г.Москва |
|
18 ноября 2013 г. |
Дело N А40-46930/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.11.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артюковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.08.2013
по делу N А40-46930/2013 судьи Пуловой Л.В. (шифр судьи 10-444)
по заявлению ООО "Покровское" (ОГРН 5067746663485, Московская область, г.Дзержинский, ул.Энергетиков, д.22, стр.1)
к 1) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве 2) ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, 3) Управлению Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области,
третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы,
о признании незаконными действий,
при участии:
представителя заявителя Музовой В.В. по доверенности от 14.03.2013 N 13Р20-6; представители ответчиков не явились, извещены,
представитель третьего лица не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Покровское" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:9, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:4; обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии" по Москве аннулировать и исключить сведения государственного кадастрового учета описание части земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:9, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:4, из государственного кадастра недвижимости; обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по г.Москве выдать ООО "Покровское" кадастровые паспорта на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:27:0030322:10, 50:27:0030322:11.
Решением от 29.08.2013, принятым по данному делу, Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные ООО "Покровское" требования в полном объеме, мотивировав свои выводы тем, что сведения, содержащие описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:9, границы которого пересекают границы принадлежащих ООО "Покровское" и ранее поставленных на учет земельных участков 50:27:003032210 и 50:27:003032211, внесены Управлением Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Московской области в государственный кадастр недвижимости с нарушением порядка, предусмотренного положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Полагает, что судебные акты, принятые во внимание судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения, не имеют преюдициального значения по настоящему делу, поскольку на момент принятия судебных актов двухлетний срок в соответствии с п.4 ст.24 Закона о кадастре не прошел и Управление не могло в соответствии с законодательством снять спорные земельные участки с учета по указанным делам. Указывает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не нарушает прав и законных интересов заявителя и не обладает полномочиями кадастрового учета, таким органом в настоящее время является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
В судебное заседание представители Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области, а также ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области и Департамента городского имущества города Москвы, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, не явились. Суд апелляционной инстанции, с учетом мнения заявителя, явившегося в судебное заседание, считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в материалах дела доказательствам, в отсутствие ответчиков и третьего лица.
Рассмотрев в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области материалы дела, заслушав представителя заявителя, изложившего доводы, указанные им в отзыве, и поддержавшего решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый по настоящему делу судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения ООО "Покровское" с указанными выше требованиями в арбитражный суд послужил отказ ФГБУ "Кадастровая палата" г.Москвы, оформленный решениями от 02.04.2013 N 77/601/13-11068 и N 77/601/13-11063 (том 1 л.д.20, 25) в выдаче по запросу ООО "Покровское" кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030322:10 и 50:27:0030322:11, расположенных по адресу: г.Москва, поселение Вороновское вблизи с.Покровское, и принадлежащих на праве собственности заявителю.
В обоснование принятых решений орган кадастрового учета указал, что границы земельных участков с кадастровым номером 50:27:0030322:10 и 50:27:0030322:11 пересекают границу земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:9. Возможными причинами возникновения указанных обстоятельств могут являться ошибки, допущенные при определении границ соответствующих земельных участков, выявленные при формировании и передаче сведений о ранее учтенных земельных участках в составе информационного ресурса государственного земельного кадастра, ведение которого на присоединенной к территории города Москвы территории Московской области ранее осуществлялось органами Московской области соответствующей компетенции.
В целях устранения причин, с которыми может быть связано возникновение указанных обстоятельств, Обществу предложено представить в орган кадастрового учета документы, в соответствии с которыми в сведения государственного кадастра недвижимости о границах земельных участков могут вноситься изменения (уточнения).
Кроме того, для рассмотрения вопроса об изменении указанных сведений (в т.ч. в случае исправления технических ошибок) в орган кадастрового учета могут представляться документы, в соответствии с которыми ранее осуществлялся государственный кадастровый учет земельных участков.
Обращаясь с апелляционной жалобой, Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области указывает, что оно не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не обладает полномочиями кадастрового учета, таким органом в настоящее время является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области.
Данный довод не принимается судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Как следует из материалов дела, 20.05.2010 Управление Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Московской области внесло в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:27:0030322:9, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:4, представляющего собой единое землепользование.
Как правильно указано судом первой инстанции, до 01.07.2010 полномочиями по ведению кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в кадастр недвижимости, в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/179, наделено Управление Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Московской области.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О кадастровой палате" по субъектам РФ, с 01.07.2010 полномочиями органа государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в кадастр недвижимости наделены ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъектам РФ.
Согласно плану-графику Управление Росреестра по Московской области передало свои полномочия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Московской области с 01.07.2010.
В дальнейшем, в соответствии с Приказом Минкомразвития РФ от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам РФ, ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области было реорганизовано в форме присоединения к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
Вышесказанное позволяет прийти к выводу, что на момент внесения сведений в государственный кадастр недвижимости - 20.05.2010 в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/179, функции органа кадастрового учета, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на территории Московской области осуществлялись Управлением Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области.
Принимая оспариваемое решение, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд правильно принял во внимание, что вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Московской области по делам N А41-45367/1, N А41-14455/11, N А41-1298/12 установлен факт признания незаконными действий Управления Росреестра по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:9, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:4; установлен факт отсутствия заявления о постановке на учет земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:9, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:27:0000000:4 или об учете изменений указанных земельных участков; установлен факт отсутствия решений органа кадастрового учета об учете изменений указанных земельных участков, предусмотренных Порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
При этом в соответствии с п.23 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42, в предусмотренных Законом о кадастре случаях решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости или о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости принимается на основании заявления с представлением необходимого для кадастрового учета перечня документов.
Согласно п.86 Порядка ведения ГКН в кадастровое дело помещаются документы, на основании которых внесены сведения в ГКН об объектах недвижимости.
В силу п.91 названного Порядка кадастровое дело объекта недвижимости формируется после присвоения объекту недвижимости кадастрового номера учетного дела, состоящего из помещенных в одну обложку: заявления, документов, необходимых для кадастрового учета, документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия, а также оформленных уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета протокола проверки и соответствующих решений.
В настоящем случае в отсутствие волеизъявления собственников объектов недвижимости или иных лиц, указанных в законе о кадастре, оформленного в установленном порядке, у Управления Федеральной службы кадастра и картографии по Московской области отсутствовали основания для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:9, что подтверждается вступившими в законную силу указанными выше судебными актами.
Согласно п.3 ч.11 ст.7, ч.7 ст.8 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границы земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости.
В соответствии с п.п.1-3 ст.39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с п.п.2 ч.1 ст.22, ч.2 ст.28 Федерального закона N 221-ФЗ межевой план должен содержать копии документов о разрешении земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, если такое согласование в соответствии со ст.39 Закона обязательно.
Нарушение порядка согласования местоположения границ земельного участка в соответствии со ст.27 Федерального закона N 221-ФЗ является одним из оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Отказ в осуществлении кадастрового учета возможен в случае, когда одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ других земельных участков, а также в случаях нарушения установленного порядка согласования местоположения границ земельного участка при уточнении его границ.
В настоящем случае на момент внесения сведений о местоположении земельного участка 50:27:0030322:9 (20.05.2010) сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:27:0030322:10, 50:27:0030322:11 уже были внесены в государственный кадастр недвижимости (12.02.2007), что позволяет прийти к выводу, что сведения, содержащие описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:9, границы которого пересекают границы принадлежащих ООО "Покровское" и ранее поставленных на учет земельных участков 50:27:003032210 и 50:27:003032211, внесены Управлением Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Московской области в государственный кадастр недвижимости с нарушением порядка, предусмотренного положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Доказательств обратного Управлением Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Московской области не представлено.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Принимая во внимание изложенное выше, апелляционный суд считает, что в настоящем случае совокупность указанных обстоятельств установлена, в связи с чем вывод суда о необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований является правомерным.
Учитывая сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.08.2013 по делу N А40-46930/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46930/2013
Истец: ООО "Покровское"
Ответчик: Управление Росреестра по Московской области, Управление федеральной службыгосударственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы