМС" (далее - ФГБУ "Северное УГМС") и находившегося у причала N 3 судоремонтного завода "Красная Кузница" (далее - СРЗ "Красная Кузница"), отдел возбудил дело об административном правонарушении по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
В рамках расследования в отношении ФГБУ "Северное УГМС" (судовладелец) 25.04.2013 государственные инспектора выехали на территорию причалов СРЗ "Красная Кузница" и произвели осмотр участка акватории реки Северной Двины по месту нахождения судна "Михаил Сомов" у причала N 3 Архангельского филиала СРЗ "Красная Кузница" с участием начальника базы флота ФГБУ "Северное УГМС" Гарькавенко В.В., индивидуального предпринимателя Колпакова В.А., начальника техотдела Архангельского филиала СРЗ "Красная Кузница" Киселева Н.Н., понятых Лебедева Н.А., Сизова А.С.
Результаты отражены в протоколе осмотра от 25.04.2013.
Далее, государственным инспектором административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 24.05.2013 N 11-30, согласно которому заявитель нарушил требования к охране водных объектов, что может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Административный орган вынес постановление от 24.06.2013 N 11-30-13 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Как указано в постановлении, заявитель при выполнении ремонтных работ (в частности, при пескоструйной обработке) на судне "Михаил Сомов" у причала Архангельского филиала СРЗ "Красная Кузница" не принял мер по предотвращению попадания отходов производства и потребления в водный объект, что привело к загрязнению отходами участка акватории реки Северная Двина у причала. Нарушены положения части 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), частей 1, 2 статьи 39, частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Считая вышеуказанное постановление незаконным, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленного требования обществу отказал.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Частью 1 статьи 39 указанного Закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
При этом юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (часть 2 указанной статьи Закона N 7-ФЗ).
Согласно статье 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу понятий, определенных в статье 1 ВК РФ, под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод; охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов; сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
На основании части 2 статьи 39 названного Кодекса собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Часть 1 статьи 56 ВК РФ содержит запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов).
Судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела документов (в том числе протокола осмотра территории от 25.04.2013, договора от 28.03.2013 N 27 на ремонт т/х "Михаил Сомов", акта сдачи-приемки выполненных работ от 30.04.2013, протокола об административном правонарушении от 24.05.2013 N 11-30) обоснованно установлен факт наличия в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Апелляционной инстанцией отклоняется довод подателя жалобы о том, что административным органом не подтвержден вывод о способности обнаруженных загрязнений оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.14 КоАП РФ, относится к правонарушениям с формальным составом. Ответственность за данное деяние наступает независимо от возникновения вредных последствий в отличии от ответственности по части 5 статьи 8.14 КоАП РФ. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения природоохранного законодательства.
Тот факт, что заявитель принимал исчерпывающие меры по соблюдению требований к охране водных объектов, то есть по предотвращению попадания отходов, образующихся в процессе ремонтных работ, в водный объект, опровергается материалами дела.
Довод заявителя о том, что выполнение ремонтных работ не свидетельствует об образовании загрязнений именно в результате деятельности ООО "Оптимист", не принимается судом апелляционной инстанции.
В обжалуемом решении обоснованно указано, что по согласованной с капитаном морского порта Архангельск схеме "Планируемая расстановка судов в гавани "Красная Кузница" на период ледохода 2013" пунктом размещения судна "Михаил Сомов" являлся участок акватории у причалов N 4, 3. В период отстоя (апрель 2013 года) ООО "Оптимист" выполняло работы по ремонту судна в соответствии с заключенным с предпринимателем Колпаковым В.А. договором от 28.03.2013 N 27.
Выполнение работ подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 30.04.2013.
В период размещения судна "Михаил Сомов" у причалов N 4, 3 иными лицами, в том числе Архангельским филиалом открытого акционерного общества "ЦС "Звездочка", хозяйственная деятельность на судне не осуществлялась, филиалом производился лишь сбор и утилизация бытового мусора, образовавшегося от жизнедеятельности экипажа.
Подателем жалобы не приведено дополнительных доводов в опровержение данного вывода суда первой инстанции.
Кроме того, суд поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что совершенное заявителем правонарушение административный орган правомерно квалифицировал по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ, поскольку в деянии заявителя усматривается нарушение требований к охране водных объектов (запрета сбрасывать в водные объекты отходы производства), которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Заявление общества о взыскании судебных расходов также не подлежит удовлетворению, поскольку судебные акты приняты не в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 сентября 2013 года по делу N А05-8249/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Оптимист" - без удовлетворения.
Судья |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8249/2013
Истец: ООО "Оптимист"
Ответчик: отдел надзора на море (Архангельская область, Ненецкий АО и Мурманская область) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу