г. Чита |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А19-9333/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Е.О. Никифорюк, Д.Н. Рылова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Братской транспортной прокуратуры на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2013 года по делу N А19-9333/2013 по заявлению Братского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры (ОГРН 1073808016600, ИНН 3808152955) к обществу с ограниченной ответственностью Охранному агентству "Железнодорожная охрана" (ОГРН 1033801427692; ИНН 3810032013) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции: Гурьянов О.П.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шадриной Н.И., старшего прокурора отдела, по доверенности от 12.02.2013;
от заинтересованного лица: Орловой Н.В., представителя по доверенности от 14.02.2013;
установил:
Заявитель, Братский транспортный прокурор Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, обратился в суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Железнодорожная охрана" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано, ООО ОА "Железнодорожная охрана" освобождено от административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении прокурором порядка привлечения его к административной ответственности. Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал возможным расценить совершенное ответчиком правонарушение как малозначительное, в связи с чем, освободил общество от административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурор обжаловал его в апелляционном порядке.
Представитель Прокуратуры в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит отменить решение суда первой инстанции, привлечь Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Соглашаясь с мотивировочной частью оспариваемого решения суда, прокуратура в апелляционной жалобе выражает несогласие с освобождением судом первой инстанции Общества от административной ответственности, в связи с малозначительностью совершенного административное правонарушение.
Представитель Общества в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы.
Представленным отзывом и дополнительным отзывом на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, об отложении судебного заседания, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 28.09.2013, 29.10.2013.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО ОА "Железнодорожная охрана" на основании лицензии N 65 от 20.11.2008 имеет право на оказание охранных услуг, указанных в приложении к лицензии, а именно:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения.
18.06.2013 Братской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в здании железнодорожного вокзала станции Усть-Илимск Восточно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", в ходе которой установлено, что ООО ОА "Железнодорожная охрана" осуществляется охрана объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала станции Усть-Илимск, подлежащего государственной охране.
На основании материалов проверки 28.06.2013 Братским транспортным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО ОА "Железнодорожная охрана" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации (т.1 л.д. 10-15).
В связи с чем, на основании статьи 24.8 КоАП Российской Федерации Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, правомерно пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, и факт его совершения Обществом.
Согласно части 6 статьи 205 АПК Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Диспозиция части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ООО ОА "Железнодорожная охрана" осуществляет частную охранную деятельность на основании лицензии от 20.11.2008 N 65.
Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении услуг по защите жизни и здоровья граждан, а также по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", являются соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Правоотношения в сфере частной детективной и охранной деятельности, в том числе по вопросам лицензирования такой деятельности, регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон от 11.03.1992 N 2487-1). Согласно статье 2 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 3 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, то есть объектов, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 оказание услуг, перечисленных в части 3 статьи 3 данного Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране - приложение, в соответствии с пунктом 15 которого (приложение N 1 к постановлению) к объектам, подлежащим государственной охране, отнесены средства навигационного оборудования, объекты транспортной инфраструктуры федерального значения и железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитены.
В соответствии частью 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта не общего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что железнодорожный транспорт общего назначения - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Железнодорожная станция - пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа, грузобагажа, а при развитых путевых устройствах выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными законодательными актами железнодорожный вокзал относится к объектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и подлежит охране государственным охранным предприятием (организацией).
Как правильно установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, между ОАО "РЖД" и ООО ОА "Желдорохрана" заключен договор оказания услуг от 01.04.2013 N РДЖВр-3/47. Согласно приложению N 1 к договору от 01.04.2013 N РДЖВр-3/47, объектами, охраняемыми ООО ОА "Желдорохрана" являются вокзалы, в том числе - вокзал города Усть-Илимск.
Факт оказания ООО ОА "Желдорохрана" услуг по охране указанного объекта, помимо договора оказания услуг от 01.04.2013 N РДЖВр-3/47 и приложения N 1 к нему (т.1, л.д. 91), также подтверждается дополнительным соглашением от 07.06.2013 N 1/РДЖВр 5/79 к договору (т.1, л.д. 103); постовой ведомостью от 18/19.06.2013 (т.1, л.д. 17); объяснением начальника караула ООО ОА "Желдорохрана" Загайновой О.А. от 18.06.2013 (т.1, л.д. 18); актом от 28.05.2013, составленным по результатам проверки 18.06.2013 (т.1, л.д. 16); постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.06.2013, лицензией на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности от 20.11.2008 N 65 (т.1, л.д. 106), приложением к лицензии от 20.11.2008 (т.1, л.д. 107) актом о приеме-передаче материальных ценностей от 21.06.2013 (т.1, л.д. 121).
Следовательно, общество, осуществляя охрану железнодорожного вокзала г. Усть-Илимска, допустило нарушение установленного лицензионного требования об охране объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, подлежащего государственной охране, что является основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества противоправного деяния, охватываемого диспозицией ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, предприятие, в силу своего правого статуса, не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела, у него имелась такая возможность.
В деле отсутствуют доказательства, что нарушение обществом указанного условия лицензирования обусловлено объективными обстоятельствами.
Таким образом, учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия ООО ОА "Железнодорожная охрана" содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции не установил нарушений порядка проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, с учетом конкретных фактических обстоятельств настоящего дела, суд первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, пришел к обоснованному выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из следущего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП Российской Федерации).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Абзацем 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности правонарушения, принимая во внимание, что не выявлены факты причинения вреда интересам персонала, посетителям ж/д вокзала и в целом государству, отсутствуют негативные последствия, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что совершенное заявителем правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям, не повлекло существенного нарушения интересов граждан, общества и государства.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, разрешая вопрос о возможности признания административного правонарушения малозначительным, следует оценивать характер и степень общественной опасности совершенного конкретного правонарушения.
В рассматриваемом конкретном случае доказательств существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в результате действий, образующих объективную сторону вмененного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения административным органом не представлено. С учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения пренебрежительное отношение заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что в резолютивной части оспариваемого решения указано на освобождение от административной ответственности не ООО Охранное агентство "Железнодорожная охрана", а ООО "Железнодорожная охрана", отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не является основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции. Фактически и материалами дела подтверждается, что стороной по настоящему делу является ООО Охранное агентство "Железнодорожная охрана", которое освобождено судом от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что указание судом первой инстанции на устное замечание Обществу в резолютивной части оспариваемого решения, а не в мотивировочной, как того требует пункт 17 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10, является несущественным процессуальным нарушением, которое не является основанием для безусловной отмены судебного акта.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "19" августа 2013 года по делу N А19-9333/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9333/2013
Истец: Братская транспортная прокуратура
Ответчик: ООО Охранное агентство "Железнодорожная охрана"
Третье лицо: Прокуратура Иркутской области