г. Москва |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А40-75308/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей: |
Свиридова В.А., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Коротковым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росалкогольрегулирования
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2013 по делу N А40-75308/2013 судьи Блинниковой И.А. (120-436)
по заявлению ООО "ТЕРМИНАЛ" (603950, г. Нижний Новгород, ул.Коновалова, д. 6, ОГРН 1035206159845)
к Росалкогольрегулированию
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
Янбаев И.Р. по дов. от 11.11.2013, |
от ответчика: |
Абрамов Д.И. по дов. от 26.12.2012, Баландина В.Б. по дов. от 26.12.2012, |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТЕРМИНАЛ" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, административный орган, заинтересованное лицо), выразившееся в непринятии в срок до 01.04.2013 решения о выдаче лицензии на основании заявления ООО "ТЕРМИНАЛ" от 01.03.2013.
Решением от 26.08.2013 Арбитражный суд города Москвы признал незаконным бездействие Росалкогольрегулирования, выразившееся в непринятии в срок до 01.04.2013 решения о выдаче лицензии на основании заявления ООО "ТЕРМИНАЛ" от 01.03.2013, и обязал Росалкогольрегулирование в течение десяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение по заявлению ООО"ТЕРМИНАЛ" от 01.03.2013.
Не согласившись с принятым решением, Росалкогольрегулирование обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает на отсутствие незаконного бездействия административного органа, а также на отсутствие нарушения прав и законных интересов ООО "ТЕРМИНАЛ".
В судебном заседании представитель Росалкогольрегулирования доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "ТЕРМИНАЛ" в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанных мнений представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.03.2013 ООО"ТЕРМИНАЛ" обратилось в Росалкогольрегулирование с заявлением о выдаче лицензии на осуществление хранения алкогольной продукции.
14.03.2013 Росалкогольрегулирование направило в адрес ООО "ТЕРМИНАЛ" письмо (исх. N 5192/01-02) о невозможности рассмотрения вопроса о выдаче лицензии в силу двух обстоятельств:
- место нахождения склада ООО "ТЕРМИНАЛ", указанное в заявлении о выдаче лицензии и в заключении о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности (выдано МЧС России), не соответствует месту нахождения объекта, указанному в договоре аренды. В первом случае это помещение именуется "...нежилое помещение п. 11..), а во втором случае "...нежилое помещение N 11...".
- сокращенное наименование заявителя в заявлении (ООО "ТЕРМИНАЛ") не соответствует наименованию организации в договоре аренды (ООО "Терминал").
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО"ТЕРМИНАЛ" с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Суд исходит из того, что под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Порядок рассмотрения заявления о выдаче лицензии на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции регулируется п.п. 1, 3, 5, 6-9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", а также п.п. 20-22, 31, 43-65 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению лицензирования в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. Приказом Минфина России от 10.10.2008 N 111н).
Пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ предусматривается проведение лицензирующим органом документарных проверок в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о выдаче лицензии.
Предметом такой проверки в соответствии с п. 4 ст. 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, оценка соответствия таких сведений лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Пунктом 7 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ предусматривается, что решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок продлевается на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Росалкогольрегулирования основания для решения о невозможности рассмотрения вопроса о выдаче заявителю лицензии, на что указано в письме от 14.03.2013 исх. N 5192/01-02.
Наименование помещения, где располагается склад ООО "ТЕРМИНАЛ", и в договоре и в заявлении идентичны и позволяют однозначно идентифицировать соответствующий адрес склада и его фактическое место нахождения. Написание номера помещения "п.11" или "N 11", а также "П. 11" по своему буквальному содержанию является тождественным. Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что материалы дела не содержат доказательств одновременного наличия двух помещений с номерами, приведенными Росалкогольрегулированием.
Аналогичный вывод следует и относительно порядка написания сокращенного наименования ООО "Терминал" в договоре аренды (не заглавными буквами).
Представленный договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прошел установленную законом правовую экспертизу, явился основанием для возникновения соответствующих гражданско-правовых отношений (права аренды).
В самом договоре аренды кроме наименования ООО "Терминал" также содержатся иные реквизиты заявителя (ИНН, место нахождения), которые позволяют идентифицировать юридическое лицо (ООО "ТЕРМИНАЛ").
Что касается доводов апелляционной жалобы о наличии у Росалкогольрегулирования права на возврат документов заявителю без рассмотрения.
В силу п. 7 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ законодателем для лицензирующего органа предусмотрено, что при представлении всех необходимых документов, указанных в настоящей статье, возможно принятие всего двух решений либо отказ в выдаче лицензии, либо ее выдача.
Пунктом 9 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ установлены основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей.
Исходя из анализа представленных доказательств, с заявлением о выдаче лицензии были представлены все необходимые документы для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии либо об отказе в ее выдаче.
При таких обстоятельствах у Росалкогольрегулирования не имелось правовых оснований для совершения действия, выразившегося в отказе от рассмотрения по существу заявления ООО "ТЕРМИНАЛ" от 01.03.2013 б/н о выдаче лицензии, выраженное в письме от 14.03.2013 N 5192/01-02. Поэтому заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Исследовав материалы дела в порядке ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия (бездействия) незаконными.
В указанной связи суд первой инстанции обоснованно признал бездействие Росалкогольрегулирования незаконным и возложил на заинтересованное лицо соответствующие обязанности по устранению нарушения прав заявителя в порядке ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2013 по делу N А40-75308/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75308/2013
Истец: ООО " Терминал"
Ответчик: Росалкогольрегулирование, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка