г. Челябинск |
|
15 ноября 2013 г. |
Дело N А47-2312/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Терезовой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 августа 2013 года по делу N А47-2312/2013 (судья Калашникова А.В.).
Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства (далее - заявитель, фонд, страхователь) 27.12.2012 обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге (далее - заинтересованное лицо, пенсионный фонд, УПРФ, управление) обязать УПРФ возвратить денежные средства в сумме 31 868 руб. - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии по КБК 182 102 02010061000 160; взыскать с фонда сумму 2 000 руб., оплаченной государственной пошлины (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений заявленных требований).
По делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга (далее - третье лицо, инспекция, ИФНС).
Решением суда от 20 августа 2013 года (резолютивная часть объявлена 13 сентября 2013 года) заявленные требования удовлетворены.
Пенсионный фонд, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению фонда, он правомерно отказал заявителю в возврате суммы 31 868 руб., поскольку спорные денежные средства оплачены заявителем 30.09.2009 и 05.11.2009. Следовательно, на момент обращения в УПРФ с заявлением о возврате суммы переплаты - 28.11.2012, страхователем пропущен предусмотренный п. 13 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) срок.
Фонд не согласен с выводом суда первой инстанции в части применения срока исковой давности, полагая, что процедура возврата излишне уплаченных страховых взносов носит заявительный характер, сроки принятия соответствующего решения о возврате или отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов, период, за который возвращаются излишне уплаченные платежи, то есть вся процедура возврата обусловлена датой обращения с соответствующим заявлением в УПФР. Следовательно, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
До начала судебного заседания от заявителя поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в котором фонд не согласился с доводами, изложенными в жалобе, и просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Страхователь поясняет, что в суд с заявлением он обратился 27.12.2012, поскольку о факте возникновения переплаты за 2009 год мог узнать не ранее, чем 30.03.2010. Следовательно, срок исковой давности не пропущен. Также заявитель представил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего представителя.
Инспекция отзыв на жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом ходатайства заявителя, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон и третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в 2009 году страхователем платежными поручениями N 324 от 30.09.2009, N 363 от 05.11.2009, N 389 от 10.12.2009 произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части.
18 мая 2010 года фондом в ИФНС представлена декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за 2009 год, в которой начислено к уплате за данный отчетный период 334 946 руб. страховых взносов (в том числе: 254 827 руб. - на страховую часть трудовой пенсии; 80 119 руб. - на накопительную часть трудовой пенсии).
08 ноября 2012 года инспекцией страхователю выдана справка N 90780 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.10.2012 (форма N 39-1), содержащая сведения о том, что у заявителя имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии по КБК 18210202010060000160 в сумме 56 662 руб. 62 коп.
14 ноября 2012 года заявитель обратился в ИФНС с письмом N 211 с просьбой о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 56 662 руб. 62 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) в размере 1 798 руб. 75 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) в размере 15 189 руб. 68 коп., страховых взносов в фонд социального страхования 9 275 руб. 34 коп., страховых взносов по единому социальному налогу (далее - ЕСН), зачисляемому в федеральный бюджет в размере 44 928 руб. 34 коп.
23 ноября 2012 года налоговым органом вынесены извещения о принятых решениях:
* N 83352 о возврате в соответствии с п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ЕСН с КБК 18210909010011000110, 18210909020071000110, 1820909030081000110, 1820909040091000110 в общей сумме 23 074 руб. 09 коп.;
* N 12904 об отказе в осуществлении зачета (возврата) ЕСН с КБК 18210909010011000110, 18210909040091000110 в общей сумме 48 118 руб. 01 коп. и о предложении предоставить заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
28 ноября 2012 года страхователь обратился в УПРФ с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов, а именно: страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 56 662 руб. 62 коп.; страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1 166 руб.; страховых взносов в ФФОМС в размере 1 798 руб. 75 коп.; страховых взносов в ТФОМС в размере 15 189 руб. 68 коп., путем перечисления денежных средств на счет плательщика страховых взносов.
05 декабря 2012 года пенсионным фондом вынесены решения:
* N 210 о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, которым фонду из бюджета пенсионного фонда возвращены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 18 000 руб., как ошибочно уплаченные (т. 1, л.д. 12);
* N 210а об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов, которым фонду частично отказано в осуществлении возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии по КБК 18210202010061000160 в сумме 6 794 руб. 62 коп., так как по данным УПРФ переплата по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии отсутствует, на накопительную часть трудовой пенсии по КБК 18210202020061000160 в сумме 1 166 руб., так как по данным ИФНС согласно справке о состоянии расчетов на текущую дату переплата отсутствует. Кроме того, в данном решении пенсионный фонд указал на невозможность исполнения возврата излишне уплаченных страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии по КБК 18210202010061000160 в сумме 31 868 руб., ссылаясь на истечение трехлетнего срока со дня уплаты (п. 13 ст. 26 Закона N212-ФЗ); пенсионный фонд также указал на невозможность возврата излишне уплаченного ЕСН, зачисляемого в ФФОМС, страховых взносов в сумме 1 798 руб. 75 коп., в ТФОМС, страховых взносов в сумме 15 189 руб. 68 коп., ссылаясь при этом на совместное письмо ФНС России и ПФ России от 11.08.20101 N ЯК-1758@/АД-30-24/8509, согласно которому предусмотрен только порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисляемых в бюджет фонда за расчетные периоды с 2002 по 2009 годы включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является ФНС России, в связи с чем, страхователю предложено обратиться в налоговый орган по вопросу возврата переплаты по страховым взносам, зачисляемых в ФФОМС и ТФОМС (т. 1, л.д. 13).
