г. Санкт-Петербург |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А56-42169/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А..
при участии:
от заявителя: Ганина А.Н. по доверенности от 05.08.2013 N 8;
от заинтересованного лица: Пахновской О.Н. по доверенности от 25.10.2012 N 36;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20400/2013) ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2013 по делу N А56-42169/2013 (судья Рогова Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Медицинский центр Эко-безопасность"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" (191119, Санкт-Петербург, ул.Достоевского, д.40-44, лит.А, пом.6-Н, ОГРН 1089847212355, далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах (191025, Санкт-Петербург, ул.Стремянная, д.19, далее - заинтересованное лицо, ТО Роспотребнадзора) от 08.07.2013 N Ю78-01-09-23/1376-13 о привлечении общества к административной ответственности по статьей 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда первой инстанции ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления ТО Роспотребнадзора от 08.07.2013 N Ю78-01-09-23/1376-13 отказано, в связи с правомерным привлечением общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, каких-либо возражений относительно существа выявленных правонарушений не представил, свои требования заявитель обосновывал тем, что при проведении проверки допущены процессуальные нарушения, не позволившие обществу представить свои возражения и объяснения относительно совершенного правонарушения, а именно, нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"(далее- Закон N294-ФЗ) в части неуведомления общества о проведении внеплановой проверки и несогласовании проведения такой проверки с органами прокуратуры. Кроме того, по мнению общества, административный орган, осуществляя расследование причин инфекционного заболевания сотрудника ООО "Русский Стандарт Водка", неправомерно расширил субъектный состав юридических лиц, подвергшихся проверке на соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
Представитель ТО Роспотребнадзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворении, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ТО Роспотребнадзора на основании распоряжения от 04.06.2013 N 78-01-09-26/502-13 проведено санитарно-эпидемиологическое расследование причин возникновения инфекционного заболевания сотрудника ООО "Русский Стандарт Водка" (эпид. N 54665 от 23.05.2013).
В ходе расследования выявлено, что согласно договору от 29.02.2012 N BPSR 02/2012/01, заключенному ООО "Русский Стандарт Водка"(заказчик) с ООО "Медицинский центр Эко-безопасность"(исполнитель), на исполнителя возложены работы и услуги по организации, лицензированию и функционированию фельдшерского здравпункта с оказанием предусмотренных настоящим договором медицинских услуг работникам заказчика( пункт 1.1).
По результатам санитарно-эпидемиологического расследования проверки исполнения ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" условий организации работы фельдшерского здравпункта, контролирующим органом составлен акт от 03.07.2013 N 78-01-09-26/502-13, из которого, следует, что обществом допущены нарушения статьи 11, 29 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее- Закон N52-ФЗ) и СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.12.2010 N 163, выразившиеся в следующем:
- не представлена утвержденная руководителем инструкция по обращению с медицинскими отходами в медицинском кабинете (нарушение п. 3.2 СанПиН 2.1.7.2790-10);
-отсутствует сменная одежда для выхода за пределы медицинского кабинета (нарушение п.4.4 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- не промаркированы емкости для сбора и обеззараживания отходов класса Б в местах их образования в дезинфицирующем средстве (нарушение п.5.5 СанПиН 2.1.7.2790-10);
-отсутствует утвержденная руководителем инструкция на применяемое дезинфицирующее средство "Тетрамин" для обеззараживания медицинских отходов (нарушение п.5.8 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- не представлен технологический журнал учета движения отходов класса Б (нарушение п.8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10);
- в укладках неотложной и противошоковой помощи имеются лекарственные средства с истекшим сроком годности (преднизалон годен до 03.2013, эуфиллин-до 09 2012,сульфат нартия-до 04.2913), отсутствуют емкости для сбора отходов класса Г (нарушение п.4.28, 4.29, 8.1 СанПиН 2.1.7.2790-10).
