г.Москва |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А40-96334/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола помощником судьи Аверьяновым И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Городской административной комиссии г.Томска
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.09.2013 г.
по делу N А40-96334/2013 (92-917), принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению ЗАО Компания "Ростопэнерго" (ИНН 7708117680, ОГРН 1027739127987, 123182, г.Москва, ул.Волоколамское ш., 28)
к Городской административной комиссии г.Томска
об оспаривании постановления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Кремнева Е.П. по дов. от 28.10.2013 г.; |
от ответчика: |
Не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Компания "Ростопэнерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Городской административной комиссии г.Томска (далее - административный орган, ответчик) от 11.06.2013 г. N 22/2, принятое в связи с привлечением Общества к административной ответственности по ч.1 ст.8.1 КоАП Томской области и назначением ему административного наказания в виде штрафа 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 11.09.2013 вышеуказанные требования удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о нарушении административным органом порядка и процедуры привлечения Общества к административной ответственности и как следствие наличие оснований для безусловной отмены постановления по делу об административном правонарушении, учитывая создание препятствий для реализации заявителем права на защиту при ведении в отношении него административного дела.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, административный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению обратившегося с жалобой лица, ответчиком не нарушен порядок и процедура извещения Общества о времени и месте рассмотрения административного дела, что свидетельствует о законности и обоснованности принятого постановления, учитывая наличие доказательств состава и события административного правонарушения.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу ответчика в порядке ст.262 АПК РФ заявителем не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, а также указанные в ней требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изложила свою правовую позицию по делу, основанную на представленном суду отзыве, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет (дата публикации - 10.10.2013 г.), суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителя указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04.06.2013 г. уполномоченным должностным лицом администрации Кировского района г.Томска установлен факт ненадлежащего содержания Обществом фасада здания по адресу: ул.Елизаровых. д.13, стр.9, что является нарушением требований п.п. 1.6.2 и 1.6.3 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в г.Томске, утвержденных постановлением Мэра г.Томска от 12.05.2008 г. N 362.
Учитывая данные обстоятельства, 04.06.2013 г. в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 105 (л.д.82).
По результатам проведенной проверки должностное лицо административного органа пришло к выводу о нарушении требований законодательства именно Обществом, что послужило основанием для вынесения 11.06.2013 г. постановления N 22/2, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 КоАП Томской области с назначением ему административного наказания в виде штрафа 200 000 руб. (л.д.79-81).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с целью защиты и восстановления нарушенного административным органом права.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно диспозиции ч.1 ст.8.1 КоАП Томской области нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания фасадов зданий, строений и сооружений, элементов художественного оформления зданий и сооружений, ограждений и витрин влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двухста тысяч рублей.
Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в г.Томске утверждены постановлением Мэра г.Томска от 12.05.2008 г. N 362.
Согласно п.1.1.1 Правил, владельцы зданий, сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений, а также сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.
По смыслу положений п.2.2 Правил, Общество, являясь собственником здания по адресу: г.Томск, ул. Елизаровых. д.13, стр.9 обязано осуществлять деятельность по благоустройству и содержанию данного объекта нежилого фонда.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно положениям ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В свою очередь, у суда отсутствует правовая возможность рассмотрения собранных по делу доказательств на предмет правомерности привлечения ответчика к ответственности за допущенные нарушения, а также вынесения оспариваемого постановления по ч.1 ст.8.1 КоАП Томской области, учитывая наличие в деле доказательств нарушения административным органом порядка и процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно ч.ч. 1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу ч.2 ст.26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является доказательством по делу и должен соответствовать требованиям ст.ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ.
Согласно требованиями ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Данная норма права призвана обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности, целью которых является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст.25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому при рассмотрении дела устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; разъясняются лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости - иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства.
Как следует из разъяснений, отраженных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что законодателем установлена определенная процедура привлечения к административной ответственности, которая, прежде всего, предполагает соблюдение прав привлекаемого к ответственности лица, установленных ст. 25.1 КоАП РФ - знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами, установленными Кодексом.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление от 11.06.2013 N 22/2 вынесено административным органом без участия законного представителя заявителя с нарушением действующего законодательства, поскольку избранный им способ извещения заявителя о времени и месте рассмотрения материалов административного дела нельзя признать надлежащим.
Имеющийся в деле отчет об отправке факсимильного сообщения (л.д.86-87) не может быть признан доказательством надлежащего извещения законного представителя Общества, поскольку направлен неустановленному юридическому лицу, и не содержит сведений об инициалах и должностном положений лиц, передавших и принявших это сообщение. Иных способов извещения заявителя о времени и месте рассмотрения административного дела ответчик не предпринимал, посчитав его достаточным и надлежащим.
Следовательно, на момент принятия оспариваемого постановления административный орган не располагал сведениями о надлежащем извещении заявителя, учитывая время получения Обществом извещения о необходимости присутствия на его составлении.
Таким образом, удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции верно исходил из того, что указанный выше отчет об отправке факсимильного сообщения не может быть признан надлежащим доказательством извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В данном случае, подобные действия административного органа нельзя признать правомерными, поскольку они не позволили лицу, привлекаемому в административной ответственности, реализовать свои права на защиту.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушение административным органом процедуры привлечения Общества к ответственности в силу п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных по делу требований.
Процессуальное нарушение административным органом требований ст.28.2 КоАП РФ носит существенный характер, является неустранимым при производстве по данному делу об административном правонарушении и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Иных нарушений порядка и процедуры привлечения Общества к административной ответственности апелляционной коллегией не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, установленных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.09.2013 г. по делу N А40-96334/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96334/2013
Истец: ЗАО Компания "Ростопэнерго"
Ответчик: Городская административная комиссия города Томска