г. Пермь |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А60-17465/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Крымджановой Д.И., Шварц Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Н.А.,
при участии:
от истца, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Чистый город": Горбунова И.В., доверенность от 01.11.2013, паспорт; Савин М.И., доверенность от 01.11.2013, паспорт; Бабанов А.А., доверенность от 01.11.2013, паспорт;
от ответчика, Талицкого городского округа в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа; от третьих лиц: Региональной энергетической комиссии Свердловской области, Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Чистый город"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 04 сентября 2013 года
по делу N А60-17465/2013,
принятое судьёй Классен Н.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Чистый город" (ОГРН 1086654000542, ИНН 6654012118)
к Талицкому городскому округу в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа
третьи лица: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области
о взыскании убытков,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Чистый город" (далее - ООО УК "Чистый город", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Администрации Талицкого городского округа, Министерства финансов Свердловской области убытков, возникших в период с сентября 2011 года по декабрь 2012 года в результате ограничения размера платы граждан Талицкого городского округа за коммунальные услуги предельными индексами, утвержденными Постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 119-ПК от 01.10.2010, N 162-ПК от 27.10.2011, в сумме 5 628 729 руб. 00 коп. (т.1 л.д.3-5).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 27.06.2013 (т.2 л.д.42-44) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области).
До принятия судом решения истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований (т.2 л.д.47-49), просил взыскать с Талицкого городского округа в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа сумму выпадающих доходов по предоставлению коммунальных услуг населению по тарифам, не обеспечивающим издержек за 2 полугодие 2011 года, 2012 год, в размере 5 628 729 руб. 00 коп. Ходатайство истца судом первой инстанции удовлетворено в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2013 (т.2 л.д.122-124) в соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Талицкого городского округа на надлежащего - Талицкий городской округ в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа (далее - Управление ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа); Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области (далее - Минфин Свердловской области) исключена из состава ответчиков и привлечена в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04 сентября 2013 года (резолютивная часть решения объявлена 28.08.2013, судья Н.М.Классен) в удовлетворении исковых требований отказано, с ООО УК "Чистый город" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 51 143 руб. 65 коп. (т.2 л.д.219-227).
Истец, ООО УК "Чистый город", не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой. Полагая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не применены нормы материального права, подлежащие применению, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Заявитель оспаривает вывод суда о том, что Порядок предоставления субсидий из бюджета Талицкого городского округа на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим жилищные и коммунальные услуги населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, утвержденный постановлением Главы Талицкого городского округа N 217 от 23.07.2009, подлежал применению только в 2009 году. Принимая во внимание, что в тексте данного постановления указано на распространение его действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2009, учитывая, что постановлением Администрации Талицкого городского округа от 19.07.2013 N 234 постановление N 217 от 23.07.2009 отменено с 19.07.2013, истец считает, что постановление N 217 от 23.07.2009 действовало в период с 01.01.2009 по 19.07.2013.
Ссылаясь на статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 4, пункт 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", части 2, 6, 6.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ, истец полагает, что с принятием Постановления Администрации Талицкого городского округа N 113 от 06.04.2011 муниципальный орган реализовал свои полномочия по установлению предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги по муниципальному образованию, направленные на ограничение увеличения платы за коммунальные услуги гражданами.
Заявитель указал, что взыскиваемые по настоящему делу убытки явились следствием установления ответчиком, наделенным соответствующими полномочиями, предельного размера платы граждан за коммунальные услуги, поэтому в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответственность и последствия реализации принятого решения лежат на ответчике.
Представители истца в заседании суда апелляционной инстанции 14.11.2013 на доводах апелляционной жалобы настаивали, просили решение отменить.
Ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание 14.11.2013 не обеспечили, письменные отзывы на жалобу не представили.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Чистый город" в период с сентября 2011 года по декабрь 2012 (спорный по настоящему делу период) осуществляло деятельность по управлению жилыми домами, расположенными на территории Талицкого городского округа, и предоставляло коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение) гражданам, проживающим в жилых домах.
