Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2013 г. N 15АП-14929/13
город Ростов-на-Дону |
|
18 ноября 2013 г. |
дело N А53-11070/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "Информационные технологии": представитель Щедрина О.Г. (доверенность от 28.06.2013);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону: представитель Мартыненко И.В. (доверенность от 20.08.2013 N 04-10/015097);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Информационные технологии"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2013 по делу N А53-11070/2013, принятое судьёй Чебановой Л.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Информационные технологии"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Информационные технологии" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - ответчик) о признании решений об отказе в государственной регистрации сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и в государственной регистрации юридического лица при внесении в ЕГРЮЛ сведений о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что представленные обществом уведомления не отвечали требованиям пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" во взаимосвязи со статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и изданным в соответствии с данной нормой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах", а именно не содержали штамп нотариуса с удостоверительной надписью по форме N 56, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 10.04.2002 N 99.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования, сославшись на то, что необходимые документы поданы ликвидатором лично; согласно абзацу 2 пункта 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае представления документов физическим лицом лично, свидетельство его подписи в нотариальном порядке не требуется; уведомление о принятом решении о ликвидации юридического лица не относится к действиям по государственной регистрации юридических лиц; законом не предусмотрен отказ при уведомлении о принятом решении о ликвидации.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган не согласился с доводами заявителя, указав на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и по существу не оспаривается участвующими в деле лицами, 15 мая 2013 года на внеочередном общем собрании участников общества "Информационные технологии" было принято решение о ликвидации Общества и назначен ликвидатор общества Коптев А.В.
17 мая 2013 года ООО "Информационные технологии" в лице ликвидатора Коптева А.В. обратилось в Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону с уведомлениями по форме N Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица и по форме N Р15002 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица и назначении ликвидатора.
24 мая 2013 года регистрирующим органом было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в отношении документов ООО "Информационные технологии", полученных 17.05.2013 года вх. N 1587 со ссылкой на непредставление определенных ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов. Среди представленных для регистрации документов отсутствуют: Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, соответствующее п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 года N 205-ФЗ), согласно которому заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Также, 24 мая 2013 года регистрирующим органом было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в отношении документов ООО "Информационные технологии", полученных 17.05.2013 года вх. N 1588, сославшись на непредставление определенных ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов. Среди представленных для регистрации документов отсутствуют: Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме Р15002, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 года N 439 в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно: составленное с учетом пп. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 года N 205-ФЗ), согласно которому заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Не согласившись с данными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и положениями Устава Общества: решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.
Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается исчерпывающим перечнем оснований для отказа в государственной регистрации (п. 1 ст. 23) и отсутствием полномочий регистрирующего органа по проведению проверки достоверности и соответствия законодательству Российской Федерации сведений, указанных в документах, представленных при государственной регистрации (п. 4.1. ст. 9).
Статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, в соответствии с п.п. "а", "б" п. 1 статьи которого основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Таким образом, отказ в государственной регистрации допускается только в случаях, установленных законом. Других оснований для отказа в регистрации юридических лиц данный закон не предусматривает.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (действовавшего на момент вынесения оспариваемых решений) установлены формы заявлений, касающихся процедуры ликвидации юридических лиц:
- форма N Р16001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией" (приложение N 5);
- форма N Р15001 - "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица" (приложение N 8);
- форма N Р15002 - "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора" (приложение N 9);
- форма N Р15003 - "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица" (приложение N 10).
При этом формы Р15001 - "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица" и N Р15002 - "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора" с 22.07.2009 г. требует нотариального заверения (Федеральный закон от 19.07.2009 г. N 205-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.
Пунктом 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Аналогичные требования закреплены в абзаце 3 раздела I Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ (действовавших на момент вынесения оспариваемых решений).
Таким образом, требование об обязательности нотариального засвидетельствования подписи уполномоченного лица на заявлении, уведомлении или сообщении, представляемом в регистрирующий орган, является законодательно установленным.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных им необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как следует из материалов дела, представленные обществом уведомления не отвечали требованиям пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" во взаимосвязи со статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и изданным в соответствии с данной нормой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 10.04.2002 N 99 "Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах", а именно не содержали штамп нотариуса с удостоверительной надписью по форме N 56, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 10.04.2002 N 99.
В соответствии с положениями статьями 11, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган должен принять одно из решений: либо произвести государственную регистрацию, либо отказать в этом. В обоих случаях действия регистрирующего органа должны быть оформлены в виде соответствующего решения, которое принимается в сроки, предусмотренные статьей 8 Закона.
Таким образом, довод заявителя о нарушении регистрирующим органом требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и соответственно, о нарушении его прав в сфере предпринимательской деятельности является необоснованным и не соответствует требованиям действующего законодательства.
Ссылка заявителя на абзац 2 пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", введенный согласно Федеральному закону от 28.07.2012 N 133-ФЗ, является несостоятельной, поскольку соответствующая норма, устанавливающая право представления документов физическим лицом без удостоверения подписи в нотариальном порядке, распространяется на физических лиц, регистрируемых или зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя.
Иные доводы заявителя не основаны на действующих правовых нормах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.07.2013 по делу N А53-11070/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.