Не согласившись с решением пенсионного фонда N 210а от 05.12.2012, страхователь обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок исковой давности заявителем не пропущен, поскольку о факте возникновения переплаты за 2009 год страхователю могло стать известно не ранее чем 30.03.2010, то есть до определения размера страховых взносов, подлежащих уплате по итогам 2009 года - заявитель не имел достоверных сведений об окончательном размере переплаты.
Суд первой инстанции установил, что на момент рассмотрения спора у заявителя имеется переплата по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2009 год в размере 31 868 руб., что подтверждается материалами дела и не оспаривается фондом. Следовательно, в 2013 году администрирование доходов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, исчисляемым за расчетные периоды с 2002 по 2009 годы включительно, осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, наделенные правовым актом Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующими бюджетными полномочиями администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (распоряжение Правления Пенсионного фонда РФ от 04.12.2012 N 403р).
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу п. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов и в силу подп. 1 п. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В силу п. 1, 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год.
Согласно п. 3, 4, 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно ч. 3 ст. 60 Закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном ст.ст. 26 и 27 настоящего закона.
В силу с ч. 11 ст. 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
В соответствии с ч. 12 ст. 26 Закона N 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
В силу ч. 13 ст. 26 Закона N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно ч. 14 ст. 26 Закона N 212-ФЗ решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы по следующим мотивам.
Законом N 212-ФЗ не определены сроки, порядок возврата в судебном порядке излишне уплаченных страховых взносов.
Согласно разъяснений п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.06.2001 N 173-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мелерзановой Веры Анатольевны на нарушение ее конституционных прав п. 8 ст. 78 НК РФ", рассматриваемая правовая норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал свою позицию со ссылкой на то, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
В силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, следовательно, моментом, с которого необходимо исчислять трехлетний срок является дата, когда плательщику взносов стало известно об излишней уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Вопрос определения времени, когда плательщик страховых взносов узнал или должен был узнать об излишней уплате, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой допущена переплата; наличие у него возможности для правильного исчисления, по данным первоначальной декларации; изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат страховых взносов.
В силу ст. 65 АПК РФ бремя доказывания возлагается на заявителя.
Таким образом, данный спор является имущественным требованием, которое рассматривается в рамках гражданского законодательства, иск может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности, который начинается с даты, когда плательщик узнал о нарушении своего имущественного права (о переплате страховых взносов) и до обращения с требованием не в орган пенсионного фонда, а в арбитражный суд. Применение гражданского законодательства к возникшим спорным отношения обусловлены прямым указанием Конституционного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, переплата по страховым взносам возникла в 2009 году, в результате уплаты авансовых платежей по страховым взносам за 2009 год.
Согласно п. 1 ст. 59 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не позднее 30 марта 2010 года представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Определение окончательного финансового результата и размера обязанности по уплате страховых взносов производится страхователем в декларации по страховым взносам, представляемой по итогам расчетного периода, то есть о факте переплаты заявитель в любом случае узнает не ранее дня, установленного законом для уплаты страховых взносов за истекший расчетный период.
Следовательно, о факте возникновения переплаты за 2009 год заявителю могло стать известно не ранее чем 30 марта 2010 года, то есть до определения размера страховых взносов, подлежащих уплате по итогам 2009 года, заявитель не имел достоверных сведений об окончательном размере переплаты.
Таким образом, при обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением (27.12.2012), о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции экспедиции Арбитражного суда Оренбургской области, срок исковой давности заявителем не пропущен.
Заявителем в материалы дела представлена справка N 90780 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 октября 2012 года (форма N 39-1), сформированная 06.11.2012, согласно которой за страхователем числится переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направленным на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 56 662 руб. 62 коп.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявление о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 31 868 руб. подано заявителем в пределах трехлетнего срока исковой давности (с момента окончания расчетного периода за 2009 год).
На момент рассмотрения спора судом первой инстанции правомерно установлено, что у заявителя имеется переплата по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2009 год в размере 31 868 руб., данный факт подтверждается материалами дела и не оспаривается фондом.
Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, обладает администратор доходов бюджета.
В силу ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываемых по КБК 392 1 02 02031 06 0000 160 "Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно)", является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к законным выводам о том, что срок исковой давности заявителем не пропущен, а также о том, что в 2013 году администрирование доходов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, исчисляемым за расчетные периоды с 2002 по 2009 годы включительно, осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, наделенные правовым актом Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующими бюджетными полномочиями администратора доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 04.12.2012 N 403р).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Суд апелляционной инстанции также поддерживает решение суда первой инстанции в части взыскания расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей с пенсионного фонда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу ч. 3 и 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба УПФР удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 августа 2013 года по делу N А47-2312/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2312/2013
Истец: Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга, Инспекция ФНС России по лененскому району г. Оренбурга