Поставку тепловой энергии на нужды отопления, горячей воды, холодной воды, оказание услуг водоотведения в спорный период осуществляли ресурсоснабжающие организации - общество с ограниченной ответственностью "СтройСервисИнвест", общество с ограниченной ответственностью "Авангард", муниципальное унитарное предприятие "Теплоцентр", закрытое акционерное общество "Регионгазинвест", общество с ограниченной ответственностью "Талица", общество с ограниченной ответственностью "Эконом" в рамках заключенных с истцом договоров (т.1 л.д.142-172), которые для оплаты ресурсов, поставленных на объекты, находящиеся в управлении истца, выставляли счета (т.1 л.д.78-141).
Истец производил расчеты с ресурсоснабжающими организациями за потребленные коммунальные ресурсы, стоимость которых была определена на основании тарифов, утвержденных РЭК Свердловской области постановлениями N 165-ПК от 23.12.2010, N 197-ПК от 21.12.2011, N 71-ПК от 31.05.2011 (т.1 л.д.34-172).
В период с сентября 2011 года по декабрь 2012 года истец начислял плату за коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК "Чистый город", с учетом предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Постановлениями РЭК Свердловской области N 119-ПК от 01.10.2010 "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год" (т.1 л.д.12-13); N 162-ПК от 27.10.2011 "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2012 год" (т.1 л.д.14).
Полагая, что у ООО УК "Чистый город" возникли убытки в сумме 5 628 729 руб. 00 коп., в том числе за 2 полугодие 2011 года - 2 044 535 руб. 00 коп., за 2012 год - 3 584 224 руб. 00 коп., вследствие разницы между тарифами, установленными регулирующим органом для энергоснабжающих организаций, и платой, внесенной гражданами, которая не превышала предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги в очередном календарном году, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для взыскания убытков с Талицкого городского округа, в связи с отсутствием оснований полагать, что межтарифная разница вызвана реализацией ответчиком полномочий по установлению платы за коммунальные услуги; недоказанности противоправности действий ответчика и причинения убытков.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца в судебном заседании, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Ответственность, предусмотренная названными нормами права, наступает при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
Недоказанность хотя бы одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении заявленных исковых требований.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления наделены полномочиями в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса по установлению надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (утратил силу с 01.01.2011, подлежал применению при установлении тарифов на 2011 год) регулирование тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (статьи 5, 7) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено осуществление полномочий по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона (в частности, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям), за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
На территории Свердловской области государственным органом, уполномоченным устанавливать тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, является РЭК Свердловской области.
Постановлениями РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 165-ПК, от 21.12.2011 N 197-ПК утверждены тарифы на тепловую энергию на 2011 год и на 2012 год соответственно.
Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которым должен соответствовать размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Части 1-7 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ от 26.12.2005 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и некоторые законодательные акты Российской Федерации" действовали до 01.01.2012.
Постановления РЭК Свердловской области от 01.10.2010 N 119-ПК и от 27.10.2011 N 162-ПК, установившие предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, не были оспорены в установленном порядке, являлись действующими в спорный период.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесена и организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Указанное положение закона, возлагающее на городское поселение организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы, устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения, определяются с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти (часть 2 статьи 16.1, статья 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что расчет с ресурсоснабжающими организациями за потребленные коммунальные услуги истцом произведен с учетом тарифов, установленных Постановлениями РЭК Свердловской области.
Как следует из искового заявления и расчетов ООО УК "Чистый город" (т.2 л.д. 135-141) выпадающие доходы у истца возникли в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение) предельным индексом, утвержденным Постановлениями РЭК Свердловской области.
На период 2011 - 2012 годов органами местного самоуправления муниципального образования Талицкий городской округ не принимался нормативный акт, устанавливающий ограничение размера платы (ставки платы) за коммунальные услуги для населения г.Талица на уровне ниже экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые истцом у ресурсоснабжающей организации, иного ООО УК "Чистый город" не доказано.
Вследствие того, что истец как исполнитель коммунальной услуги несет убытки от межтарифной разницы, возникающие у управляющей организации при оказании ею населению коммунальных услуг, разница в тарифах на коммунальные услуги (отопление, ГВС), в отсутствие доказательств того, что органом местного самоуправления установлен предельный максимальный тариф на коммунальные услуги для населения муниципального образования Талицкий городской округ, не может быть возмещена из местного бюджета.
При этом следует отметить, что уполномоченным органом муниципального образования Талицкий городской округ в спорный период не был принят нормативный акт, устанавливающий предельные максимальные тарифы на услуги отопления и горячего водоснабжения для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги на территории Талицкого городского округа.
Издание Администрацией Талицкого городского округа Постановления от 06.04.2011 N 113 "О приведении размеров платы граждан Талицкого городского округа на коммунальные услуги в 2011 году в соответствие с предельными индексами" (т.2 л.д.19) не может быть расценено как принятие мер, направленных на оптимизацию расходов, связанных с эксплуатацией систем коммунальной инфраструктуры и возмещаемых за счет платежей граждан, ограниченных установленными предельными индексами, а также в качестве правового акта, устанавливающего иные, меньшие относительно определенных в Постановлениях РЭК Свердловской области от 01.10.2010 N 119-ПК и от 27.10.2011 N 162-ПК, предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
В 2012 году администрация Талицкого городского округа не устанавливала требования к приведению размеров платы граждан Талицкого городского округа на коммунальные услуги в 2012 году в соответствии с предельными индексами. Нормы частей 1-7 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ от 25.12.2005 в 2012 году не действовали.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что возникновение у истца убытков обусловлено применением предельных индексов, утвержденными Постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 119-ПК от 01.10.2010, N 162-ПК от 27.10.2011, а не ограничением ответчиком тарифов на коммунальные услуги, применяемых в расчетах с населением, на уровне ниже экономически обоснованных, поскольку такого решения органы местного самоуправления муниципального образования Талицкий городской округ в спорный период времени не принимали. Истцом не доказано, что убытки возникли в результате действий именно Талицкого городского округа.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, обязанность возмещать потери теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления городских округов только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств. Без наделения органов местного самоуправления городских округов такими государственными полномочиями субъекты Российской Федерации не вправе предоставлять местным бюджетам межбюджетные трансферты целевого назначения на покрытие указанных расходов.
На основании Постановления Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП "Об утверждении Порядка и условий предоставления и распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год и распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год" Талицкому городскому округу распределены и перечислены межбюджетные трансферты на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год в размере 23 410,1 тыс. руб.
Постановлением Администрации Талицкого городского округа от 08.08.2011 N 238 "О направлении межбюджетных трансфертов сумме 23 410,1 тыс. руб., выделенных из областного бюджета Талицкому городскому округу на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведение на 2011 год" межбюджетные трансферты распределены организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, за 2011 год, в том числе истцу.
В связи с тем, что в 2011 году Талицкому городскому округу распределены и перечислены межбюджетные трансферты на осуществление отдельного государственного полномочия (возмещение потерь теплоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на тепловую энергию для населения на уровне ниже экономически обоснованного), Администрация Талицкого городского округа признала необходимость осуществления выплат по расчетам недополученных доходов за 2011 год ООО УК "Чистый город" в пределах выделенных трансфертов.
Платежными поручениями N 308 и N 309 от 09.08.2011 УФК по Свердловской области (Финансовое управление администрации Талицкого городского округа, УТЭК, ЖКХ и Ст.) денежные средства в размере 5 656 000 руб. 00 коп. и 3 000 000 руб. 00 коп. были перечислены ООО УК "Чистый город" (т.2 л.д.61, 62).
Материалы дела не содержат доказательств распределения и перечисления из областного бюджета Талицкому городскому округу в 2012 году межбюджетных трансфертов на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 05.02.2009 N 250-О-П, является обязательным во всех случаях.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" указано, что требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
В нарушение статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства неправомерности действий органов местного самоуправления ответчика, в том числе в результате принятия органами местного самоуправления муниципального образования Талицкий городской округ каких-либо актов, устанавливающих ставки платы, тарифов за коммунальную услугу - отопление в размерах ниже экономически обоснованных тарифов, в связи с чем суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения на публично-правовое образование обязанности возместить истцу разницу в тарифах и отказал ООО УК "Чистый город" в удовлетворении исковых требований, заявленных в порядке статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы истца о том, что с учетом положений Постановления Главы Талицкого городского округа от 23.07.2009 N 217, которым утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Талицкого городского округа на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим жилищные и коммунальные услуги населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, обязанность по возмещению выпадающих доходов принял на себя ответчик, судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и правомерно отклонены на основании следующего.
Проанализировав положения постановления Главы Талицкого городского округа N 217 от 23.07.2009 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Талицкого городского округа на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим жилищные и коммунальные услуги населению по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек" (т.2 л.д.97-100), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данный нормативный акт подлежал применению только на период 2009 года.
Согласно положениям, изложенным в преамбуле указанного нормативного акта, настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 20.08.2008 N 103-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2009 год", с Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 31.12.2008 N 170-ПК "О внесении изменений в некоторые Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области", во исполнение Решения Думы Талицкого городского округа от 25.12.2008 N 91 "О бюджете Талицкого городского округа на 2009 год", в соответствии с Постановлением главы Талицкого городского округа от 23.09.2008 N 254 "Об установлении нормативов потребления жилищных и коммунальных услуг для граждан, проживающих в многоквартирных или жилых домах, предприятий, организаций и учреждений, не оборудованных приборами учета, Талицкого городского округа", в соответствии с Постановлением главы Талицкого городского округа от 25.12.2008 N 346 "Об утверждении тарифов на жилищные и коммунальные услуги для организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги на территории Талицкого городского округа на 2009 год".
Учитывая, что нормативные акты, в соответствии с которыми был разработан Порядок предоставления субсидий из бюджета Талицкого городского округа, действовали в 2009 году, суд приходит к выводу о том, что Талицкий городской округ принял на себя обязательства по возмещению выпадающих доходов организациям, предоставляющим жилищные и коммунальные услуги населению, обусловленных только указанными нормативными актами, которые в 2011 и 2012 годах (спорный период) не действовали, истцом не применялись.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и некоторые законодательные акты Российской Федерации" размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.
В пунктах 1.1., 2.1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено, что предельные минимальные и (или) максимальные индексы - устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (далее также - предельные индексы); предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. При применении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения объема предоставления гражданам льгот и субсидий в соответствии с законодательством.
Таким образом, предельным индексом ограничивается совокупный размер платы граждан за все коммунальные услуги, а не плата за один из видов коммунальных услуг.
Части 1-7 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ от 26.12.2005 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и некоторые законодательные акты Российской Федерации" действовали до 01.01.2012.
Расчеты, представленные истцом, с учетом их содержания, отсутствия первичных документов, в том числе платежных документов потребителей, не позволяют сделать вывод о соответствии их требованиям Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ.
При таких обстоятельствах, расчет истца не может быть признан достоверным, позволяющим установить наличие превышения установленных предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в спорный период.
При рассмотрении дела истцом не были заявлены ходатайства об истребовании доказательств, о проведении экспертизы в целях подготовки заключения об имевших место превышениях предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, Арбитражного суда Свердловской области от 04 сентября 2013 года является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 сентября 2013 года по делу N А60-17465/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.Г.Масальская |
Судьи |
Д.И.Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17465/2013
Истец: ООО Управляющая компания "Чистый город"
Ответчик: Администрация Талицкого городского округа, Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области, Талицкий городской округ в лице Управления топливно-энергетического комплекса, ЖКХ и строительства
Третье лицо: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области