г. Санкт-Петербург |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А42-4074/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Е. А. Сомовой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. Г. Брюхановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20859/2013) ООО "ИНВИТРО СПб" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.08.2013 по делу N А42-4074/2013 (судья Л. Е. Беляева), принятое
по заявлению ООО "ИНВИТРО СПб"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Неделько К. Н. (доверенность от 13.05.2013)
от ответчика: Коробова Л. Б. (доверенность от 26.12.2012 N 22)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНВИТРО СПб" (ОГРН 1057813259371, место нахождения: 196105, г. Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д.18, лит. А; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Заводская, д. 7; далее - управление) от 01.04.2013 N 89, а также обязании управления удовлетворить жалобу общества от 14.02.2013 N 14-02/13 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области (далее - инспекция), в соответствии с которой инспекции необходимо осуществить процедуры по постановке на учет в налоговом органе заявителя по месту нахождения его обособленного подразделения "Медицинский офис - Североморск" по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Северная Застава, д. 10.
Решением суда от 15.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права - Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункта 2.1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 17.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (далее - Закон N 3297-1), Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2006 N 302 "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 302), пункта 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1998 N 655 "Об утверждении положений об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Постановление N 655).
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.01.2013 ООО "ИНВИТРО СПб" принято решение о создании обособленного подразделения "Медицинский офис - Североморск" по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Северная Застава, д. 10.
Одновременно обществом направлено в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу сообщение по установленной форме о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях, для постановки на учет в налоговом органе общества по месту нахождения его обособленного подразделения "Медицинский офис - Североморск" по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Северная Застава, д. 10.
Письмом от 25.01.2013 N 13.2-33/00619/1 инспекция сообщила заявителю о том, что постановка на налоговый учет обособленного подразделения общества, учредителем которого является иностранная организация, по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Северная Застава, д. 10, без согласования с федеральным органом исполнительной власти не представляется возможным.
Полагая, что оставление заявления о постановке обособленного подразделения на учет в налоговом органе без рассмотрения или отказа в постановке обособленного подразделения на учет в налоговом органе нарушает права и законные интересы общества по осуществлению хозяйственной деятельности на территории ЗАТО Североморск, ООО "ИНВИТРО СПб" направило в управление жалобу на действия инспекции, в которой просило признать их незаконными и обязать инспекцию провести необходимые процедуры по постановке на учет в налоговом органе ООО "ИНВИТРО СПб" по месту нахождения его обособленного подразделения "Медицинский офис - Североморск" по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Северная Застава, д. 10.
Решением управления от 01.04.2013 N 89 жалоба общества на вышеуказанные действия инспекция оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с законностью решения управления, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд, отказывая обществу в удовлетворении заявления, пришел к выводу о том, что в отсутствие у заявителя соответствующего согласования уполномоченного органа на ведение ООО "ИНВИТРО СПб" (как организацией с иностранными инвестициями) хозяйственной деятельности на территории ЗАТО, правовых оснований для совершения юридически значимых действий, связанных с постановкой на налоговый учет обособленного подразделения общества на территории закрытого административно-территориального образования Североморск, у инспекции в любом случае не имелось.
Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и считает, что при вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.11.1996 N 1606 "О преобразовании города Североморска Мурманской области в закрытое административно-территориальное образование" и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 508 "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов" город Североморск является закрытым административно-территориальным образованием.
Правовой режим закрытого административно-территориального образования определяется Законом N 3297-1. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 3297-1 закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона N 3297-1 особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в ЗАТО включает, в том числе, ограничение на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.
Согласно пункту 2.1 статьи 3 Закона N 3297-1 создание и деятельность на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями допускаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания вышеприведенных норм законодательства следует, что деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории ЗАТО допускается при соблюдении установленных ограничений.
Из материалов дела следует, что ООО "ИНВИТРО СПб" было создано на основании протокола от 18.11.2005 N 3 единственного участника общества, в соответствии с которым, единственным учредителем общества являлось ООО "Независимая лаборатория ИНВИТРО", которое 22.12.2011 на основании договора купли-продажи части доли в уставном капитале общества продало часть доли в размере 1% уставного капитала общества Компании "ИНВИТРО ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД", зарегистрированной в Республике Кипр 08.07.2010. Таким образом, Компания "ИНВИТРО ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД" является участником ООО "ИНВИТРО СПб".
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях" (далее - Закон N 160-ФЗ) создание коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами.
Согласно статье 4 Закона N 160-ФЗ исключения ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие изъятия установлены Законом N 3297-1.
В целях реализации пункта 2.1 статьи 3 Закона N 3297-1, с учетом требований обеспечения особого режима на территории вышеуказанных образований, Постановлением N 302 утверждены Правила создания и деятельности на территории ЗАТО организаций с иностранными инвестициями (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при создании организации с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования ее учредитель представляет в федеральный орган исполнительной власти или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано соответствующее закрытое административно-территориальное образование, заявление о государственной регистрации юридического лица в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
В рассматриваемом случае в отношении ЗАТО Североморск таким уполномоченным органом является Министерство обороны России.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил в течение 3 рабочих дней с даты получения от учредителя организации с иностранными инвестициями заявления заинтересованный орган направляет его копию для согласования в Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые в течение 30 дней с даты получения копии заявления о государственной регистрации юридического лица принимают решение о даче согласия на создание организации с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования или об отказе в ее создании и доводят соответствующую информацию до заинтересованного федерального органа исполнительной власти.
В силу пункта 9 Правил деятельность организаций с иностранными инвестициями на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 693 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и от 26.06.1998 N 655 "Об утверждении положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации".
Согласно пункту 29 раздела VI Постановления N 655 создание и деятельность на территории ЗАТО организаций с иностранными инвестициями допускаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 раздела VII постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 693 создание на территории ЗАТО юридических лиц (Филиалов, представительств) с участием иностранных юридических и физических лиц и (или) иностранным капиталом осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Правильно применив в совокупности и взаимосвязи вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что вышеуказанное ограничение распространяется только на те юридические лица, которые вновь созданы в качестве юридических лиц на территории ЗАТО и осуществляют деятельность на территории ЗАТО, поскольку такое толкование допускает признание неравноправия в положении юридических лиц, одни из которых создаются на территории ЗАТО с учетом ограничений, установленных Законом N 3297-1 и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а другие (в лице соответствующих филиалов, представительств, обособленных подразделений) могут осуществлять деятельность без указанных ограничений, так как созданы в качестве юридических лиц за пределами ЗАТО, но осуществляют свою деятельность на территории ЗАТО через созданные структурные подразделения, и исключает возможность надлежащего обеспечения особого режима указанных территорий. Суд правильно указал, что действующим законодательством предусмотрены определенные требования не только к созданию на территории ЗАТО организаций с иностранными инвестициями (к регистрации на территории ЗАТО в качестве юридического лица), но и в целом к размещению, функционированию таких организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений), существующие вне зависимости от установления формы заявлений и иных документов, посредством которых может быть согласовано функционирование такой организации (в данном случае - обособленного подразделения такой организации) на территории ЗАТО.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что в отсутствие у заявителя соответствующего согласования уполномоченного органа на ведение ООО "ИНВИТРО СПб" (как организацией с иностранными инвестициями) хозяйственной деятельности на территории ЗАТО, правовых оснований для совершения юридически значимых действий, связанных с постановкой на налоговый учет обособленного подразделения общества на территории ЗАТО Североморск, у инспекции в любом случае не имелось.
Учитывая изложенное, суд обоснованно не усмотрел условий, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительным решения управления, которым была отклонена жалоба на действия инспекции по отказу обществу в постановке на налоговый учет обособленного подразделения юридического лица на территории ЗАТО Североморск.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 пункт 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.08.2013 по делу N А42-4074/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-4074/2013
Истец: ООО "ИНВИТРО СПб"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области