г. Саратов |
|
20 ноября 2013 г. |
Дело N А06-2840/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" ноября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Никольская, 9, ОГРН 1043000718200, ИНН 3015067349),
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 августа 2013 года
по делу N А06-2840/2013 (судья Шарипов Ю.Р.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Земельный гео-информационный центр" (414000, г. Астрахань, пл. К.Маркса, 33А, ОГРН 1053000601279, ИНН 3016044560)
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Никольская, 9, ОГРН 1043000718200, ИНН 3015067349)
о признании незаконным предписания N 01-13 от 15.02.2013,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Земельный гео-информационный центр" - представитель Фадеева А.В., по доверенности от 08.02.2013; директор ООО "Земельный гео-информационный центр" - Устюгова Р.Г., выписка из ЕГРЮЛ от 11.09.2013 N 3470;
без участия в судебном заседании представителей: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (почтовое уведомление N 77622 приобщено к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЗГИЦ" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ в котором просит признать недействительными акт проверки N 1 от 15.02.2013 и предписание N01-13 об устранении нарушений законодательства в области геодезии и картографии от 15.02.2013 вынесенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30 августа 2013 года по делу N А06-2840/2013 требования ООО "ЗГИЦ" удовлетворены.
Признаны недействительными: акт проверки N 1 от 15.02.2013 и предписание N01-13 об устранении нарушений законодательства в области геодезии и картографии от 15.02.2013 вынесенные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, не согласившись с принятым решением, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, письменным пояснениям к жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ ООО "Земельный гео-информационный центр" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, дополнительные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ, в которых общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Земельный гео-информационный центр" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с распоряжением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от 01.02.2013 N 1, в период с 11.02.2013 по 15.02.2013 проведена плановая проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Земельный гео-информационный центр" порядка выполнения геодезических и картографических работ в соответствии с нормативно-правовыми актами по вопросам геодезической и картографической деятельности.
По результатам проверки Управлением Росреестра по Астраханской области составлен акт проверки N 1 от 15.02.2013, на основании которого в адрес общества внесено предписание об устранении нарушений законодательства РФ в области геодезии и картографии от 15.02.2013 по делу N01-13.
Предписанием вменено в обязанность общества устранить допущенные нарушения:
1. все геодезические работы выполнять с использованием материалов и данных федерального картографо-геодезического фонда;
2. при подготовке межевого плана использовать картографические материалы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
3. предоставить сведения о состоянии используемых ООО "ЗГИЦ" пунктов государственной геодезической сети;
4. все геодезические работы выполнять в соответствии с техническими требованиями к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии".
ООО "ЗГИЦ" оспорило акт проверки и предписание в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Для признания незаконными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного земельного контроля.
Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 20 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с нарушением установленных данным Законом требований, подлежат отмене судом на основании заявления проверяемого лица. Поскольку результаты проверки в соответствии со статьей 16 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, оформляются актом по установленной форме, заявленное требование о признании недействительным акта проверки по основаниям нарушения при проведении проверки требований Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, соответствует закону и подлежит рассмотрению по существу.
При этом, поскольку статья 20 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ устанавливает правовые последствия грубых нарушений требований закона при проведении проверки в виде отсутствия доказательственной силы результатов такой проверки, данное обстоятельство имеет существенное значение для рассмотрения требования о признании недействительным предписания надзорного органа, вынесенного по результатам проверки (Постановление ФАС Поволжского округа от 28.05.2012 по делу N А12-14969/2011).
Таким образом, доводы Управления о том, что акт проверки N 1 от 15.02.2013 не может быть признан недействительным, поскольку в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (не является документом подлежащим обжалованию, не основан на сложившейся правоприменительной практике.
Оспаривая результаты проверки, ООО "ЗГИЦ" сослалось на нарушение процедуры проведения проверки, а также на то, что требования управления не соответствуют действующему законодательству, поскольку общество не является субъектом геодезической деятельности.
Арбитражный суд Астраханской области отклонил доводы общества о нарушении Управлением процедуры поведения проверки, однако, исследовав межевые планы, согласился с доводами о том, что ООО "ЗГИЦ" не является субъектом геодезической деятельности, поскольку межевые планы относятся к результатам деятельности кадастровых инженеров Бусовой Д.Е., Тлегеновой O.K., Шароновой Н.А.
В апелляционной жалобе Управление настаивает на правомерном вынесении Предписания в отношении ООО "ЗГИЦ" поскольку кадастровые инженеры осуществляют деятельность кадастрового инженера по трудовому договору с коммерческой организацией, общество контролирует деятельность кадастрового инженера, в связи с чем, обязанность за соблюдением им норм законодательства Российской Федерации в области геодезии и картографии лежит на обществе с ограниченной ответственностью "Земельный гео-информационный центр".
Указанные доводы Управления судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Из смысла ст. 44 Закона о кадастре следует, что с 01 января 2011 г. субъектом кадастровых отношений является только кадастровый инженер.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о кадастре кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом, являющимся коммерческой организацией, в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица.
Обязанности организации, в составе которой осуществляет кадастровую деятельность кадастровый инженер, предусмотрены ч. 2 ст. 33 Закона о кадастре, согласно которому юридическое лицо обязано:
иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность;
обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц при выполнении соответствующих кадастровых работ.
Иных обязанностей юридического лица, в котором осуществляет кадастровую деятельность кадастровый инженер, законодательством РФ не предусмотрено.
То, что деятельность ООО "ЗГИЦ" носит организационный характер подтверждается представленными в материалы дела схемой взаимодействия кадастрового инженера, работника ООО "ЗГИЦ" с работодателем.
Контроль за деятельностью кадастровых инженеров в соответствии со статьей 29 Закона о кадастре осуществляется квалификационной комиссией, выдавшей кадастровому инженеру квалификационный аттестат на право осуществления кадастровой деятельности.
Кроме того, в соответствии с требованиями КоАП РФ контроль за деятельностью субъектов кадастровых отношений возложены также на органы государственного геодезического надзора и прокуратуры.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности нарушения Управлением процедуры поведения проверки.
Вывод суда основан на полно и всесторонне исследованных представленных в материалы дела доказательствах.
04.02.2013 Управлением издано распоряжение N 1 от 01.02.2013 о проведении проверки в отношении ООО "ЗГИЦ". Проверка проводилась на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 г., утвержденного Управлением Росреестра по Астраханской области от 29.10.2012 N П/240.
Задачами проверки являются контроль за соблюдением порядка выполнения геодезических и картографических работ в соответствии с нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами по вопросам геодезической и картографической деятельности.
Одним из предметов проверки является соблюдение обществом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
05.02.2013 Устюгова Р.Г. получила уведомление о распоряжение проверки с копией распоряжения от 04.02.2013, о чем на уведомлении имеется собственноручная запись Устюговой Р.Г., директора ООО "ЗГИЦ".
Таким образом, право на участие в проверке руководителю общества обеспечено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с чем апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, которое в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 августа 2013 года по делу N А06-2840/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2840/2013
Истец: ООО "Земельный гео-информационный центр"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная Кадастровая палата Росреестра" по Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3488/13
20.11.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9199/13
30.08.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2840/13
27.05.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2840/13