г. Пермь |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А60-27615/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С. Н.
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания Безденежных М.К.
при участии:
от истца Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора РФ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга -представитель Катаева А.А. по доверенности от 17.01.2013,
от ответчика ООО "ТПК Маслодел" (ОГРН 1036605188883, ИНН 6664087641) -не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Ответчика ООО "ТПК Маслодел"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 сентября 2013 года по делу N А60-27615/2013,
принятое судьей Италмасовой Е.Г.
по иску Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора РФ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга
к ООО "ТПК Маслодел"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ТПК Маслодел" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Решением суда от 25.09.2013 требование удовлетворено. Общество привлечено к ответственности по ст. 14.43 ч.1 КоАП РФ к штрафу в доход государства 100 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильную квалификацию его действий, полагая, что действия следует квалифицировать по ст. 6.3 КоАП РФ, нарушение процедуры привлечения к ответственности и нарушения срока привлечения, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ.
Представитель общества в суд не явился, общество извещено о дне рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного органа с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с 27.05.2013 по 24.06.2013 на основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 24.05.2013 N 01-01-01-03-30/10907 Территориальным отделом Управления Роспобнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ТПК Маслодел", в ходе которой установлено, что технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, реализацией продуктов переработки молока, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:
-расположение производственных цехов и расстановка технологического оборудования не позволяет осуществлять дефростацию, хранение масла, в отдельно выделенном помещении, обеспечивающем поточность технологических процессов и исключающих встречные потоки сырья и готовой продукции;
-нарушены требования к производству продукции, выпускаемой в соответствии с действующей нормативной документацией (технологических инструкций);
-нарушены требования к соблюдению температуры и относительной влажности воздуха в камерах и складах для хранения и созревания продуктов переработки молока: 29.05.2013 с 11-10 до 15-00 в коридоре, вне производственных помещений предприятия находилось масло сливочное, дата изготовления 24.05.2013, в количестве 49 шт. по 20 кг (монолит);
-в неработающей холодильной камере N 6 (в отсутствии электричества, термометра (психрометра, гигрометра) хранилось масло "Чайное", дата изготовления 28.05.2013 и другая продукция переработки молока;
-29.05.2013 с 11-10 до 15-00, в не предназначенном для фасования месте, помещении "Водонагревателя", производилась фасовка масла "Крестьянского" сладко-сливочного несоленого, м.д.ж.72,5%, высший сорт, расфасованного в пленку весом от 200 гр. до 300 гр. - 10 кг., с указанием на упаковке даты выработки 30.05.2013 при температуре хранения +19С;
-при входе в производственные цеха отсутствуют дезинфицирующие коврики;
-в коридоре производственных цехов, где у общества хранится масло, светильники с люминесцентными лампами не оборудованы защитной решеткой (сеткой), рассеивателем, что не исключает возможность выпадения ламп из светильников;
-29.05.2013 с 11-10 до 15-00 установлено, что ООО "ТПК Маслодел" устанавливает срок реализации продуктов переработки молока (масло сливочного), превышающий срок годности, установленный изготовителем, а именно:
-ООО "ТПК Маслодел" осуществляет расфасовку масла из монолита ООО "Молпром", г. Иваново, ул. 11-я Сосневская, дом 95, дата производства 25,26.06.2011 (срок годности 24 мес.) срок годности которого истекает 25,26.06.2013. При проверке установлено, срок годности, наносимый ООО "ТПК Маслодел" на потребительскую тару расфасованного (из монолита) масла Крестьянского сладко-сливочного несоленого, массовая доля жира 72,5%, высшего сорта, дата фасовки 27.05.2013, 28.05.2013, 29.05.2013 следующий:
- 120 суток при температуре минус 16С (срок годности масла до 27,28,29.09.2013 ),
- 60 суток при температуре минус 6_3 С (срок годности масла до 27,28,29.07.2013),
- 35 суток при температуре 3_ 2С (срок годности масла до 01,02,03.07.2013 ) - наносится с нарушением сроков, установленных изготовителем монолита масла: ООО "Молпром", г. Иваново, ул. 11-я Сосневская, дом 95 - годен до 25,26.06.2013, а именно, срока годности расфасованного в потребительскую тару масла больше срока годности монолита масла ООО "Молпром" г. Иваново, ул. 11-я Сосневская, дом 95.
При осмотре помещений готовой продукции ООО "ТПК Маслодел" выявлено, что общество нарушило требование к маркировке продукции переработки молока, указав не соответствующую дню производства масла (29.05.2013) дату на масло "Крестьянское" сладко-сливочное несоленое, м.д.ж.72,5%, высший сорт, расфасовано в пленку весом от 200 гр. до 300 гр. -10 кг., с указанием на упаковке даты выработки 30.05.2013, изготовитель ООО "ТПК Маслодел".
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 24.06.2013, протокол об административном правонарушении от 01.07.2013, в арбитражный суд направлено заявление о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности события правонарушения по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вины общества, отсутствии нарушений процедуры привлечения к ответственности, назначил обществу административный штраф.
Выводы суда являются правильными, поскольку основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, нормы материального права применены верно.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу п. 1 ст. 46 Закона N 184-ФЗ требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Пунктом 1 ст. 36 Закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
В силу п. 5 ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
Обязательные требования к молоку и молочной продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции установлены Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент), объектами технического регулирования которого являются молоко и молочная продукция, а также процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции (ст. 2 Технического регламента).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Технического регламента на молоко и молочную продукцию технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, использованием, переработкой, утилизацией потенциально опасных продуктов переработки молока и образующихся отходов этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.
Согласно п. 5.2. "СанПиН 2.3.4.551-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы" расположение производственных цехов должно обеспечивать поточность технологических процессов; технологические коммуникации (молокопроводы) - наиболее короткие и прямые потоки сырья и готовой продукции.
В соответствии с 5.3. СанПин у входа в здания предприятий должны быть предусмотрены скребки, решетки или металлические сетки для очистки обуви от грязи, а внутри зданий при входе в производственные цеха и бытовые помещения - дезинфицирующие коврики.
В соответствии с п. 5.26. СанПин, температура и относительная влажность воздуха в производственных помещениях, камерах и складах для хранения и созревания продуктов должна соответствовать санитарным нормам проектирования промышленных предприятий, санитарным требованиям к проектированию предприятий молочной промышленности и технологическим инструкциям производства молочных продуктов.
Пунктом 8.4. СанПин определено, что светильники с люминесцентными лампами должны быть оборудованы защитной решеткой (сеткой), рассеивателем или специальными ламповыми патронами, исключающими возможность выпадения ламп из светильников; светильники с лампами накаливания - сплошным защитным стеклом.
В силу п. 12.2. СанПин молочная продукция должна вырабатываться строго в соответствии с действующей нормативной документацией.
Ответственность за соблюдение технологических инструкций возлагается на мастеров, технологов, зав. производством и начальников цехов (участков).
В соответствии с ч. 8 ст. 17 Технического регламента на молоко и молочную продукцию не допускается реализация продуктов переработки молока с истекшим сроком годности.
Требования к маркировке молока и продуктов его переработки установлены статьей 36 Технического регламента, в соответствии с которой маркировка на групповую упаковку либо транспортную тару или потребительскую тару молока, молочной продукции наносится путем наклеивания этикеток, изготовленных типографским способом или другим способом, обеспечивающим их четкое прочтение (ч. 5).
Согласно ч. 25 той же статьи молоко и продукты его переработки, расфасованные в потребительскую тару и реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, должны иметь маркировку, содержащую следующую информацию:
1) наименования таких продуктов с использованием понятий, предусмотренных статьями 4 и 14 настоящего Федерального закона, и соблюдением требований к их применению, установленных настоящей статьей;
2) массовая доля жира в процентах (кроме обезжиренных продуктов переработки молока, сыра, сырных продуктов, плавленых сыров, плавленых сырных продуктов), массовая доля жира в пересчете на сухое вещество в процентах для сыра, сырных продуктов, плавленых сыров, плавленых сырных продуктов. При нанесении на потребительскую тару маркировки продуктов, произведенных из цельного молока, допускается указывать массовую долю жира с использованием слов "от", "до" в процентах с дополнительной информацией о массовой доле жира в процентах для каждой партии таких продуктов любым доступным способом с использованием одного из размеров шрифтов, предусмотренных частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, маркировки сухих продуктов детского питания на молочной основе, сухих молочных смесей, сухих молочных напитков, сухих молочных каш допускается указывать массовую долю жира в граммах после слов "пищевая ценность";
3) массовая доля молочного жира в процентах в жировой фазе (для молокосодержащих продуктов);
4) наименование и место нахождения изготовителя (адрес, в том числе страна и (или) место происхождения таких продуктов) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий, касающихся молока и продуктов его переработки, от потребителей на территории Российской Федерации (при наличии данных претензий);
5) товарный знак изготовителя молока и продуктов его переработки (при наличии товарного знака);
6) масса нетто или объем таких продуктов. Масса нетто указывается в отношении таких продуктов, если они имеют сыпучую, твердую, пастообразную или вязкопластичную консистенцию либо для них нет методик выполнения измерений плотности. Объем или масса нетто (по усмотрению изготовителя) указывается для продуктов, имеющих жидкую консистенцию, если для таких продуктов существуют методики выполнения измерений плотности и (или) дозировочное оборудование;
7) состав таких продуктов с указанием входящих в них компонентов. Список входящих в состав таких продуктов компонентов формируется в порядке убывания их массовой доли на момент производства таких готовых продуктов. Если компонент представляет собой пищевой продукт, состоящий из двух и более компонентов, этот пищевой продукт может быть включен в состав продуктов переработки молока под своим наименованием. Молочные продукты, входящие в состав молочного составного продукта или молокосодержащего продукта, в списке компонентов указываются под своими наименованиями. Функционально необходимые для производственного процесса и не входящие в состав готового продукта компоненты указываются после слов "с использованием". В составе такой продукции указываются наименования пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, компонентов, имеющих нетрадиционный состав. Компоненты, входящие в состав глазури, указываются отдельно;
8) пищевая ценность таких продуктов (содержание в готовом продукте жира, белков, углеводов, в том числе сахарозы) в процентах или в граммах в расчете на 100 граммов таких продуктов, энергетическую ценность в калориях или килокалориях;
9) содержание в готовом кисломолочном или сквашенном продукте микроорганизмов (молочнокислых, бифидобактерий и других пробиотических микроорганизмов, а также дрожжей - колониеобразующих единиц в грамме такого продукта);
10) содержание в готовом обогащенном продукте микро- и макроэлементов, витаминов, других используемых для обогащения такого продукта веществ с указанием отношения количества добавленных в такой продукт веществ к суточной дозе потребления этих веществ и особенностей употребления такого продукта;
11) информация о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (в случае их наличия в количестве более чем 0,9 процента);
12) условия хранения молока и молочной продукции (в том числе до вскрытия упаковок продуктов детского питания на молочной основе в случаях хранения вскрытых упаковок и обязательно после вскрытия этих упаковок, для скоропортящихся продуктов со сроком годности до 30 дней - в случае отличия условий хранения таких продуктов в невскрытых упаковках и во вскрытых упаковках);
13) дата производства (изготовления) и дата упаковки молочной продукции (при несовпадении этих дат), обозначенные двузначными числами, - час, число, месяц (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности, исчисляемым часами), число, месяц, год (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности до 30 дней), месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов);
14) срок годности, обозначенный двузначными числами, - час, число, месяц (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности, исчисляемым часами), число, месяц, год (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности до 30 дней), месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов). Сроки годности указываются после слов "Годен до", "Употребить до" или "Использовать до". Допускается указывать срок годности в часах, днях, месяцах ("Срок годности 36 часов", "Срок годности 14 дней (суток)", "Срок годности 6 месяцев", "Годен 14 суток", "Годен 6 месяцев");
15) способы и условия употребления молочной продукции (при необходимости);
16) документ, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована такая продукция;
17) информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям настоящего Федерального закона;
18) не допускается использовать понятие "молоко" на потребительской таре в наименованиях молока и продуктов его переработки в случае использования при их производстве сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока;
19) информация об использовании немолочных жиров при производстве молокосодержащих продуктов в соответствии с технологией, которой предусматривается замена молочного жира жирами немолочного происхождения (за исключением сливочно-растительных спредов), размещается вместе с полным наименованием соответствующего вида молокосодержащих продуктов (например, "сметанный продукт с растительным жиром", "сырок с растительным жиром") на передней стороне потребительской тары.
Из материалов дела следует, что ООО "ТПК Маслодел" осуществлялось производство продукции, не соответствующей обязательным требованиям технических регламентов и нормативных документов.
Факт правонарушения подтверждается материалами проверки (актом проверки от 24.06.2013, протоколом об административном правонарушении от 01.07.2013).
Доказательств соблюдения требований законодательства общества суду первой и апелляционной инстанции не представило.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии заинтересованным лицом всех зависящих от него мер по соблюдению требований технических регламентов и предотвращению правонарушения, не представлено. У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При изложенных обстоятельствах в действиях ООО "ТПК Маслодел" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Довод общества о пропуске административным органом срока привлечения общества к административной ответственности апелляционным судом рассмотрен и не подтверждается, поскольку согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу о совершении данного административного правонарушения не может быть вынесено по истечении 1 года.
Доводы апелляционной жалобы о неверной квалификации основаны на неправильном толковании ст.14.43 КоАП РФ и поэтому апелляционным судом не приняты.
Нарушений процессуальных норм, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 сентября 2013 года по делу N А60-27615/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям ст.288 ч.4 АПК РФ в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27615/2013
Истец: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора РФ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга
Ответчик: ООО "ТПК Маслодел"