По факту несоблюдения заявителем санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления 03.07.2013 ТО Роспотребнадзора с участием представителя общества Жукова А.В., действующего на основании доверенности от 01.07.2013, составлен протокол об административном правонарушении N Ю78-01-09-1126 о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
08.07.2013, по результатам рассмотрения материалов административного дела, должностным лицом ТО Роспотребнадзора вынесено постановление N Ю 78-01-09-23/1376-13 о привлечении ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что в нарушение Закона N 294-ФЗ не было уведомлено о проведении внеплановой проверки; указанная проверка не согласована с органами прокуратуры; административный орган, осуществляя расследование причин инфекционного заболевания сотрудника ООО "Русский Стандарт Водка", неправомерно расширил субъектный состав юридических лиц, подвергшихся проверке на соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, дал объективную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ, предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, в силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемиологическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами установлены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования по обращению с медицинскими отходами", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 09.12.2010 N 163.
Актом проверки от 03.07.2013 N 78-01-09-26/502-13, протоколом об административном правонарушении от 03.07.2013 N Ю78-01-09-1126 подтверждается факт нарушения обществом при обращении с медицинскими отходами требований пунктов 3.2., 4.4., 5.5., 5.8., 8.2., 4.28., 4.29., 8.1. СанПиН 2.1.7.2790-10. Названное обстоятельство обществом не оспаривается, в протоколе от 03.07.2013 N Ю78-01-09-1126 представитель указал на их устранение в кратчайшие сроки.
При названных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что событие административного правонарушения в виде несоблюдения обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с медицинскими отходами, квалифицированное по статье 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлено судом и подтверждается материалами дела.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем установленного порядка обращения с медицинскими отходами в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в материалах дела отсутствует, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемых правонарушениях в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Апелляционный суд проверил правомерность проведения внеплановой проверки, процедуру привлечения общества к административной ответственности и не нашел оснований для отмены оспариваемого постановления.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ, положения названного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются, в том числе, при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Таким образом, при проведении санитарно-эпидемиологического расследования обязанность уведомления о предстоящей проверке лица, в отношении которого проводится такое расследование, а также необходимость согласования проведения санитарно-эпидемиологического расследования, отсутствует.
Права должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлению служебного удостоверения, проводить санитарно-эпидемиологические расследования закреплены в статье 50 Закона N 52-ФЗ.
Учитывая, что инфекционное заболевание, причины возникновения которого были предметом санитарно-эпидемиологические расследования, обнаружено у сотрудника ООО "Русский Стандарт Водка", которому заявитель оказывает медицинские услуги по договору N 02/2012/01 от 29.02.2012, проведение санитарно-эпидемиологического расследования в отношении общества являлось правомерным. Согласно условиям названного договора исполнитель оказывает заказчику на возмездной основе следующие медицинские услуги: работы и услуги по организации, лицензированию и функционированию фельдшерского здравпункта в помещении заказчика по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, 46/2.
Доводы общества о нарушении ТО Роспотребнадзора процессуальных требований при проведении санитарно-эпидемиологического расследования и привлечения общества к административной ответственности опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Материалами дела подтверждается, что с распоряжением о проверке ознакомлен сотрудник общества-заведующий отделом промышленной медицины Жуков А.В., действующий по доверенности от 01.07.2013, (л.д.7).
Из акта проверки от 03.07.2013 N 78-01-09-26/502-13 следует, что санитарно-эпидемиологическое расследование проводилось в присутствии представителя общества Жукова А.В., с результатами расследования названный представитель ознакомлен (л.д.8-10). В этот же день, с участием указанного представителя был составлен протокол об административном правонарушении N Ю78-01-09-1126, копия которого вручена представителю.
Определением от 03.07.2013, общество уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов административного дела. Обжалуемое постановление вынесено 08.07.2013 с участием представителя общества, действовавшего по доверенности от 05.07.2013, согласно которой он уполномочен представлять интересы общества в ТО Роспротребназора при производстве по делу об административном правонарушении по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанное постановление о назначении административного наказания вынесено в соответствии с полномочиями должностного лица, в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы заявителя, указанные в апелляционной жалобе, повторяют позицию общества, изложенную в заявлении, которой судом дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и объективную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 сентября 2013 года по делу N А56-42169/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Медицинский центр Эко-безопасность" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42169/2013
Истец: ООО "Медицинский центр Эко-безопасность"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах, Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу